Тема урока | Оригами «Дед Мороз» |
Цель | Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление Деда Мороза в технике оригами |
Задачи | Образовательные:1) расширить знания об истории появления Деда Мороза в разных странах ; 2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтение схемы; планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: сгибания и складывания, склеивания Развивающие: способствовать развитию художественно – образного, пространственного и логического мышления; долговременной памяти; связной речи, наблюдательности, мелкой моторики рук, пространственного воображения, фантазии и глазомера; развивать аналитические способности. Воспитательные: 1) прививать интерес к оригами; 2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе; воспитывать бережное отношение к материалам); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты | Предметные: - иметь представление - знать - уметь Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Основные понятия | Оригами |
Межпредметные связи | изобразительное искусство, литература; математика, окружающий мир, физкультура |
Оборудование | Оборудование учителя: образец изделия (Дед Мороз), образцы аналогичных работ по теме урока; пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация : иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами и др. Оборудование учащихся: Материалы: цветная бумага для аппликаций, фломастеры, цветные карандаши Инструменты: ножницы, карандаш, ластик, Приспособления: коробочка для мусора |
Литература, интернет-ресурсы | Литература 1.Рагозина, Т.М. Технология[текст] : 1 кл. : учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева / под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: академкнига/ Учебник, 2012. -80с. :цв.ил. Интернет - ресурсы (пример) : Дед Мороз- простое оригами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.karakyli.ru/2014/10/13/ded-moroz-origami/ |
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
| I. Организация класса на работу | | | |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Здравствуйте ребята, садитесь. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | | Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; | 1 мин |
| II. Формулирование темы урока, постановка цели | | | 2 мин. |
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. | - Ребята, а кто мне скажет, какой праздник к нам приближается( Новый год). -Да, действительно к нам приближается всеми любимый праздник - Новый год! - А, что это за праздник такой? - Все знают, что на Новый год украшают ёлку игрушками, дарят подарки, ходят в гости. - А сейчас, отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? С Новым годом поздравляет Всех мальчишек и девчат И подарки он нам дарит Вон они, в мешке стоят. Добрый он и бородатый, От мороза красный нос. Кто же он, скажите, дети, Громко, дружно: (Дед Мороз) -Итак, кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Верно, сегодня на уроке мы сами изготовим Деда Мороза и устроим выставку ваших работ. -Какие задачи поставим на уроке? 1.Узнаем больше о Деда Морозе. 2.Научимся делать Дед Мороза. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости изделия | | Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. | |
| III. Вводная беседа | | | 3-5 мин. |
Расширить знания о видах тканей и использовании их в прикладном творчестве способствовать развитию художественно – образного, мышления; долговременной памяти; устной речи; пространственного воображения. Способств - вать воспитанию: интереса к культуре и традициям своего и других народов | -Что вам известно о Дед Морозе? ( Большая белая борода, красный нос, большой мешок с подарками, а еще у него есть посох). - А в других странах Дед Мороза называют Санта Клаус. Он немного отличается от нашего Деда Мороза тем, что он спускается по трубе в дом, и кладет подарки в новогодние чулки, которые висят над камином. -Как вы думаете, каким доступным для нас способом мы будем делать нашего Деда Мороза? - В какой технике? (в технике оригами) - Ребята, а что такое оригами? (вид декоративно-прикладного искусства; искусство складывания фигурок из бумаги). - И сегодня, мы с вами выполним Деда Мороза в технике оригами. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | | Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. | |
| IV. Подготовка к практической работе | | | 4-5 мин. |
Расширить знания о видах тканей и использовании их в прикладном творчестве; Закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы. | Анализ образца изделия. - Ребята, теперь подберите цветную бумагу такую, каким бы вы хотели сделать шубку своего Деда Мороза. Дети с помощью учителя планируют свою работу. Посмотрите внимательно на свой лист бумаги, какой он формы? (прямоугольный) - А, посмотрите, пожалуйста, на схему изготовления. Какой формы лист должен быть. Чтобы получилась наша игрушка? (квадрат). -Умеем мы с вами превращать прямоугольник в квадрат? -Как это сделать? (Один ребенок выходит к доске и показывает. Как надо правильно сложить бумагу, чтобы получился квадрат и проговаривает вслух весь механизм действий) - Что нужно сделать теперь? (отрезать Полоску бумаги). (Все действия сопровождаются показом). -Итак, мы рассмотрели конструкцию изделия Деда Мороза, а сейчас составим план работы. План работы: 1. Складывание квадрата 2. Вырезание квадрата 3.Сгибание 4.Украшение Деда Мороза по своему замыслу. - Составленный план поможет выполнить нам практическую работу. Физминутка. - Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и выполним физминутку. Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме, составляют план практической работы. выполняют физминутку | Знать о конструкции однодеталь-ные и многодета- льные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки. Уметь: анализиро-вать, планиров - ать предстоя - щую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструкторско техно- логические задачи. | Коммуникатив - ные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, | |
| V. Организация рабочего места | | | 3 мин. |
Закрепить навыки организации рабочего места; выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены | - А сейчас мы проверим, все ли у нас готово для работы. Подготовка рабочего места. - Какие инструменты нам понадобятся?(Ножницы, карандаш, фломастеры ) - Расположите все следующим образом: ножницы - справа от себя, лист бумаги – перед собой. - А каким опасным инструментом мы сегодня будем работать? ( Ножницами) Повторим ТБ при работе с ножницами. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд. Не оставляй ножницы открытыми. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц. Вывод: Все эти правила необходимо соблюдать в практической работе. | | Уметь: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала (бумаги, картона и клея) и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. | |
| VI. Практическая работа | | | 25-30 мин. |
Закрепить навыки выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки и вырезания деталей по криволинейному контуру; склеивания ткани с картоном. Способствовать воспитанию общей культуры труда; технологической культуры; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. | -Обратите внимание на критерии оценивания, перед тем как мы начнем работать. Критерии оценивания: 1. Яркость 2. Оригинальность 3. Аккуратное сгибания всех линий - Давайте перед работой повторим правила рабочего человека. Правила рабочего человека 1) Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте. 2) По окончанию работы приведи своё рабочее место в порядок. 3) Соблюдай технику безопасности при работе с опасными инструментами. 4) Внимательно слушай объяснение учителя - Все эти правила необходимо соблюдать в практической работе. -Итак, руки подготовили к работе. Работу будете выполнять вместе со мной. От вас требуется аккуратность. Работаем по составленному плану. Практическая работа. Проверим, организовано наше рабочее место?(проверка детьми своего рабочего места. Посмотрите чтобы у вас на столах были все необходимые материалы( цветная бумага), инструменты ( ножницы, карандаш, фломастеры). План работы: 1.Возьмите лист цветной бумаги. Перегните угол прямоугольника, опуская короткую сторону на длинную. 2. Отрежьте полоску вдоль полученного треугольника. 3. Разверните фигуру. Расположите квадрат ромбиком. К средней линии отогните сначала одну сторону. 4.Затем к середине отогните вторую сторону. Получится базовая форма «воздушный змей». 5.Поднимите нижний угол вверх, разделив получившуюся фигуру пополам. 6.Переверните сложенный лист. 7. Опустите верхний уголок, примерно 2 сантиметра от уголка, это будет лицо Деда Мороза. 8. Делаем маленькую складочку-отворот. 9.А теперь заверните нижние уголки назад, с одной, а затем с другой стороны. 10.У Вас получится такая фигурка Деда Мороза. 11.А теперь нужно нарисовать ему глазки, ротик, носик. Работа готова! | Выполняют практическую работу самостоятельно и под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. | Уметь: правильно работать ручными инструментами; аккуратно выполнять сборку деталей (выполнять неподвижное соединение деталей с помощью клея). реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. | Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки; выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторскотехнологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций. | |
| VII. Подведение итога урока. Рефлексия. | | | 3 мин. |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности | - Все ребята очень хорошо поработали. Ваши Дед Морозы получились очень замечательные и творческие. Они получились достаточно яркие, оригинальные. - Сейчас из ваших работ мы создадим новогоднюю атмосферу. - Посмотрите, какие красивые Деды Морозы у вас получились. Рефлексия. - Ребята, сейчас мы определим какое у вас настроение и составим цветок настроения. Если у вас хорошее настроение и свою работу на уроке вы оцениваете на хорошо, то ваш цвет лепестка зеленый, а если у вас настроение так себе, и вы работали на уроке не в полную силу, то ваш цвет желтый, а если у вас плохое настроение и вам не понравился урок и как вы работали, то ваш цвет красный. Итак, кто выбирает зеленый цвет? Кто выбирает желтый цвет? А кто- нибудь выбирает красный цвет? | Демонстри - руют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | | Рег.УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |
| VIII. Уборка рабочих мест | | | 2 мин. |
Способство - вать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место | Занятие окончено, теперь приведём в порядок рабочие места. Дежурные пройдут и уберут мусор в корзинку. Теперь, уберите все ваши инструменты в ваши папки. - Положите ножницы в пенал, а остальной материал на край парты, так чтобы рабочее поле было свободным. - Молодцы. Всем спасибо за занятие. Все очень хорошо поработали. До свидания! | Наводят порядок на рабочем столе | | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место | |