Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам"»
Урок русского языка в 4 классе на тему
«Изменение глаголов по временам»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глагола и изменять глаголы по временам.
Предметные:
- выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме;
- сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам;
- наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами;
- выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности;
- выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения;
- соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов;
- применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;
- читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений;
- пользоваться для тех же целей словарями учебника и другими;
- понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную;
- применять общий способ действия для решения конкретных практических задач;
- проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения;
- высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения;
- строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные УУД:
- коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;
- планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;
- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные результаты:
- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
- элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи;
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.
Минутка чистописания.
- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки.
Оно и б__жит, оно и л__тит,
Оно и быстротечно, оно и бесконечно.
- Что общего в словах, в которых пропущена орфограмма? (это глаголы)
- А кто догадался о чем идет речь в этой загадке? (о времени)
- А что такое время (….)
-А где мы сможем уточнить значение этого слова?
-В каком словаре? (2 словаря)
-Выберите толковые словари (Даль, Ожегов) и найдите толкование этого слова. (Два человека)
- Прочитайте, пожалуйста, определение времени из словаря Ожегова, из словаря Даля.
-Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время- потехе час, Время не птица, за хвост не поймаешь, Всему свое время. Время не ждет.Время дороже золота.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Каким образом? Докажите на примере глагола бежать.
- Определите тему урока? (Изменение глаголов по временам)
- Какая учебная задача стоит перед нами?
Закрепить знания о глаголе;
Закрепить умение определять время глаголов;
Развивать умение анализировать свою деятельность.
Актуализация опорных знаний.
Языковая разминка слайд
По, солнышко, ясн.му, лучист.е,небу
-Используя слова составьте предложение.
-Легко составить предложение? Почему?
-Слова, какой части речи не хватает в этом предложении?
-Подберите глагол подходящий по смыслу.
Запишите предложение.
По ясному небу плывет лучистое солнышко.
-Объясните орфограммы .
-Какой литературный прием мы использовали? (метафору)
IV. Открытие новых знаний
Слайд -Найдите основу этого предложения.
-с каким членом предложения согласуется глагол?
-Какой вопрос вы задали к глаголу? (что делает?)
-Определите когда происходит действие (в момент речи,сейчас)
-Как называется время, если действие происходит сейчас?(настоящее время)
-Как обозначаем?- наст.вр.
- Измените предложение так , как будто действие уже прошло
Слайд По ясному небу плыло лучистое солнышко
-На какой вопрос отвечает глагол?(что делало?)
-Как называется время, которое уже прошло?
-Как обозначаем?- прош.вр.
-А теперь измените предложение так, чтобы действие произошло позже, потом.
Слайд По ясному небу проплывет лучистое солнышко
-На какой вопрос отвечает глагол?(что сделает?)
-Как называется время, которое будет происходить в будущем?
-Как обозначаем?- буд.вр.
Делаем вывод: -Какие времена глаголов существуют?
- Как определить время глаголов?
-Как изменяются глаголы?
-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?)
-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени времени? (что сделает?, что будет делать?)
-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал?)
V. Первичное закрепление.
Работа в паре. Взаимопроверка. Слайд
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Спишите, определите время глаголов.
VI.ФИЗМИНУТКА
VI. Применение новых знаний
1.Работа по учебнику с 76 Упр.146 (коментируем)
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова у доски