kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  математики   в 1 классе

по теме «Числа и цифры.  Римские цифры»

Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов

МБУ школы №32 г.о. Тольятти

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.

Аудитория данного материала – учителя начальных классов. В увлекательной игровой форме ребятам предлагается знакомство  с римскими цифрами.  Использованы элементы   игровой, здоровьесберегающей, информационной технологий, технологии оценивания учебных достижений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры" »

Конспект урока математики в 1 классе

по теме «Числа и цифры. Римские цифры»

Дронова Валентина Михайловна, учитель начальных классов

МБУ школы №32 г.о. Тольятти


Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, исторических сведений, творческих заданий.

Задачи:

• создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;

• способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

• воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Дидактические средства:

• для учителя – презентация, фонограмма;

• для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование:

• цифровые «веера»

• магнитофон

• проектор

• таблицы


Ход урока.

1. Организационный момент.

(Пальчиковая разминка)

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5. 5, 4, 3, 2, 1.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – плечи шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Беритесь, ребята, скорей за работу!

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!


– Ребята, к нам пришла посылка из древнего города Рима, которую мы должны открыть в конце урока, если вы будете внимательны и активны.

– Возьмите свои цифровые «веера» и проверим, все ли вы «отбросили лень»


2. Актуализация знаний.

Работа с отрезком натурального ряда чисел.

1. – Покажите на цифровом «веере», какое число следует за числом 6? 8?

– Как мы получили последующее число?

– Покажите, какое число является предыдущим для числа 8? 6?

– Как мы получили предыдущее число?

2. – К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 7?

– Из какого числа нужно вычесть 1, чтобы получить 6?

– Сколько надо вычесть из числа 9, чтобы получить 5?

3. На доске предметные рисунки, числовые карточки.

– Подберите к каждому рисунку нужную карточку. Расскажите, как вы это сделали.

(Пересчитали число предметов на рисунках. Сколько предметов, столько же кружков)


3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.

1) Лена и Петя читают: кто-то из них журнал, а кто-то книгу. Петя не читает журнал. Кто читает книгу? (Петя)

– В одной старой книжке Петя увидел рисунки. (Слайд № 1)

2) – Что вас удивило? Что интересного заметили?

– Что могут означать записи под рисунками?

– Как вы прочитали знаки под рисунками?

– Что для этого надо сделать?

(Чтобы их прочитать, надо сосчитать число предметов на рисунках)

– Что такое цифра?

(Цифра – знак для обозначения числа)

– Эти знаки - цифры индейцев племени майя в Америке, древнего народа. Этими знаками записано число предметов на каждом рисунке.

– Помогите Пете сосчитать предметы на рисунке и назвать эти цифры.

– Таким образом, какой знак, какую цифру использовал народ майя для обозначения числа один? пять? девять?

– А мы с вами такими же цифрами (значками) обозначаем числа?

(Нет, мы используем другие цифры)

– Значит, для одного и того же числа существуют разные цифры, знаки.

– А вам интересно узнать какие?

Итак, тема нашего урока (открываю) «Числа и цифры».

(Слайд № 2 - таблица с разными цифрами)

– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

(Предположения ребят)

– А для чего нам это надо?

(Значит, цель нашего урока - это познакомиться с неизвестными цифрами, научиться записывать с их помощью числа)

3) Учитель знакомит детей с некоторыми историческими сведениями. - Люди научились считать давно, а вот записывать числа – гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве (показываю), узлами на веревке (показываю) и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

(Обращение к слайду № 2 –таблице с разными цифрами)

4) – Вова предлагает вам следующее задание. (Слайд № 3)

– Запишите число точек на каждой карточке цифрами, с которыми вы познакомились на уроках математики. (Работа в тетрадях, а один ученик у доски)

– Какие действия вы выполняли?

(Чтобы получить число, мы пересчитали точки, количество точек записали цифрой)

Короткая историческая справка об арабских цифрах. (Слайд № 4)

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях

Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. (Слайд № 4)

От них цифры продолжили свой путь по Земле.

– А в наши дни мы записываем цифры так (Слайд № 4)

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

– Значит, на предыдущих уроках мы с вами учились, какие цифры писать? (Арабские)


Двигательная физкультминутка под музыку на сохранение осанки.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

(Глубокий вдох и выдох)

Прочь прогоним лень и скуку,

Разомнем сначала руки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз,

резкими движениями одну руку опускать,

другую поднимать)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шею надо разминать.

(Вращение головой в одну и другую стороны)

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись, распрямились.

Повторяем все подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

(Приседания)

А теперь ходьба на месте,

Раз – два, раз – два, раз – два – три.

(Ходьба на месте)

Нам учиться интересно.

Сядь за парту и замри.

(Дети садятся за парты)

5) – А кто уже догадался, что в посылке из древнего города Рима? Это числа, но неизвестные пока нам. Катя хочет познакомить вас с римскими цифрами. (Слайд № 5)

– Сможете ли назвать числа, которые здесь записаны?

(Ответы ребят)

(Появляется ряд из числовых карточек. Слайд № 5)

– А теперь сможете назвать эти числа? Как вы догадались?

– Римская цифра V напоминает ладонь с оттопыренным большим пальцем, а число X две скрещенные руки. (Показываем вместе с детьми)


4. Первичное закрепление изученного.

1) Работа с учебником.

Пишем цифры в задании №5, с.31.

2) Обозначим число предметов разными цифрами. №6, с.31

– Для чего нам нужны числа?

(Чтобы сосчитать количество предметов)

– Как вы поняли, что такое цифра?

3) – Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на с.31

– Верны ли ваши предположения?

– Значит, с помощью чисел мы называем количество предметов, называем предметы по порядку, а цифра это знак. С помощью цифр мы записываем числа.


Физкультминутка для глаз.


5. Самостоятельная работа.

№7, с.31

-Какие числа не записал Вова? Помоги ему записать пропущенные числа от наименьшего к наибольшему.

-Назови, какие арабские цифры пропустил Вова?

-Какие римские цифры пропустил Вова?

-Назови следующие числа для V, VIII, IX?

-Назови предыдущие числа для II, IV, X?


6. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

Детям даются разноуровневые задания на выбор. (Слайд № 6)

1) №8, с. 31 (В тетрадях и у доски)

2) Найди равновесие. Определи, какое количество букв М уравновесит букву А. Если АА = ММММ. то А = …

3) Найди значение символов.

Под тремя символами «спрятались» три разных числа. Найди их.

А + А = 10 А – М = 4

М + К = 4 А + М + К = 9

А - …, К - …, М - …

Взаимопроверка в парах, самопроверка.

4) На доске – «заготовка» числового луча.

– Ребята, давайте теперь вместе попробуем придумать свою систему цифр.

Дети в парах, советуясь друг с другом, выбирают, придумывают свою систему цифр с помощью картинок. Пара учеников по очереди выходят к доске и вывешивают картинки разного цвета, которые они выбрали или нарисовали сами, около делений шкалы. Это придуманные ими знаки, обозначающие цифры.


7. Итог урока

– Сегодня на уроке мы сделали еще один шаг на пути изучения математики.

– Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

(Слайд №7 – Обобщение)

– Что показалось вам наиболее интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

• работал в полную силу;

• работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

– Заглянем ещё раз в нашу таинственную посылку.

Учитель вручает каждому ученику сувенир-талисман от индейского племени майя – грецкий орех.


Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желание все знать.

Сто вопросов – сто ответов,

В них нашли вы сто секретов.

И спокойна я сейчас

За технический прогресс,

Если к знаниям у вас

Такой огромный интерес.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры"

Автор: Дронова Валентина Михайловна

Дата: 10.07.2014

Номер свидетельства: 109774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме "Римские цифры""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_uroka_po_tiemie_rimskiie_tsifry"
    ["file_id"] => string(6) "419972"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496318988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Внеклассное мероприятие "Праздник числа" "
    ["seo_title"] => string(44) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prazdnik-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "195073"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427863198"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по математике. 2 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-2-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "121575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413996838"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок по математике во 2 классе "Переход от записи числа арабскими цифрами к записи римскими цифрами. Русская культура 19 века""
    ["seo_title"] => string(134) "urok-po-matiematikie-vo-2-klassie-pieriekhod-ot-zapisi-chisla-arabskimi-tsiframi-k-zapisi-rimskimi-tsiframi-russkaia-kul-tura-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "259184"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448675749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства