Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Минутка чистописания.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы.
Построение выхода из проблемной ситуации.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Физкультурная минутка
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Закрепление пройденного.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Улыбнитесь друг другу, ребята. Пожелайте удачи, хорошего настроения.
Сегодня мы продолжим путешествие по стране Математике, побываем в Волшебном городе. А попасть в этот город нам поможет числовая дорожка. 1 2 3 4 6 7 8 9 10 Что заметили? Какое число потерялось ? Чтобы вернулось число на место, напишем цифру 5 в следующей закономерности: 5 55 555 5555 55555 555555 … Что вы можете рассказать о числе 5? Самостоятельная работа – в паре. - Какие числа поселились в домиках? Молодцы. Какую работу мы сейчас выполняли? Оцените свою работу. Ребята, посмотрите, на доске записаны выражения: 7 – 2 = С 5+ 1 = Ы 1 + 2 = Ч 5 – 1 = А Прочитайте выражения - Найдите значение выражений первого столбика. - Посмотрите на выражения второго столбика. Чем они похожи? - Чем же они отличаются? - Найдите значение выражений второго столбика. Расположите значения выражений в порядке возрастания, и вы получите слово. ( Учитель переворачивает карточки) - Какое слово у вас получилось? Ребята, я вчера побывала в магазине часов, где увидела совершенно одинаковые часы, но продавец был занят и сказал лишь: «Они разные». Я так и ушла домой, не поняв, чем же отличаются часы? Скажите мне, чем отличаются часы друг от друга? Действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры. А как называются цифры в первых часах? Какими из этих цифр мы чаще используем на уроках математики – арабскими или римскими? Верно, арабскими. Мы хорошо с ними знакомы? Знаем ли столько о римских цифрах? Хотите узнать? Какие цифры станут темой нашего урока? Итак, арабские цифры мы умеем записывать, а римские? Что нам нужно будет научиться делать на уроке? Умеем ли мы складывать и вычитать выражения римскими цифрами? Чему ещё должны будем научиться на уроке? Хорошо, теперь мы с вами всё узнаем о римских цифрах! - Римские, римские… А почему они именно так называются? - Ребята, я предлагаю вам перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как же появились римские цифры. А может быть кто-то из вас знает? Историческая справка (рассказ учителя или подготовленных учеников; показ слайдов). У древних людей кроме каменного топора и шкуры ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки, палочки. Но позже возникла проблема. Как запомнить, кто, кому, сколько должен монет? Сколько корзин зерна собрано? У людей возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. В Древнем Египте люди изобрели счёты. В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. Чуть позже древние арабы упростили эти значки и они стали выглядеть вот так. - А знакомы ли они вам? Давайте вместе попробуем прочитать. - А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека, а точнее от пальцев. - Ребята, раз уж мы с вами оказались в древнем Риме, давайте побудем римлянами и выясним, как можно записать цифру 1 при помощи пальцев? - Цифру 2? - Цифру 3? (Учитель закрепляет на доске карточки с цифрами I, II, III.) А как записать число 4? А вот и нет! У римлян было правило: нельзя было записывать более четырех одинаковых знаков подряд. Для этого, чтобы узнать написание римской цифры 4, как ни странно, нужно сначала узнать написание цифры 5. Отгадку найдём всё там же в руке. Какой значок вы видите? На что он похож?
Верно. Именно таким знаком римляне записывали цифру 5 (На доске появляется карточка с цифрой V.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 5. И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4! Думаете мы запутались? Конечно, нет. Просто без цифры 5 невозможно записать цифру 4. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. - Кто догадался, как записать цифру 4? (На доске появляется карточка с цифрой IV.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 4. (Дети выкладывают на парте римскую цифру IV.) Как запишем римскую цифру 6? (На доске появляется карточка с цифрой VI.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 6. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VI.) Как запишем римскую цифру 7? (На доске появляется карточка с цифрой VII.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 7. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VII.) Как запишем римскую цифру 8? (На доске появляется карточка с цифрой VIII.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 8. (Дети выкладывают на парте римскую цифру VIII.) Какое следующее число запишем? - А вот и нет! Просто без цифры 10 невозможно записать цифру 9? А ответ найдем все в той же руке. На одной руке у нас 5 пальцев, а на двух? - Абсолютно верно. (Учитель поднимает скрещенные руки вверх, дети повторяют за ним.) - На какую букву похож этот знак? - Верно. Именно таким знаком римляне записывали цифру 10. (На доске появляется карточка с цифрой X.) Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру X. А теперь подумайте, как запишем число 9? (На доске появляется карточка с цифрой IX.) - Попробуйте у себя на парте при помощи счётных палочек выложить римскую цифру 9. Ребята посмотрите, мы с вами сами не заметили, как научились записывать римские цифры. Давайте вслух прочитаем ряд цифр, проверяем друг друга в паре. - Какие вы молодцы! Вы очень хорошо поработали, теперь немного отдохнем. Мы с вами отдохнули и возвращаемся в наш русский лес. (Рассматриваем картинку – берёзовый лес) - Какие деревья вы видите? - Как называется такой лес? - Ребята, вы не заметили ничего интересного, что показывают вам берёзы? (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X).) Вот видите, как хорошо мы уже знакомы с римскими цифрами и смогли найти их в предметах. А теперь давайте сами попробуем записать римские цифры. Посмотрите, на парте у вас лежат карточки. Что вы в ней видите? Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять? А теперь обменяйтесь карточками и проверьте соседа. Взаимопроверка. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто все правильно выполнил. Какие вы молодцы, похлопайте себе! Ребята, следующее задание мы выполним в учебнике на странице 31 № 6, 7. – работа в паре. Самостоятельная работа. А) Сравнение чисел, записанных римскими цифрами (, V…..IV III…..V X…..IX VI…..IV V II…..VIII Проверка по эталону. Б) Сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами: II+V= X-III= IV-I= III+ IV= Проверка по эталону. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!!! Ребята, следующее задание мы будем выполнять в группах. На карточках записаны выражения. Прочитайте их. Правильно ли они решены? - Вам нужно поработать в группе и обсудить, как можно переложить только 1 палочку, чтобы получилось верное равенство. III – II = IV | | (III + II = V) | | 1 ряд | VI + II = III | | (VI – III = III) | | 2 ряд | VI + I = IV | | (VI – II = IV) | | 3 ряд | Ребята, какие вы молодцы, с таким задание трудным справились! Ребята, посмотрите на картинки. Кого вы видите? Какая римская цифра здесь спряталась? - Что изображено на следующей картинке? Сколько их? Какую римскую цифру они нам показывают? - Что вы видите на последней картинке? Какая римская цифра здесь спряталась? Ребята, наш урок подошел к концу. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? Красный - я работал отлично, все понял. Желтый – я работал хорошо, но немного ошибался. Зеленый - мне еще надо поработать по этой теме, я не все понял. - Ребята, спасибо большое вам за урок, вы все хорошо поработали! МОЛОДЦЫ!!!
| Приветствуют друг друга.
(число 5) Анализируют закономерность
Соседи этого числа 4 и 6. Следующее число 6, предыдущее 4. Состав числа 5. Повторение состава чисел 7,8,9 Показывают кружки красного, желтого, зеленого цвета. Читают по-разному. Ответы показывают на веере. В выражениях числа одинаковые. Действиями. Первое выражение на сложение, второе - на вычитание. ЧАСЫ. Цветом. В первых часах есть секундная стрелка, а во вторых часах – секундомер. Циферблат у вторых часов с римскими цифрами. Цифры – разные . Арабские Да. Нет. Да. Римские цифры. Нет. Научиться записывать римские цифры Нет. Учиться складывать и вычитать выражения с римскими цифрами Их придумали в Риме. Выслушать мнения детей Дети вслух читают арабские цифры Дети показывают римские цифры1, 2, 3 при помощи пальцев Дети показывают 4 пальца. Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5. На галочку, на птичку, на букву V в латинском алфавите. Дети выкладывают на парте римскую цифру 5 Нет. 4 меньше, чем 5, значит, палочку добавляем слева. 6 больше, чем 5, значит, палочку добавляем справа. 7 больше, чем 5на 2, значит, добавляем 2 палочки справа. 8 больше, чем 5на 3, значит, добавляем справа 3 палочки. 9 10 На Х, на латинскую букву икс. Дети выкладывают на парте римскую цифру X. 10 меньше, чем 9, значит, палочку добавим слева. Дети выкладывают на парте римскую цифру IX. Берёзы. Берёзовый. Римские цифры. Дети выходят и показывают римские цифры, которые образуют берёзы и их ветви Таблица. записать ответ римской цифрой. Учащиеся выполняют задание на карточках. Нет. Чайку. V. Рыбы. 3. IX. (Гладильная доска. (X.) Ответы детей. | Л: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности П: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы К: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами К: формируем умение работать в паре Р: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей К: формируем умение слушать и понимать других П: формируем умение обобщать и классифицировать по признакам
П: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы
Р: формируем умение прогнозировать предстоящую работу К: формируем умение слушать и понимать других П: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы К: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Р: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей П: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы П: формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации Р: формируем умение прогнозировать предстоящую работу Р: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей К: формируем умение работать в паре Р: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
П: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы
П: формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Р: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |