Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры"
Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры"
Конспект урока математики в 1 классе
по теме «Числа и цифры. Римские цифры»
Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов
МБУ школы №32 г.о. Тольятти
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Аудитория данного материала – учителя начальных классов. В увлекательной игровой форме ребятам предлагается знакомство с римскими цифрами. Использованы элементы игровой, здоровьесберегающей, информационной технологий, технологии оценивания учебных достижений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры" »
Конспект урока математики в 1 классе
по теме «Числа и цифры. Римские цифры»
Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов
МБУ школы №32 г.о. Тольятти
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.
Задачи:
• создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;
• способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;
• воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
Дидактические средства:
• для учителя – презентация, фонограмма;
• для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование:
• цифровые «веера»
• магнитофон
• проектор
• таблицы
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Пальчиковая разминка)
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся,
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5. 5, 4, 3, 2, 1.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
– Ребята, к нам пришла посылка из древнего города Рима, которую мы должны открыть в конце урока, если вы будете внимательны и активны.
– Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»
2. Актуализация знаний.
Работа с отрезком натурального ряда чисел.
1. – Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 6? 8?
– Как мы получили последующее число?
– Покажите, какое число является предыдущим для числа 8? 6?
– Как мы получили предыдущее число?
2. – К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7?
– Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6?
– Сколько надо вычесть из числа 9, чтобы получить 5?
3. На доске предметные рисунки, числовые карточки.
– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.
(Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков)
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
1) Лена и Петя читают: кто-то из них журнал, а кто-то книгу. Петя не читает журнал. Кто читает книгу? (Петя)
– В одной старой книжке Петя увидел рисунки. (Слайд № 1)
2) – Что вас удивило? Что интересного заметили?
– Что могут означать записи под рисунками?
– Как вы прочитали знаки под рисунками?
– Что для этого надо сделать?
(Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)
– Что такое цифра?
(Цифра – знак для обозначения числа)
– Эти знаки - цифры индейцев племени майя в Америке, древнего народа. Этими знаками записано число предметов на каждом рисунке.
– Помогите Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти цифры.
– Таким образом, какой знак, какую цифру использовал народ майя для обозначения числа один? пять? девять?
– А мы с вами такими же цифрами (значками) обозначаем числа?
(Нет, мы используем другие цифры)
– Значит, для одного и того же числа существуют разные цифры, знаки.
– А вам интересно узнать какие?
Итак, тема нашего урока (открываю) «Числа и цифры».
(Слайд № 2 - таблица с разными цифрами)
– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?
(Предположения ребят)
– А для чего нам это надо?
(Значит, цель нашего урока - это познакомиться с неизвестными цифрами, научиться записывать с их помощью числа)
3) Учитель знакомит детей с некоторыми историческими сведениями. - Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве (показываю), узлами на веревке (показываю) и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.
(Обращение к слайду № 2 –таблице с разными цифрами)
4) – Вова предлагает вам следующее задание. (Слайд № 3)
– Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Работа в тетрадях, а один ученик у доски)
– Какие действия вы выполняли?
(Чтобы получить число, мы пересчитали точки, количество точек записали цифрой)
Короткая историческая справка об арабских цифрах. (Слайд № 4)
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях
Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. (Слайд № 4)
От них цифры продолжили свой путь по Земле.
– А в наши дни мы записываем цифры так (Слайд № 4)
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? (Арабские)
Двигательная физкультминутка под музыку на сохранение осанки.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох)
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз,
резкими движениями одну руку опускать,
другую поднимать)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и другую стороны)
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись, распрямились.
Повторяем все подряд.
(Наклоны вперед и назад)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
(Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Раз – два, раз – два, раз – два – три.
(Ходьба на месте)
Нам учиться интересно.
Сядь за парту и замри.
(Дети садятся за парты)
5) – А кто уже догадался, что в посылке из древнего города Рима? Это числа, но неизвестные пока нам. Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами. (Слайд № 5)
– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?
(Ответы ребят)
(Появляется ряд из числовых карточек. Слайд № 5)
– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?
– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. (Показываем вместе с детьми)
4. Первичное закрепление изученного.
1) Работа с учебником.
Пишем цифры в задании №5, с.31.
2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31
– Для чего нам нужны числа?
(Чтобы сосчитать количество предметов)
– Как вы поняли, что такое цифра?
3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31
– Верны ли ваши предположения?
– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.
Физкультминутка для глаз.
5. Самостоятельная работа.
№7, с.31
-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.
-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?
-Какие римские цифры пропустил Вова?
-Назови следующие числа для V, VIII, IX?
-Назови предыдущие числа для II, IV, X?
6. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
Детям даются разноуровневые задания на выбор. (Слайд № 6)
1) №8, с. 31 (В тетрадях и у доски)
2) Найди равновесие. Определи, какое количество букв М уравновесит букву А. Если АА = ММММ. то А = …
3) Найди значение символов.
Под тремя символами «спрятались» три разных числа. Найди их.
А + А = 10 А – М = 4
М + К = 4 А + М + К = 9
А - …, К - …, М - …
Взаимопроверка в парах, самопроверка.
4) На доске – «заготовка» числового луча.
– Ребята, давайте теперь вместе попробуем придумать свою систему цифр.
Дети в парах, советуясь друг с другом, выбирают, придумывают свою систему цифр с помощью картинок. Пара учеников по очереди выходят к доске и вывешивают картинки разного цвета, которые они выбрали или нарисовали сами, около делений шкалы. Это придуманные ими знаки, обозначающие цифры.
7. Итог урока
– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.
– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
(Слайд №7 – Обобщение)
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
• работал в полную силу;
• работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
– Заглянем ещё раз в нашу таинственную посылку.
Учитель вручает каждому ученику сувенир-талисман от индейского племени майя – грецкий орех.