Предмет: русский язык | Школа-лицей №15 им.Д.И.Менделеева |
Дата: 24.11 | ФИО учителя: Субботовская И.Т. |
Класс: 3 «Д» | Кол-во присутствующих: 24 | Кол-во отсутствующих: |
Тема урока | Склонение имен существительных по падежам. |
Цели обучения данного урока | Выработать алгоритм распознавания падежа, определять падеж по вопросу и вспомогательным словам; развивать умения фонетического, морфологического, синтаксического разборов |
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: знать падежи |
Большинство учащихся смогут: называть вопросы падежей |
Некоторые учащиеся смогут: определять падеж по вопросу и вспомогательным словам |
Языковая цель | Развитие навыков: применять лингвистическую терминологию Основные термины и словосочетания: имя существительное, склонение имен существительных, падежи , части речи Полиязычие: падеж- септік Используемый язык для диалога/письма на уроке: побуждающий, подводящий диалог Вопросы для обсуждения: Какой новый грамматический признак имени существительного мы узнали? Что такое склонение? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж? |
Предшествующие знания | Склонение имен существительных по падежам. |
План |
Планируемое время | Запланированная деятельность | Ресурсы |
I.Вызов 5-7 мин 1.Создание положительного эмоционального настроя. | Добрый день! Настроение хорошее! Готовы учиться и познавать новое! Закройте, пожалуйста глаза. Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя. Последнее слово каждой фразы говорим вместе: - На уроке наши глазки внимательно смотрят и все…(видят) -Ушки внимательно слушают и все …(слышат) - Ну, а головушка хорошо…(думает) -Сегодня ребята, урок у нас необычный. Выяснить надо, кто в классе знаток? - Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться!
| |
2. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. | Словарная работа: - Посмотрите на доску Гр*н*т, п*с*к, гл*на.( ж.р) - Какие слова зашифрованы? - Какие это слова? - Найдите лишнее слово. - Почему? Работа мастерской: - Оденьте наушники (закрывают уши ладошками), прочитайте эти слова про себя - Снимите наушники. - Теперь прочитайте вслух. - Какие у вас возникли смысловые и звуковые ассоциации с этими словами? Гранит ( камень, зерна, украшение. твердый, прочный) Песок ( цвет. двор, пустыня, рыхлый) Глина ( кирпич, лепка, строительство, посуда) Будем работать по группам первый ряд- со словом « гранит»; на второй ряд- со словом « песок»; на третий- со словом « глина». 1 группа слово гранит- это означает очень прочную горную породу. 2 группа Песок- это горная порода самого разного цвета, такого же как и ваше отношение к учебе, то вы загораетесь и летите на свет знаний, то тихонечко замыкаетесь в своем мирке. 3 группа слово глина, как и песок, образуются в результате разрушения горных пород. Состоит она из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. | |
II. Осмысление 3. Работа по теме урока30 мин | Мы переходим к заданию, которое приблизит нас к разгадке, какую тему мы повторяем сегодня на уроке.
- Перед вами лежат карточки Прочитайте, вдумайтесь, у существительных, определите падеж, выделите окончание. 1 группа-слова «гранитом, гранит, гранита, граните»; 2- «песок, песка, песку, песком», 3-« глиной, из глины, глина,глину». - Проверка. С первым заданием вы справились. Работа в тетрадях Откройте тетради, запишите число, классная работа.
В минутке чистописания запишите предложение ГранИт, песОк, глИна - полезные ископаемые. В словарных словах выделите безударную гласную, обратите внимание на знаки препинания.
- Ребята, где можно встретить эти полезные ископаемые? ( в пустыне, в степи, в горах). - А вот, ребята, в горах живет, попробуйте догадаться по описанию, кто же это?
Снежный, а не человек Могучий, но не лев. Величественный как орел Даже иногда с крыльями на спине. Ведь он в ответе за республику свою. ( это снежный барс) -Посмотрите на рисунок, кто на нем изображен? - А что вы знаете о снежном барсе? ( слушаем рассказы детей)
Творческая работа: - Сейчас, ребята, я предлагаю выполнить творческую работу. По данным словосочетаниям составьте небольшой рассказ, используйте данные существительные с другими частями речи в различных падежах.
Вышел на охоту Высоко в горах Ловкое животное Вершины гор Суровая зима Белый снег Зверь сильный Ничего не страшно
Слушание текстов
Обобщение по теме:
- Из ваших творческих работ мы узнали о снежном барсе, как о животном- великом, могучем, ловком. -А сейчас послушайте мой рассказ о снежном барсе:
Снежный барс считается символом республики Казахстан. Без барса невозможно представить наши просторы. Барсу многие поэты посвящали стихи. Барса народ воспел в песнях. Народ Казахстана гордится барсом.
- Что нового еще вы узнали о барсе? ( мы узнали о том, что снежный барс является символом нашей республики)
- Обратите внимание, как менялось слово « барс» в тексте. ( изменялось окончание)
- Для чего оно менялось? ( для связи слов в предложении)
- Как называется такое изменение окончания? ( изменение по падежам или склонение)
- Сколько падежей в русском языке? - Назовите их вместе с вопросами.
- Чтобы определить падеж существительного, что нужно сделать? ( найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос, по вопросу определить падеж)
Самостоятельная работа: -Просклоняйте письменно слово « барс». Найдите в тексте слова, с которыми связано существительное «барс», ставьте от него вопрос к существительному и по вопросу определите падеж.( из текста о снежном барсе) Проверка. | карточки карточки текст |
III. Рефлексия 4. Итогурока. 8-10 мин | - Замечательно, ребята! А сейчас пришло время ответить на вопрос, который был задан в начале урока. -Над повторением какой темы мы трудились весь урок? ( склонение существительных) - И кто же в нашем классе по праву может считаться знатоком? Лестница успеха ГРАНИТ – УРА ПЕСОК - НЕ ВСЕ ПОНЯТНО ГЛИНА- НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ Закончить наш урок я хотела бы такими словами: Говорить умеют все люди на Земле! Они говорят на разных языках, но у всех языков главная задача - помогать людям понимать друг друга. Выражать мысли при общении. Не всегда легко выразить свою мысль ясно и четко. Этому надо учиться! Поэтому не ленитесь думать, отвечать, рассуждать и доказывать! | |
Дополнительная информация |
Дифференциация – Как вы планируете помогать учащимся? Какие задания вы планируете давать более способным ученикам? | Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания | Межпредметные связи «Самопознание» «ИКТ» Ценности |
Карточки, текст | Ответы детей на систему вопросов. Качество ответов при подведении итогов. Результат деятельности самооценка | Самопознание Познание мира Доброжелательность Сотрудничество |
Наблюдения Были ли цели обучения/урока достижимыми? Чему сегодня научились учащиеся? Какой была атмосфера обучения? Успешными ли были действия по дифференциации между учащимися? Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему? | |
Итоговое оценивание Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения) Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения) Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся, и как это отразится на проведении моего следующего урока? |