Русский язык
Учитель: Соколова София Андреевна
Урок № 42
23.11. 2015
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Цель: поставить перед учащимися задачу по правописанию мягкого знака у имен существительных с шипящим звуком на конце слова.
Задачи:
1.Организовать деятельность учащихся по выполнению грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, путем исследовательской работы учащихся.
2.Способствовать обучению школьников умению анализировать, классифицировать, группировать, обосновывать логику доказательства.
3.Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
Тип урока: новая тема.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, наглядный.
Оборудование: учебник, компьютер, карточки для самостоятельной работы.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.
Ход урока
1. Организационный момент 1мин
Каждый день всегда, везде.
2. Чистописание 2 мин
— Написание какой буквы, мы сегодня повторим? Отгадайте.
Буква «Р» перевернулась,
………знаком обернулась
Эта буква — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
— Какая особенность отличает эту букву от других? (Она не обозначает никакого звука).
— Для чего она нужна в русской азбуке? (Отделять гласный звук от согласного, указывает на мягкость согласного звука)
— Письмо буквы. (Показ написания).
3. . Актуализация знаний 6 мин
— На доске написаны слова. Прочитайте их
Ручьи, семья, тень, день, осень, крылья, листья, вьюга, окунь, морковь, мель, конь, улья, мальчик.
— Расскажи, зачем и как,
Служит в речи мягкий знак в этих словах?
Выпишите из текста слова, где мягкий знак служит показателем мягкости согласного звука.
— Прочитайте. (Тень, день, осень, окунь, морковь, мель, конь, мальчик).
Вывод: в этих словах мягкий знак — это показатель мягкости согласного звука.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком. (Ручьи, семья, крылья, листья, вьюга, улья).
Вывод: мягкий знак может быть смягчающим и разделительным.
4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи 5 мин
На доске записаны слова:
меч сушь
ключ дичь
царевич полночь
шалаш тишь
багаж речь
— К какой части речи относятся эти слова (Имена существительные).
— Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак?
Ответы детей (Он указывает на мягкость). Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им не нужна мягкость. Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки).
— Так какую функцию выполняет мягкий знак? Может быть, у него есть еще неизвестная нам функция? Это мы сегодня и будем выяснять.
5. Новая тема 6 мин
6. Дифференцированный подход. Работа в группах.
— Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование в группах (каждой группе дается карточка с заданием).
Ответы детей.
С. 61 читают по цепочке. По одному предложению. 4 мин
— Итак, сформулируйте тему нашего урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».
6. Раздать таблицу ЗХУ 3 мин
7. Первичное закрепление
А) Работа по учебнику
— Прочитайте правило на стр. 62 1 мин
Существительные с шипящими на конце (Ч Ш Щ Ж)
Женский род Мужской род
ь пишется ь не пишется
8. Физминутка под музыку нарезка для урока хобби 2 мин
9. Самостоятельная работа. 5 мин
Определите род имен существительных.
Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.
Сторож…, суш…, брош…, борщ…,
матч…, доч…, дрож…, царевич…,
меч…, дич…, мыш…, смерч…,
плащ…, тиш…, мяч…
1 мин Поменяйтесь тетрадками и простым карандашом проверьте работу соседа, на полях поставьте оценку.
10. Работа по рядам.
Составьте предложение с данным словом. Найдите главные члены предложения. К доске выходят 3 учащихся.
Ноч. ключ… Дочь…
11. Работа по учебнику. У доски 2 учащихся. 7 мин
С.63№ 174.
12. Рефлексия « Горячий стул» 5 мин
13. Обратная связь. 3 мин
14. Оценки
15. Домашнее задание
С.62-172 Выучить правило. 1 мин
Обратная связь.
Имя____________________________
О чем был урок_____________________________________
Что для меня оказалось трудным на уроке?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему для меня это было трудно?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что помогло, могло бы помочь эти трудности?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что я чувствовал в конце сегодняшнего урока?
- Вообще не уверен.
- Не уверен.
- Немного уверен.
- Уверен.
- Очень уверен.