Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами»
Составила: учитель начальных классов Зарова М.И.
Цель: познакомить с написанием и особенностями римских цифр.
Задачи 1. Сформировать представление о римских числах и
и цифрах, познакомить с записью чисел римскими цифрами.
2. Развивать умение наблюдать, выделять главное,
анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую
речь, развивать познавательную активность.
3. Воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Тип урока: ОНЗ (освоение новых знаний)
Оборудование урока: плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; мультимедийный проектор; экран; презентация, деревянные счётные палочки, магнитные палочки, часы, инд. карточки.
1. Самоопределение к деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке
Продолжительность: 1-2 минуты.
-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
- На вас надеюсь я друзья!
- Садитесь девочки, Егор.
Этот урок у нас сейчас науке посвящается,
Что математикой всегда в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!
- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” (СЛАЙД 1) и нам предстоит в этом убедиться.
2. Устный счёт.
Проверка знания таблицы умножения
Работа по карточкам
3. Актуализация знаний и мотивация.
Постановка учебной задачи.
- Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Как они называются? (Арабские цифры)
- Почему эти числа называются арабскими?
-– А теперь отгадайте загадку.
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)
- Посмотрите на циферблат и определите время: 6ч.00 мин.
-Какими цифрами здесь ведётся запись
Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (4ч. 00 мин.).
- Который сейчас час?
- Почему же возникло затруднение?
(Не знаем, какими цифрами записаны числа).
- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)
- Верно, ребята. Здесь ведётся запись неизвестными для вас римскими цифрами. Мы используем и римские и арабские цифры, например, на циферблатах часов. Посмотрите (СЛАЙД 2)
- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока. СЛАЙД 3)
4. “Открытие” детьми нового знания.
а) Работа с моделями.
- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)
- Сейчас мы с вами увидим, что представлял собой Древний Рим. (СЛАЙДЫ 4-8)
1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.
2. Вид древнего города.
3. Помещение, где принимали гостей.
4. Жизнь города.
5. Трирема – военное судно римлян.
6. Так выглядели древние римляне.
- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)
- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? (на доске магнитными палочками)
- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.
- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?
- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)
- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. (показ на карточках)
- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.
Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)
Запись учениками римских чисел.
Вывешивается опора.
5. Релаксация. Упражнения для глаз (см презентация)
6. Первичное закрепление
Работа в тетради.
-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами
№2 с.46 (три примера у доски, остальные самостоятельно с последующей проверкой)
№3 с. 46 (три примера у доски, остальные самостоятельно с последующей проверкой)
- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.
- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти) показ
Конструирование двузначных чисел 28, 36, 15. (на месте и на доске)
Физкультминутка
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
№ 6 с. 47 СЛАЙД 10
в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.
- А вы знаете ,как записать число 55, 100?
- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением
Вывешивается опора.
50 - L
100 - C
500 - D
- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)
6. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .
34 | ХXXIV |
58 | LVIII |
65 | LXV |
70 | LXX |
300 | CCC |
7. Рефлексия деятельности.
- Что нового мы узнали?
- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?
Прав ли был Пифагор в своём высказывании (СЛАЙД 12)
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
8. Домашнее задание
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
Благодарю вас за урок!
резерв
а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Играют 10 чел. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Тот, у кого он окажется, сделает шаг вперед. Остальные ребята с помощью сигналов покажут, верно ли найден ответ?
– Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);
– Чему равно произведение 5 и 2? (10)
– Сколько ног у двух петухов? (4)
– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)
– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)
6) – Сколько дней в неделе?(7)
7) – 3 умножить на 4. (12)
8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)
9) – Какое число на один больше 10? (11)
10) – Частное 25 и 5. (5)
11) – 60 разделить 10. (6)
- Молодцы!
Страничка ученика
Тема урока: “Римские цифры”
1. Запиши римские числа в таблице
2. Сравни “ ”, “
III * V | IX * VIII | XII * VII |
VI * IV | XI * IX | IV * IX |
3. Выполни вычисления:
III + I = | VI – II = | XII – III = |
IX + II = | IV + III = | III + III = |
4. В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи.
VI +I = V | X + III = XI |
IX – I = X | VI – IV = IX |
Домашнее задание
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
Тема: Запись многозначных чисел римскими цифрами.
Цели: 1.Образовательная: сформировать представление о римских числах и
и цифрах, познакомить с записью чисел римскими цифрами.
2. Развивающая: развивать умение наблюдать, выделять главное,
анализировать, обобщать, сравнивать; развивать математическую
речь, развивать познавательную активность.
3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаи-
мопомощь.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование урока:
Плакат с римскими цифрами; карточки с заданиями; карточки – сигналы; мультимедийный проектор; экран; презентация.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке
Продолжительность: 1-2 минуты.
-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Этот урок у нас науке посвящается,
Что математикой в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!
-Ребята! А с помощью чего можно всё исчислить? (С помощью чисел)
-Наш урок начнём с высказывания знаменитого Пифагора, который утверждал, что «Всё есть число», и нам предстоит в этом убедиться.
(Слайд 1).
-Как вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите свои примеры. ( В основном, всё, что находится вокруг нас, можно попытаться сосчитать и обозначить числами).
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? ( О числах)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель:
1) повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»;
2) зафиксировать повторяемые правила в речи и в виде эталонов;
3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;
4) зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия
Методы: создание проблемной ситуации, самостоятельный поиск значения новых римских цифр путём соотнесения их с числами, записанными арабскими цифрами; диалог.
Продолжительность: 5-6 минут.
- С помощью чего можно записать числа? (С помощью цифр)
- Какие цифры вы знаете? (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Как они называются? (Арабские цифры)
- Почему эти числа называются арабскими? (Их придумали древние арабы)
Учитель демонстрирует слайды 2-8.
-Знаете ли вы какие-нибудь другие цифры? (Римские цифры)
-Какие римские цифры вы знаете? ( I, V, X)
Учитель демонстрирует слайд 9.
-Запишите в тетради числа от 1 до10, используя римскую нумерацию.
Учащиеся работают в тетрадях. Проверка организуется по таблицам. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
-Какие правила нужно соблюдать при записи чисел римскими цифрами?
( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней.
Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается)
Учитель показывает слайд 10.
-Итак, мы вспомнили римские цифры и правила их записи. А сейчас попробуем выполнить задание №1 на с.24. Найдите это задание. Выполните это задание в парах.
Одна пара учащихся работает у доски, остальные учащиеся в тетради.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения.
Продолжительность: 3-4 минуты.
Методы: подводящий к теме диалог.
-Проверим, как вы справились с этим заданием
-У кого возникло затруднение?
- В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1) уточнить цели будущих действий;
2) обдумывание плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий.
Продолжительность: 6-7 минут.
Формы работы: работа в парах.
Методы: подводящий к открытию знания диалог.
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Научиться записывать числа римскими цифрами)
- Назовите тему урока. (Запись многозначных чисел римскими цифрами)
-Определимся, с чего же нам надо начать? (Познакомиться с новыми римскими цифрами и с их помощью научиться записывать многозначные числа)
-Какие известные правила помогут вам? ( Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней. Меньшая цифра, стоящая слева – вычитается.
В записи числа цифра не должна повторяться более трёх раз).
«Открытие детьми нового знания»
-Работаем в парах. Каждая группа получает карточки с числами: 1, 5, 10,50,100,500,1000. Пользуясь учебником, под каждым числом запишите эти же числа римскими цифрами. Помните о взаимопомощи.
5. Реализация построенного проекта.
Продолжительность: 7-8 минут.
Дети работают в парах. Один ученик работает у доски.
- Итак, что же у вас получилось?
-Посмотрите на эталон и сравните его со своими записями. Скажите, сколько всего римских цифр? (7)
Учитель демонстрирует слайды 11-12.
- Как же записать с помощью римских цифр число 35? (35=10+10+10+5, XXXV)
Дети дают подробное объяснение.
- Как запишите числа из задания №1? (52= 50+2, LII ит.д.)
Дети дают подробное объяснение.
- Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый способ записи чисел - с помощью римских цифр.
- Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при записи чисел римскими цифрами?
- Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)
Физминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
Продолжительность: 4-5 минут.
Методы: самоконтроль, самооценка.
Средства: комментирование.
Задание № 2, стр. 24.
- Найдите в учебнике № 2 на стр. 24.
- Прочитайте задание про себя. Выполните задание в парах.
Фронтальная проверка.
- Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий.
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельное выполнение задания №3;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Продолжительность: 5-6минут.
Учащиеся выполняют задание № 3, самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки.
- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)
- Кто не допустил ошибки в задании №3?
- Кто допустил ошибки в задании № 3?
- В чём их причина?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1)выявить границы применимости нового знания;
2)тренировать умение составлять верные равенства, используя римские цифры
Продолжительность: 5-6 минут.
- Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.
Разделить класс на группы.
- Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)
1) Задание №4, стр. 24.
- Найдите задание №4 на стр. 24. Прочитайте его про себя и обсудите в группе все возможные варианты решения.
2) Задание №5, стр. 24.
- Найдите задание №5 на стр. 25. Обсудите его в своей группе.
Ученики работают в группах. Ответственный комментирует работу всей группы.
- Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)осознание учащимися своей учебной деятельности,
2)самооценка результатов деятельности на уроке;
3) согласовать домашнее задание.
Продолжительность: 2-3 минуты.
-Вот и подошёл к концу наш урок. У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
-Я знаю, что такое римские цифры.
-Я знаю, правила, по которым записываются римские числа.
-Я знаю, где используются римские числа.
-В самостоятельной работе у меня всё получилось.
-Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была) и исправил свою ошибку.
-Я доволен своей работой на уроке.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке.
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его (слайд 13).
-Запишите домашнее задание:
1) Стр.25, №8;
2) Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
Присоединяйтесь!
Зарегистрировавшись, Вы сможете:
Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...
Документы для Вашего портфолио:
Свидетельства о публикации на проекте «Алые паруса»
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)
Конспект урока математики в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел
Урок повторения и закрепления темы: Умножение и деление многозначных чисел. Используется краеведческий материал, статистические данные района. УМК "Школа России"
Конспект урока "Сложение многозначных чисел"
Тема: Сложение многозначных чисел.Тип урока: открытие нового материала.Цель: Научить письменному алгоритму сложения многозначных чисел.Задачи:1) Повторить нумерацию многозначных чисел; 2) Научить детей складывать многозначные числа с опорой на сложение трехзначных чисел; 3)Развитие математической речи, логического мышления; 4) Воспитывать интерес к уроку, умение организовано работать на уроке;
Конспект урока математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"
урок математики в 3-ем классе. Приемы вычислений многозначных чисел.
Урок построен на примере соревнования снайперов, которые стремятся попасть в цель при помощи правильно выполненных заданий. работа по отработке вычислительных навыков ведется как индивидуально, так и в группах. некоторые задания разбираются и выплняются фронтально. каждое выполненнон задания оакнчивается проверкой и обобщением.Конец урока - награждение лучших снайперов, т. е. наиболее активных учащихся.
Чтение и запись многозначных чисел и работа с ними.
Урок повторения и закрепления .
Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.
Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышления, познавательной деятельности на основе краеведческого материала, математической речи, внимания, умений само- и взаимооценки деятельности.
Урок математики по теме «Римские цифры»
3 класс
Цели:
образовательная: систематизировать и обобщить знани о числах и цифрах, формировать представление о римских цифрах и числах, учить читать, записывать, сравнивать числа;
развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; математическую речь и познавательную активность;
воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, формировать самоконтроль.
Задачи:
· познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;
· познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.
Тип урока:
- урок открытия нового знания.
Оборудование урока:
мультимедийный проектор; экран; презентация, палочки, наглядный передвижной материал
Ход урока:
1. Организационный момент
-Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике.
2. Актуализация знаний
1) повторение нумерации чисел в пределах 1000:
357, 682, 803, 438, 999, 580
Посмотрите на числа. Как мы их называем? (Трехзначные)
Почему? (Для записи данных чисел используется три цифры)
А сколько разных цифр мы можем использовать для записи чисел в данной системе счисления ? (10)
Какое число можно назвать «лишним»?
(803 – в нем нет свободных десятков). Сколько всего десятков? (80)
(999 – одинаковое количество сотен, десятков и единиц). Сколько всего единиц? (999) Сколько всего десятков? (99)
(580 – нет свободных единиц)
Назовите самое маленькое число. (357) Назовите его разрядный состав.
Назовите предыдущее числа 580. (579)
Последующее числа 999 (1000). Сколько в нем всего десятков? (99)
В тетради запишите эти числа: 1 вариант – в порядке возрастания, 2 вариант – в порядке убывания.
Проверка.
2.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы
Установите закономерность и продолжите ряд
1) 356, 357, …, … .
2) 671, 670, …, … .
3) 501, 601, …, … .
4) CLIV, CLV, …, … .
Проверяем, называем. В чем проблема? Все ли задания вы смогли выполнить?
3. Открытие нового знания.
Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами малознакомыми вам. Знает ли кто-нибудь, как они называются? Для того, чтобы разобраться, что это за числа, предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
Первобытные люди не знали цифр. У них даже слов таких не было «два», «четыре», «пять». Но считать умели. Называть числа им было необязательно, достаточно было показать их на пальцах. Пальцы и были первыми изображениями чисел, и, если хотите, первым калькулятором. Очень удобно складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Если не хватит пальцев на руках - не беда, есть еще в запасе пальцы на ногах.
Шли века, тысячелетия. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, стали обрабатывать землю, строить каменные здания. Для всего этого требовались сложные расчеты, а для расчетов – цифры.
У разных народов была своя форма записи чисел.
Древний народ шумеры, живший на территории Междуречья (современный Ирак) лепили из глины пластинки и палочкой выдавливали на ней точки, палочки, узелки.
Египтяне придумали свою систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку. Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки – символы.
Была своя форма записи чисел и у славян. Она была основана на кириллице (славянской азбуке): над обычными буквами ставились титлы (чёрточки), и тогда буква обозначала число. Такие цифры до сих пор используются в некоторых церковных книгах, написанных на старославянском языке. Перед вами башенные часы с кириллическими цифрами в Суздале.
Славянская нумерация использовалась в России до 18 века. Современные цифры принято называть арабскими. Способ записи чисел всего несколькими знаками (всего 10) был создан в Древней Индии. Одна и та же цифра могла обозначать число единиц, десятков, тысяч в зависимости от места, на котором стоит. У индусов цифры заимствовали арабы, а от них они распространились по всему миру и получили название «арабские», хотя правильнее их было бы называть всё-таки индийскими.
Пользоваться ими стали в России повсеместно только с 18 века. До этого же времени в официальных бумагах разрешалось ставить только римские цифры.
- А вот и они!
Может быть, кто-нибудь вспомнит, где мы встречаемся с рисскими цифрами? (Нумерация столетий, на циферблатах часов, нумерация книжных томов и глав, нумеруем варианты в контрольных работах, даты рождения часто записывают, используя римские цифры)
Итак, как назовём тему нашего урока? А какую цель поставим?
Тема: Римские цифры.
Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение.
4. Объяснение нового материала
Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.
Количество палочек соответствует тому числу, которое обозначает.
I - 1
II - 2
III – 3
А как бы вы записали число 4?
IIII – именно такую четверку можно увидеть сегодня на некоторых циферблатах.
А вот так римляне обозначали пятерку – V. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку, но не вырисовывали каждый палец отдельно. Рисунок был очень простым: V. Положите перед собой ладонь и посмотрите, где прячется пятёрка.
А потом четверку стали изображать вот так: IV - 4 а шестерку так - VI– 6 Кто догадался, почему? (4 – предыдущее число, палочку пишем слева, отнимаем; 6 – последующее, палочку справа, прибавляем.)
Кто из вас знает, как записывается десятка? X.
Некоторые ученые предполагают, что 10 – это скрещенные руки, а другие придерживаются мнения, что 10 состоит из двух 5. Одну запишем как обычно, а вторая перевёрнута вниз. Вот так: X.
Если рядом записать X X, X XX, какие числа получим? (20, 30)
А это какое число – XI? (11), Как записать число 19?
Какова же особенность римской записи?
-Если меньшую цифру поставить справа (после) от большей, её надо прибавить, а если поставить слева (перед) – отнять.
-Запомнили? Давайте проверим.
Физминутка
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику
1) с. 46 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально)
2) № 3 выполнить самостоятельно карандашом в учебнике, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской)
Самопроверка
6. Моделирование
Возьмите палочки. В каком классе мы учимся? Сложите при помощи палочек римскую цифру 3, превратите ее в 4, в 6, в 9, в 11.
Логическая задача
Сложите при помощи палочек запись: VI + I =V
Верна ли она? Переложите только одну палочку, чтобы равенство стало верным.
IV + I = V
Физминутка
7. Открытие нового знания
Для записи больших чисел римляне использовали другие обозначения
Таблица на слайде:
Число | Римское обозначение |
1 | I |
5 | V |
10 | X |
50 | L |
100 | C |
500 | D |
1000 | M |
Попробуем при помощи таблицы прочитать, какие числа записаны
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
1) А теперь вернемся к началу урока и попробуем продолжить ряд цифр
CLIV, CLV,CLVI, CLVII, CLVIII
Потренируемся в записи чисел при помощи римских цифр
Какое выдающееся событие отмечал весь мир на этой неделе? День Космонавтики, день первого полета человека в космос. Когда это произошло? Кто был первым космонавтом?
