kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 10 классе " Уроки, заданные человечеству войной" ( на примере романа Ю. Бондарева" горячий снег")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 10 классе «Уроки, заданные человечеству войной. ( на примере романа Ю. Бондарева « Горячий снег»)»

 

Выполнил: Усик Светлана Владимировна,

учитель высшей категории МБОУ СОШ № 176 г.о. Самара

Данный урок будет интересен учителям 10-11 классов, готовящих учащихся к сочинению по литературе.


   Цели:

1.Образовательная –уяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева, в частности, к роману «Горячий снег», выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о подвиге, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев романа. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию как война; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, какие бедствия и разрушения несет война, но когда решается судьба Родины, тогда все берут в руки оружие, тогда все встают на её защиту.

3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения.

Метапредметные умения:

- умение извлекать информацию из разных источников;

- умение составлять план;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение подбирать цитаты;

- умение составлять таблицы.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты романа « Горячий снег», компьютор, презентация учащихся о Сталинградской битве.

Технологии: Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Ход урока:

Эпиграф

Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Ещё теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал.

Вздохните, люди,

Переступив войны порог.

А. Твардовский. 1945год.

Время проведения: 90 минут

 

  1. Стадия вызова.

Вступительное слово учителя

Четыре и семьдесят. Время войны и время мира…Много это или мало? Нам кажется, что 4 года пролетают, как птицы. Но во время войны другой счёт, и военные годы громоздятся в памяти фронтовиков скалистыми кручами. За время боя можно узнать человека так, как не узнаешь, возможно, и за всю жизнь. Да и будет ли она, жизнь? Во имя победы люди не щадили себя. Героизм наших воинов во время войны был массовым. Мы знаем о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дота, но даже не подозреваем о том, что первым такой подвиг совершил 24 августа 1941 года под Новгородом политрук А. Панкратов, а более 50 человек повторили его.

Произведения о Великой Отечественной войне помогают нам сохранить память о беспримерном мужестве нашего народа, совершившего подвиг во имя жизни на земле.

Война изменила судьбу каждого человека, заставила сделать трудный нравственный выбор. Война высветила характер русского народа, показала его мужество и патриотизм.

В произведениях о войне мы узнаем о людях, способных к самопожертвованию, поражаемся силе духа и безграничной любви к Родине, понимаем, какой ценой досталась им победа. Именно поэтому так искренне звучат слова писателя-фронтовика Александра Твардовского.

В романе Юрия Бондарева « Горячий снег» рассказывается о людях, которые выполняют приказ драться до последнего патрона, умирают, но не сдаются. Ими движет воля к победе и любовь к Родине. Ничем другим невозможно объяснить, как измотанные противником русские войска находят силы вступать в поединок с танками, идти в атаку и побеждать превосходящего по численности противника.

-Презентация учеников « Сталинградская битва»: историческая справка.

-Как вы думаете, что побудило Ю. Бондарева написать роман?

(Ответы учащихся).

Послушайте, как сам Ю. Бондарев ответил на этот вопрос:

-История создания романа «Горячий снег»(Сообщение ученика)

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:

«Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве народа, победившего фашизм в кровавой войне. Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

«Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.

 

-Обратимся к названию романа «Горячий снег»

В одном интервью Ю.Бондарев отметил, что название книги – труднейшее звено творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа. Название романа – это краткое выражение его идеи. Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни милосердия».

Почему автор изменил заглавие романа?

Постановка проблемного вопроса:

 

-Давайте запишем слова: горячий, горящий, горючий.

Что может быть горячим? Горящим? Горючим?

-Почему же горячий снег?

 

-Какие эпизоды помогают понять название романа?

 

-Давайте еще раз вернемся к этим эпизодам:

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе " Уроки, заданные человечеству войной" ( на примере романа Ю. Бондарева" горячий снег") »

Конспект урока литературы в 10 классе «Уроки, заданные человечеству войной. ( на примере романа Ю. Бондарева « Горячий снег»)»


Выполнил: Усик Светлана Владимировна,

учитель высшей категории МБОУ СОШ № 176 г.о. Самара



   Цели:

1.Образовательная –уяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева, в частности, к роману «Горячий снег», выявить позицию героев романа по отношению к вопросу о подвиге, создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев романа. Показать духовные искания главных героев романа. Протест писателя – гуманиста против попрания естественного права человека на жизнь.

