Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков"
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков"
Данный конспект разработан по программе "Школа Россиии". Материал подобран интересный и познавательный, который поможет учителю сделать урок интересным, а ученикам - запоминающимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)
УУД:
Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее а течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;
Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебномуматериалу.
Тип урока: урок- изучение нового материала.
Оборудование: презентация,компьютер, интерактивная доска, модель солнышка, тучки.
Раздаточный материал: карточки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Встанем ровно и красиво
Прозвенел уже звонок.
Сядем тихо и неслышно
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться
Все заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы ученики.
- Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе была хорошая погода.
Всё наше хорошее настроение мы обозначим солнышком, не очень хорошее ─ облачком.
У вас на партах две карточки: солнышко и облачко. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. - Девизом нашего урока будут следующие предложение.
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи!
Чистописание.
- Нашу работу на уроке мы начнем с минутки чистописания.
я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.
- Подчеркните, буквы обозначающие мягкость согласных звуков зеленым цветом, а буквы, обозначающие твердость согласных- синим цветом.
- Давайте нашу лишнюю букву пока не подчеркивать ни каким цветом.
На доске записаны слова. Составьте из них предложение.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Что это за предложение?
+Пословица.
Как вы понимаете эту пословицу?
Сколько раз в предложении встретилась буква «ь»?
Обведите простым карандашом в словах «Ь» знак.
III. Актуализация знаний.
- Может вы догадались, какая тема у нас сегодня?
+ Будем изучать букву Мягкий знак (ь)
- Верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Мягкий знак»
- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему мы будем учиться?
(Дети читают хором со слайда)
Научимся… (писать слова с «ь»)
Узнаем… ( особенность «ь»)
( какую работу выполняет «ь»)
- А что мы уже знаем о мягком знаке? + “Ь” знак не обозначает звука..
+Не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.
IV. Изучение нового материала
- На доске вы видите слова. Прочитаем их.
(Дети читают хором)
Карась, пальцы, словарь, альбом, окунь, яблонька .
- Что в них общего?
+В словах есть мягкий знак
+ Все слова обозначают предметы
- Распределите слова на две группы .
карасьяблонька
словарь альбом
окунь пальцы
- По какому признаку вы это сделали?
+ По месторасположению буквы «ь».
- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?
(В конце слова)
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?
(+В середине слова)
-Какой вывод сделаем?
(+ Мягкий знак может стоять в середине и на конце слова)
- А теперь давайте отметим буквы обозначающие твердые согласные звуки - синим цветом, а мягкие – зеленым цветом.
- Какие буквы помогли сделать согласные звуки мягкими?
(+ буква мягкий знак)
- Какой сейчас сделаем вывод?
(+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука)
-А давайте наши предположения проверим по учебнику. Откройте на стр. 88. Прочитаем правило. ( Читает ученик).
Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.
- А сейчас немного отдохнем. Сделаем маленькую физ.минутку. А поможет мне в этом….. ( Один ученик показывает всем движения. Все повторяют и хором произносят слова.)
V. Физминутка. (2 минуты)
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает.
Щечки моет. Глазки трет.
Подметает хомка хатку.
И выходит на зарядку.
1 2 3 4 5
Хомка хочет сильным стать
VI. Работа по теме урока.
Мягкий знак - хитрый знак!
Не сказать его ни как.
Он не произносится
Но в слово часто проситься.
- И сейчас мы разгадаем, в чем заключается хитрость мягкого знака.
-для этого мы откроем учебники на стр.87
-Прочитайте слова в Упр2.
(Читает один ученик).
- Сравните слова по написанию и по значению.
(+ Слова разные по написанию и по значению)
- Что обозначает каждое слово?
Уголь - это горная порода, горючее вещество растительного происхождения. Используется для отопления помещений.
Угол- это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей исходящих из одной точки.
Шест- длинная палка.
Шесть- это цифра.
Банка- стеклянная посуда.
Банька- помещение, где купаются.
Мел- мягкий белый известняк.
Мель- мелководное место в реке, водоёме.
- Какую хитрость таит в себе мягкий знак?
(+ Он меняет смысл слова)
-Как в словах обозначена мягкость согласного звука?
+(Мягким знаком, буквами е, и.)
- Спишите в тетрадь пары слов. Подчеркните мягкий знак.
Работа в парах.
- Я предлагаю вам поработать в парах.
- Перед вами лежат листочки с разбросанным предложением. Ваша задача составить предложение и записать его в тетрадь.
В, спит, зимой, берлоге, медведь. ( Зимой медведь спит в берлоге .)
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Самостоятельная работа
- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки. На каждом листочке задание. Вы сами выберете себе задание.
На листочках с красным кружком задание - трудное, на зеленых немного легче. А на синих- легкое.
- Подумайте и решите, какое задание вы сможете сделать – ту карточку и выбирайте. Я желаю всех успехов.
Самостоятельная работа на листочках. (разноуровневые задания)
а) для сильных детей: - Восстановите пословицы: _____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь) _____________- году начало, зиме – середина. (Январь)
б) для детей среднего уровня: - Вставьте нужные по смыслу слова: Корабль сел на ______. (мель) Ваня взял___________. (мел) В лесу растёт _______ . (ель) Юра_______сливу. (ел)
в) для слабых детей: - Запишите данные слова в единственном числе: Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, окуни.
VII.Подведение итогов урока.
- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
(Мягкого знака)
-Что узнали на уроке, чему научились?
Научились… (Научились писать слова с этой буквой )
Узнали… ( Узнали особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах)
- Какой еще способ обозначения мягкости согласных мы сегодня узнали?
(+ Мягким знаком)
VIII.Рефлексия.
- Вы все сегодня много и хорошо работали.
─ Найдите у себя на парте солнышко и облачко. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке.
- И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать одним большим солнышком.