Запишем некоторые числа римскими цифрами.
12 апреля
Сколько длился полет Гагарина? 108 минут
Сколько лет прошло со дня первого полета? 50 лет
После Гагарина в космосе побывал 431 человек
Больше всего в космосе провел космонавт Сергей Авдеев – 747 суток
В открытый космос выходили 149 космонавтов.
2) Решение задачи:
В Солнечной системе IX планет, а спутников на XL меньше.
Сколько всего планет со спутниками в Солнечной системе?
Решение самостоятельно (1 ученик у доски)
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Как вы думаете, почему математики всего мира пользуются арабской системой, а не римской?
(римская нумерация неудобна, записи длинные, умножение и деление в письменном виде производить невозможно)
С чем мы познакомились на уроке?
Где можно встретить римские цифры?
Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?
Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры с использованием мультимедиа-технологии"
Никулина Марина Ивановна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу:Преподавание в начальной школе
1. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
Этот урок у нас сейчас науке посвящается,
Что математикой всегда в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить!
- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.
2. Актуализация знаний и мотивация.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее?
Год час секунда месяц сутки минута литр век
- Почему? (Остальные - величины времени).
- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)
- Какая из них самая большая величина? (век)
- Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты, № 1 - для 1 варианта, а № 2 - для второго. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин.
- Два ученика будут работать у доски.
Век год месяц неделя сутки час минута секунда
100 | 365 | 12 | 7 | 24 | 60 | 60 |
366 | | | | | | |
- Проверим свою работу, сверив ответы. Спасибо!
3. Постановка учебной задачи.
– А теперь отгадайте загадку.
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)
- Посмотрите на циферблат и определите время: 2ч.15 мин.
- Как еще можно прочитать это время?
- Какой угол образуют стрелки часов?
Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).
- Который сейчас час?
- Почему же возникло затруднение?
(Не знаем, какими цифрами записаны числа).
- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)
- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока.Приложение 1.)
4. “Открытие” детьми нового знания.
а) Работа с моделями.
- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)
- Что вы знаете про это? (Сообщения учащихся,показ слайдов Приложение 1.)
1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.
2. Вид древнего города.
3. Помещение, где принимали гостей.
4. Жизнь города.
5. Трирема – военное судно римлян.
6. Так выглядели древние римляне.
- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)
- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?
- На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.
- Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить,чтобы получилось 8?
- Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
(надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)
- А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10можно записать двумя пересекающимися палочками.
- Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.
Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей,прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)
Запись на страничке ученика римских чисел
5. Первичное закрепление.
а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Играют 10 чел. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Тот, у кого он окажется, сделает шаг вперед. Остальные ребята с помощью сигналов покажут, верно ли найден ответ?
– Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);
– Чему равно произведение 5 и 2? (10)
– Сколько ног у двух петухов? (4)
– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)
– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)
6) – Сколько дней в неделе?(7)
7) – 3 умножить на 4. (12)
8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)
9) – Какое число на один больше 10? (11)
10) – Частное 25 и 5. (5)
11) – 60 разделить 10. (6)
- Молодцы!
Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
б) Работа в тетради.
-А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами (Работа на страничке ученика,задание 2, 3, 4) Проверка по слайду, Приложение 1.
- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.
- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти,нумерация собраний сочинений писателей)
Конструирование двузначных чисел 28, 36, 45.
- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг (выполнение задания на слайде.Приложение 1)
в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.
- А вы знаете ,как записать число 55, 100?
- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением
Вывешивается опора.
50 - L
100 - C
500 - D
- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)
6. Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой .
34 | XXIV |
58 | LVIII |
65 | LXV |
70 | LXX |
300 | CCC |
7. Рефлексия деятельности.
- Что нового мы узнали?
- Каким способом?
- Где используются римские числа? Сколько цифр узнали?
Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний (Приложение 1). На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока?Молодцы!
8. Домашнее задание
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
Благодарю вас за урок!
Страничка ученика
Тема урока: “Римские цифры”
1. Запиши римские числа в таблице
2. Сравни “ ”, “
III * V | IX * VIII | XII * VII |
VI * IV | XI * IX | IV * IX |
3. Выполни вычисления:
III + I = | VI – II = | XII – III = |
IX + II = | IV + III = | III + III = |
4. В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Покажи.
VI +I = V | X + III = XI |
IX – I = X | VI – IV = IX |
Домашнее задание
Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.
Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.
* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?
Поделиться