2. Воспитательная – показать, что внимание автора сосредоточено на поступках и состояниях человека; помочь учащимся осознать огромную актуальность произведений о войне и поднятых в них проблем; содействовать формированию собственной точки зрения  учащихся по отношению к такому понятию как война; создать ситуации, при которых учащиеся поймут, какие бедствия и разрушения несет война, но когда решается судьба Родины, тогда все берут в руки оружие, тогда все встают на её защиту.

3. Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения. ; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения.

Метапредметные умения:

- умение извлекать информацию из разных источников;

- умение составлять план;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы;

- умение подбирать цитаты;

- умение составлять таблицы.

Оборудование: портрет Ю.В.Бондарева, тексты романа « Горячий снег», компьютор, презентация учащихся о Сталинградской битве.

Технологии: Учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Ход урока:

Эпиграф

Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застигли нас.

Ещё теплы стволы орудий

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал.

Вздохните, люди,

Переступив войны порог.

А. Твардовский. 1945год.

Время проведения: 90 минут


  1. Стадия вызова.

Вступительное слово учителя

Четыре и семьдесят. Время войны и время мира…Много это или мало? Нам кажется, что 4 года пролетают, как птицы. Но во время войны другой счёт, и военные годы громоздятся в памяти фронтовиков скалистыми кручами. За время боя можно узнать человека так, как не узнаешь, возможно, и за всю жизнь. Да и будет ли она, жизнь? Во имя победы люди не щадили себя. Героизм наших воинов во время войны был массовым. Мы знаем о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дота, но даже не подозреваем о том, что первым такой подвиг совершил 24 августа 1941 года под Новгородом политрук А. Панкратов, а более 50 человек повторили его.

Произведения о Великой Отечественной войне помогают нам сохранить память о беспримерном мужестве нашего народа, совершившего подвиг во имя жизни на земле.

Война изменила судьбу каждого человека, заставила сделать трудный нравственный выбор. Война высветила характер русского народа, показала его мужество и патриотизм.

В произведениях о войне мы узнаем о людях, способных к самопожертвованию, поражаемся силе духа и безграничной любви к Родине, понимаем, какой ценой досталась им победа. Именно поэтому так искренне звучат слова писателя-фронтовика Александра Твардовского.

В романе Юрия Бондарева « Горячий снег» рассказывается о людях, которые выполняют приказ драться до последнего патрона, умирают, но не сдаются. Ими движет воля к победе и любовь к Родине. Ничем другим невозможно объяснить, как измотанные противником русские войска находят силы вступать в поединок с танками, идти в атаку и побеждать превосходящего по численности противника.

-Презентация учеников « Сталинградская битва»: историческая справка.

-Как вы думаете, что побудило Ю. Бондарева написать роман?

(Ответы учащихся).

Послушайте, как сам Ю. Бондарев ответил на этот вопрос:

-История создания романа «Горячий снег»(Сообщение ученика)

Роман «Горячий снег» был написан Бондаревым в 1969 году. К этому времени писатель был уже признанным мастером отечественной прозы. К созданию этого произведения его подвигла солдатская память:

«Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…

Конечно, если бы я не принимал участия в сражении, которое 2-ая гвардейская армия вела в заволжских степях в лютый декабрь 42-го года с танковыми дивизиями Манштейна, то, возможно, роман был бы несколько иным. Личный опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне написать именно так, а не иначе».

Роман Бондарева стал произведением о героизме и мужестве народа, победившего фашизм в кровавой войне. Рассказывая о создании романа «Горячий снег», Ю.Бондарев так определил понятие героизма на войне:

«Мне кажется, героизм – это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замерзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике «юнкерсов»; гибель товарищей… А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты – быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне, потому что воевали миллионы».

В романе рассказывается о грандиозной Сталинградской битве, битве, которая привела к коренному перелому в войне. Мысль о Сталинграде становится центральной. Здесь повествуется о грандиозной битве наших войск с дивизиями Манштейна, пытающимися прорваться к окружённой группировке Паулюса. Но враг столкнулся с таким сопротивлением, которое превосходило всякие человеческие возможности. Даже сейчас с каким-то удивлённым уважением вспоминают о силе духа советских воинов те, кто в минувшей войне был на стороне гитлеровцев. И совсем не случайно уже престарелый отставной фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с писателем Ю.Бондаревым, узнав, что тот работает над книгой о Сталинградской битве.


-Обратимся к названию романа «Горячий снег»

В одном интервью Ю.Бондарев отметил, что название книги – труднейшее звено творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа. Название романа – это краткое выражение его идеи. Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни милосердия».

Почему автор изменил заглавие романа?

Постановка проблемного вопроса:


-Давайте запишем слова: горячий, горящий, горючий.

Что может быть горячим? Горящим? Горючим?

-Почему же горячий снег?


-Какие эпизоды помогают понять название романа?


-Давайте еще раз вернемся к этим эпизодам:


1.Путь дивизии полковника Деева к Сталинграду (главы 1 и 2)

-Найдите в тексте, как писатель показывает напряженное состояние солдат при переброске под Сталинград.

(Эшелон мчался по полям, «завьюженным белой мутью», « низкое, без лучей солнце грузным малиновым шаром висело над ними», и остро сверкала, искрилась размельчённая изморозь в воздухе».


На эшелон пикировала тройка «мессершмиттов». Искрящийся снег, который ещё совсем недавно поражал своей чистотой, становится врагом: на белом безбрежном поле беззащитны солдаты в серых шинелях и полушубках. « Несколько солдат …, не выдержав расстрела с воздуха, вскочили, заметались под истребителями, бросаясь в разные стороны».

-Что почувствовал лейтенант Кузнецов в это время? ( Беспомощность)

- Какой предстаёт природа после артналёта?

« Когда Кузнецов опять вышел на свежий воздух, на морозное солнце, эшелон так же стоял среди сверкающей до горизонта глади снегов…» За окном волны нескончаемых сугробов, утренний покой, тишина: «Заискрились под солнцем крыши деревеньки, зеркалами вспыхивали приваленные пышными сугробами низкие оконца».


-Как писатель с помощью описания природы передаёт напряжённость солдат?

- Каким видится им снег? ( Холодный, бездушный, враждебный)


2. Бой батарейцев ( главы 11 – 18).


1)Анализ главы 8.

-Почему автор включает в роман рассказ Касымова о Южном Казахстане перед боем? Ради чего Касымов и Кузнецов, их друзья и знакомые пошли воевать?

-Прочитайте слова пленного майора Эриха Дица( глава 25)

Он говорит: « Война- это игра, начатая ещё с детства. Люди жестоки с пелёнок. Разве вы не замечали, господин генерал, как возбуждаются, как блестят глаза у подростков при виде городского пожара? При виде любого бедствия. Слабенькие люди утверждаются насилием, чувствуют себя богами, когда разрушают… В любой войне нет правых, есть лишь кровавый инстинкт садизма.»

- Как рассказ Касымова опровергает эту безумную теорию?


2) Анализ глав 11-13.

- В главе 11 рассказывается о начале боя. Снег становится грязным, а затем и совсем исчезает, уступив место огню.

Перед Кузнецовым, Давлатяном, Ухановым, Чибисовым встают вопросы, на которые им нужно ответить немедленно.

Как ведут себя эти люди?

-Почему Кузнецов сам отправляется снять прицелы с орудий, а не отдаёт приказ? ( У него есть право командовать людьми, отправляя их на смерть, но ему важно доказать самому себе, что он не трус: « Я не имею права так. Не имею! Это отвратительное бессилие… Надо снять панорамы! Я боюсь умереть? Почему я боюсь умереть?»).

-Как ведёт себя Уханов? Как вы понимаете его слова: « Работа солдата - как колесо…»? ( Он хладнокровен, готов действовать)


-Что случилось с расчётом Давлатяна?Как погиб Касымов?

- Как погиб Сергунёнков? Почему Кузнецов не может простить Дроздовскому его гибели? ( Кузнецов думает: «Он послал Сергунёнкова, имея право приказывать… А я был свидетелем – и на всю жизнь прокляну себя за это!)


3) Анализ главы 18.


Почему Кузнецов после 24-хчасового боя чувствует, что « всё изменилось, перевернулось за день, всё измерялось уже иными категориями, чем сутки назад»?

-Кто остался в живых?( Кузнецов, Уханов, Нечаев и Чибисов).

- Почему Кузнецов и Уханов винят себя в том, что погиб расчёт младшего сержанта Чубарикова? Могли ли они чем-то помочь, если на орудие Уханова тоже двигалось 7 танков? Как вы думаете, можно назвать их героями? Почему?

-Как описание снежных равнин подчёркивает масштабность и трагизм боя?

(Горящий снег подчеркивает масштабность и трагизм боя, который всего лишь эпизод великой битвы на Волге, беспредельность человеческих возможностей, когда решается участь Родины. Все было исковеркано, опалено, недвижно мертво. «… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его взвода, которых он по-человечески ещё не успел узнать… Снежная крупа намела белые островки, и «Кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне снега».


4) Анализ эпизода «Смерть санинструктора Зои» (глава 23)


-Как писатель изобразил санинструктора Зою?

-Как к ней относятся солдаты?

-За что она полюбила лейтенанта Дроздовского?

-Каким он оказался на самом деле?

-Почему Кузнецов старается укрыть Зою в бою, а Дроздовский берёт с собой, когда они отправляются искать раненого разведчика?

-Любовь и война…Казалось бы, несовместимые понятия. Тем не менее на войне тоже есть место любви, -считает Зоя. А что думают об этом Дроздовский, Кузнецов?

-Каким становится снег после гибели Зои? Как вы понимаете эти слова?


(Дроздовский боится показать свои чувства, стыдится их, в то же время неистово ревнует Зою. Он думает только о себе, о том, что подумают или скажут подчинённые.

После гибели Зои Елагиной Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…Кузнецову казалось, что « сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота её глаз блеснет из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне приснилось, что я погибла»…  что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от слез».

Снег становится горячим от глубины человеческого чувства. Кузнецов скорбит об утраченной любви.)

-Позже пленный немецкий майор скажет:

«Франция – это солнце, юг, радость… – А в России горит снег».

-Как вы думаете, кто выиграл битву под Сталинградом?

Найдите и прочитайте эпизод обхода позиций после боя Бессоновым.

-Почему командарм Бессонов, увидев оставшихся в живых 4 человек, стоял, « не вытирая этих благодарных и горьких ожигающих слёз»?


-Как вы думаете, то, что совершили бойцы, можно назвать подвигом?

Все судьбы слиты в романе, как в настоящей жизни. Юрий Бондарев показывает нам, что война беспощадна: умирают и хорошие люди, как Сергунёнков, Касымов, Давлатян и Веснин, и трусы. И жить остаются тоже разные : Кузнецов, Уханов, а также Дроздовский, Чибисов. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского котелка.

-А сейчас мы послушаем стихотворение, посвящённое Ю. Бондареву.

М.Львов «Горячий снег»

  Клубились яростно метели

По Сталинградской по земле

Артиллерийские дуэли

Кипели бешено во мгле

Дымились потные шинели

И шли солдаты по земле.

 Машинам жарко и пехоте

И наше сердце не в броне.

И падал в битве человек

В горячий снег, в кровавый снег.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал.


Минута молчания.

Читается текст (подготовленный ученик)

Из сообщения Совинформбюро.

2 февраля 1943 года

Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окруженного севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.



Рефлексия.

- Можно ли передать в сводке Информбюро, какую цену пришлось заплатить за победу?

-Как роман « Горячий снег» помог вам узнать историю Великой Отечественной войны?

-Для чего нужно читать произведения о войне?

-Какие ещё вопросы задала людям война?


Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Для чего нужно читать произведения о войне?»
















Список использованной литературы

1. Бондарев Ю. Горячий снег. - М.: Молодая гвардия,1978

2. Быков В.В., Воробьев К.Д., Некрасов В.П. Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, 2005.

3. Бузник В.В. О ранней прозе Юрия Бондарева,  «Литература в школе», №3, 1995 год Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.

4. Венок славы. Т. 4. Сталинградская битва, М. «Современник», 1987 год.

5. Кузьмичев И. «Боль памяти. Великая Отечественная война в советской литературе», Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985 год

6. Серафимова В.Д. Русская литература второй половины двадцатого века. Учебный минимум для абитуриентов. - М.: Высшая школа, 2008.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Усик Светлана Владимировна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136294

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства