Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. "Состав слова. Приставка".»
Урок по русскому языку 2 класс
Тема: Состав слова. Приставка.
Цель: сформировать представление о приставке как значимой части слова.
Задачи:
1. знакомство с понятием приставка, с ролью приставок в нашей речи.
2.развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, умения добывать информацию, используя справочные материалы (словари)
3.воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку.
Планируемые результаты
Предметные: научится составлять звуковую модель слова,иметь представление о понятийном (обобщающем)значении слова, уметь определять родственные слова по их отличительным признакам.
Метапредметные УУД :
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять учебные действия на знаковом учебном материале; адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий.
Личностные: формирование положительной мотивации к родному языку.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, используя справочные материалы(словари), использовать логические приемы мышления(анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение).
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении, быть терпимым к другим мнениям.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: словесный,наглядный,практический.
Педагогические технологии, применяемые на уроке:проблемно- поисковая,опережающего обучения,творческой продуктивной деятельности, ИКТ.
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, издательство «Просвещение» 2013 г., толковые словари, карточки с заданиями, карточки с домашним заданием, проектор, экран, ИКТ.
Ход урока:
1 этап.Вводный, мотивационно-организационный.
Итак,друзья внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в цирк!
-Символом нашего урока будет солнышко,которое дарит свет,тепло и хорошее настроение.
-А помогать мне вести урок будет клоун Кеша,который приготовил для вас интересные задания.
-Чтобы попасть в цирк нужны билеты.
Билет будет действительным,если вы правильно выполните задание на карточке.
Задание: найдите лишнее слово,выделите корень в родственных словах.
1.вода,проводница,выпроводить
2.гора, горный, горевать
3.весельчак,веселый,радостный
4.читать,читальня,перечитал.
Проверка (по образцу)
-Обменяйтесь карточками и проверьте, как выполнил задание сосед. Поставьте оценку.
-Какие слова называются родственными?
-Что такое корень?
-Из чего состоят слова?
2этап.Основной, информационно- аналитический.
-А сейчас, мы увидим фокусника.(слайд)
УХОДИЛ ВЫХОДИЛ ПРИХОДИЛ ОБХОДИЛ
-Ребята,посмотрите на слово,что вы заметили?
-Что же мы будем изучать сегодня на уроке?(часть слова,которая стоит перед корнем)
-Сегодня на уроке мы узнаем как называется часть слова ,которая стоит перед корнем, для чего она служит и как обозначается.
-Внимательно послушайте сообщение профессора Самоварова и запомнитекак называется часть слова,которая стоит перед корнем и для чего она служит.
Наблюдение за образованием новых слов, с помощью приставки.(слайд)
-Ребята,прочитайте слово, посмотрите на рисунок и опишите действие, которое оно обозначает.
Утром взошло солнце- поднялось
Солнце вышло из-за тучи-показалось
Солнце зашло за тучу-спряталось
По небу летела туча-плыла
Прилетела темная туча-появилась
Туча улетела за город- исчезла
-Изменилось ли значение слова с изменением приставки?
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: с помощью приставок образуются новые слова.
-Посмотрите на слова ,скажите,как пишутся приставки со словом? (слитно)
Грамматическая сказка (читает ученик)
-Внимательно послушай те сказку и запомните,почему приставки пишутся слитно.
«Новые друзья корней»
-Почему приставки пишутся слитно со словом?
-Что же мы узнали о приставке?
Вывод (слайд) : приставка
часть слова
стоит перед корнем
пишется слитно
образует новые слова
Игра «Составь слово»
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставок
Образуются слова.
-От данных слов образуйте с помощью приставок 4новых слова, запишите их,выделите приставку
1ряд-от слова рисовал
2ряд-в от слова вез
3ряд- от слова читал
Фронтальная проверка.
-Как нужно писать приставку?
-Для чего служит приставка?
Физминутка
Работа с текстом. Игра «Подбери приставку»
-Клоун Кеша расскажет вам о воздушных гимнастах.(слайд)
В цирке мы видели полет воздушных гимнастов.Гимнасты перелетали с перекладины на перекладину.Они взлетали под купол цирка.
-Прочитайте текст.Найдите родственные слова,запишите их в тетрадь и выделите корень.
-Какая часть слова стоит перед корнем?(приставка)
-Выделите приставку.
-Как пишется приставка со словом?
Игра « Наблюдай-ка»
Что могут означать приставки?
- Приставки вносят в слова свои значения.
за- начало (запел)
до- завершение действия (дорисовал)
без- означает отсутствие чего –либо (бездомный)
-Как вы думаете,какое значение вносит приставка при-?
-А приставка пере-? пре-?О них нам расскажут ребята.
При-(приближение) приплыл,прилетел
Пере-(движение с одного места на другое или повторное действие) пересел,перемыл
Пре- (в значении очень) премудрая,прелестная
-Какую приставку нужно писать в данных словах? (слайд)
Пр…плыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Здравствуй , князь ты мой пр…красный,
Что ж ты тих, как день ненастный?
-Докажите правильность своего ответа.
Упражнение на нахождение приставки в слове.(слайд)
-Является или не является набор букв в скобках приставкой?
(пере)ход (от)резать
(по)яс (пере)ход
(за)нёс (по)ле
Игра «Найди приставку»
Цирковая наша птичка
Снесла волшебные яички
-С каждого ряда выходят по одному ученику, открывают яйцо,читают спрятанное в нем слово, называют приставку.
-А. что же в последнем яйце? (цыпленок)
- Он внимательно слушал ваши ответы и остался очень доволен вами.
Рефлексия
-Вот мы и побывали в цирке.
-Понравился ли вам урок?Что особеннопонравилось вам на уроке?Было ли вам интересно на уроке? Покажите свое настроение с помощью солнышка.
Итог урока
_-Что нового вы узнали сегодня на уроке?(как называется часть слова,стоящая перед корнем,как она пишется,для чего служит,какое значение привносит,как обозначается)