Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"»
Открытый урок русского языка 2 класс.
Тема: Имя существительное как часть речи Задачи .Обучающая: ознакомить уч-ся с именем существительным как частью речи; учить распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; повторить правописание безударных гласных и сомнительных согласных в словах; однокоренные слова.
Коррекционно-развивающая: логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.
Воспитывающая: чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, интерес к русскому языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины. Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями, ребус, дидактический материал.
Ход урока І. Организация класса. В класс крадётся тишина, подожди её пока, Ну, а чтобы подождать. Надо просто замолчать. Раз, два, смолк звонок, Три – ротик на замок, На четыре помолчи, А на пять – урок начни! ІІ. Мотивация учебной деятельности 1. Беседа (слайд1) Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс сегодня превращается в детективное агентство «Поиск». -Вы знаете кто работает в детективном агентстве? - Как вы, думаете, какими качествами должен обладать настоящий сыщик? -И так, ещё раз назовем эти качества: (слайд2) Иметь зоркий глаз; Слушать и запоминать; Уметь думать и рассуждать; Быть внимательным. -Ребята, а вы хотите стать сыщиками? Для этого необходимо пройти проверку. Вы готовы? ІІІ. Актуализация опорных знаний 1. Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов) Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число. Послушайте скороговорку и повторите её: Проворонила ворона воронёнка. -Какой звук произносится звонче других? (р) –Пропишем заглавную и строчную буквы Р в соединении. –Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь, а на доске запишет ………… (проверка предложения на доске) – Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении?(похожи) –Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные) –Выделите корень в этих словах.(ворон) – Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство. VІ. Сообщение задач урока и ожидаемых учебных результатов. -У нас первое сообщение. Прислала его королева Грамматика. (слайд3) «Уважаемые сыщики! В нашем королевстве приключилась беда. Пропал первый министр кабинета «Части речи». Пожалуйста, срочно отыщите его!» -И так у нас первое дело. С чего же нам нужно начать поиск? Конечно же со сбора ….. (информации). В этом нам помогут вопросы: • Как зовут (называется)? • На какие вопросы отвечает? • Что обозначает? Это и есть задачи нашего урока: (слайд4) Познакомиться с новой частью речи; Узнать на какие вопросы отвечает; Узнать что обозначает. -А тему мы сформулируем, когда найдем пропавшую часть речи. (вывесить название «Часть речи») V. Изучение нового материала
«Замени одним словом» -Наш след ведет на урок «Естествознание». Внимательно прочитайте слова и замените их одним словом: (слайд 5) Осадки, состоящих кусочков льда, выпадают обычно во время дождя, в тёплое время года – гра (т-д) Сильный дождь с молнией и громом – гр(о-а)за Самое холодное время года – з(е-и)ма Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок – сне(г-х) -Запишите слова в тетрадь. Как узнать какую букву нужно писать? - Как назвать эти слова одним словом? (явления природы) Какой вопрос можно поставить к этим словам? ( что?) (ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКЕ) Физминутка 2. «Математический след» (слайд 6) - Ну а теперь следы привели нас на урок математики. Послушайте задачу и решите её: У Мартышки было 7 бананов, у Попугая – 4 банана. А у Слоненка столько, сколько у Мартышки и Попугая вместе. Сколько бананов было у Слоненка? (7+4=11) -Ребята о ком наша задача? -Как одним словом назвать Мартышку, Попугая и Слоненка? (животные). На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?) – (вывесить на доске) – На вопрос кто? кроме животных, кто ещё отвечает? (люди) 3. Игра «Кто я?» (слайд7) -Соедините предложение с подходящим словом. В школе я пешеход В магазине я ученик На улице я кто? покупатель В транспорте я пассажир -Запишите эти слова в тетрадь. – (вывесить на доске) 4. «Собери цепочку слов»- групповая работа (карточки) -У нас осталась последняя подсказка, с помощью которой мы найдём пропавшего министра. Для этого мы поработаем в парах. Вы знаете, сыщики работают не только в одиночку, но и с напарником. И сейчас последнее задание вы выполните с соседом по парте. Вы должны выписать в тетрадь слова, которые относятся к вашей группе. Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Растения». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, мяч, кукла.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Роза, рубашка, морковь, платье, ветер, юбка, незабудка.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Профессии». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Доктор, молоток, лётчик, топор, космонавт, пиджак, щипцы.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Инструменты». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Стакан, молоток, морковь, топор, чашка, пиджак, сковорода, пила.
Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Чувства». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова. Доктор, радость, лётчик, топор, печаль, пиджак, фокусник, злость. -Выслушаем каждую группу.(после каждой группы вывесить названия) 5. «Шифрограмма» (слайд 8) -И так наше расследование подходит к концу. Давайте подведем итог, что вы узнали? (работа по схеме на доске) Часть речи Что? Кто? Явления природы Животные Растения Люди Одежда Профессия Инструменты Чувства -Как же называется часть речи, которую мы так долго искали? Вы узнаете правильно прочитав шифрограмму. 3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Я Е И М С В Л Н О Щ Ь У Т Имя существительное (вывесить на доске – вместо часть речи) Всему название дано – и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,- Обозначено словами.
- Как называется часть речи, которую мы сегодня изучали? – На какие вопросы отвечает имя существ.? - Что обозначает? VІ. Итог урока. Рефлексия. 1. Определение темы урока(самостоятельно детьми) -Давайте вспомним, какие задачи стояли перед нами в начале урока (слайд 9) -Выполнили мы эти задачи? Ну и последнее нам осталось вернуть Имя существ. Королеве Грамматике, а для этого нужно сформулировать тему нашего урока. (Имя существительное как часть речи) 2. Оценивание учащихся. -А сейчас за отлично выполненную работу самые активные детективы будут награждены медалями. Для этого нужно вспомнить, что мы делали на уроке и какие задания были в нашем расследовании (медали- звездочки). Вы ребята молодцы.
Открытый урок по
русскому языку во 2 классе
«Имя существительное
как часть речи»
Подготовила: Саворовская Т.С.
2018 год.
Самоанализ
Открытого урока по русскому языку во 2 классе
Тема: Имя существительное как часть речи Задачи.Обучающая: ознакомить уч-ся с именем существительным как частью речи; учить распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; повторить правописание безударных гласных и сомнительных согласных в словах; однокоренные слова.
Коррекционно-развивающая: логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.
Воспитывающая: чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, интерес к русскому языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины. Оборудование: презентация к уроку, магнитофон, карточки с заданиями, ребус, дидактический материал.
На уроке присутствовало 7 учащихся. Михайлов Н. занимается индивидуально т.к. мальчик находится в изоляторе, после операции. Пятеро учащихся занимаются по программе 2 кл., это Котегов А, ТастеновШ, Иванова А, Лупанчук В., остальные по программе 1кл.,так как дети перешли во 2 кл. не прошедшие прогр. обуч. за 1 кл. Рем А., или слабо усвоили ее: Воронин Е., Новикова У.
Дети работали активно, старались выполнять задания самостоятельно, хоть и допускали массу ошибок. При выполнении заданий проводилась индивидуальная направляющая помощь более слабым учащимся.
Считаю, что задачи урока реализованы. Сам материал урока был доступным для учащихся и проходил в интересной форме, игра «Детективное агенство».
ОТКРЫТОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
во 2 классе
«Мир профессий»
Подготовила: Саворовская Т.С.
2018 год.
Самоанализ
открытого мероприятия во 2 классе « Мир профессий».
Цели:
Расширение и обогащение представлений детей о мире профессий, Формирование у учеников представления о многообразии профессий.
Задачи:
1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.
2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
3. Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.
4. Способствовать обогащению словарного запаса детей.
На данном мероприятии присутствовали учащиеся начальных классов.ребята с удовольствием принимали участие в играх «Вдруг», «Собери пословицу», «Блиц викторина» где учащиеся вспоминали профессии литературных героев, игра угадай профессию, участники этой игры выполняли роль поваров, а также принимали участие в конкурсе лучший парикмахер. С помощью словаря Ожегова узнали,что обозначает слово профессия. Высказали свое мнение о девизе « Все профессии важны, все профессии важны». В конце мероприятия подвели итог.- Так какая же профессия самая главная?
Тема мероприятия «Мир профессий»
Цели:
Расширение и обогащение представлений детей о мире профессий, Формирование у учеников представления о многообразии профессий.
Задачи:
1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.
2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
3. Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.
4. Способствовать обогащению словарного запаса детей.
-Ребята, я рада вас всех видеть такими красивыми. Я хочу, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение.
-Ребята, чтобы настроение стало лучше, вы повернитесь к своему товарищу, пожмите друг другу рук и пожелайте хорошего дня.
-Молодцы, тихо сели.
III Мотивационный компонент
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Чтобы узнать, что это за слово такое важное, мы с вами разгадаем кроссворд.
1. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (Повар)
2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (Артист)
3. Кто строит жилье? (Строитель)
4. Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)
5. Кто нас одевает в красивые платья,
Кто шьет нам наряды,
Чтоб было приятно? (Швея)
6. Кто дарит нам сказки,
Рассказы и басни,
Кто мир для читателя
Делает прекрасней? (Писатель)
7. Кто рано встает и коров выгоняет,
Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)
8. Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)
- Какое ключевое слово в этом кроссворде? (Профессия)
-Ребята, о чем будем говорить на нашем мероприятии? (о профессиях)
IV Сообщение темы
-Верно. Прочитайте тему «Мир профессий».
-Ребята, как вы думаете, почему именно мы выбрали эту тему нашего мероприятия? (потому, что профессий очень много разных, и все они важны)
-Молодцы, и нашем девизом будет фраза «Все профессии нужны - все профессии важны»
IVПостановка задач
-Ребята, чтобы вы хотели сегодня узнать нового, исходя из названия темы?
-Сегодня мы с вами узнаем, что такое профессия, какие профессии существуют, какова роль профессий.
-Первый вопрос, на который мы должны найти ответ - что же такое профессия? (предположения детей)
-Проверим ваши предположения. Ответить на этот вопрос нам поможет словарь Ожегова, в котором говорится, что ПРОФЕССИЯ – 1. основное занятие человека 2. трудовая деятельность человека.
Роль профессии в жизни человека
-Ребята, давайте мы с вами выясним, для чего человеку профессия? (ответы детей)
-Что будет, если у человека нет профессии? (он не сможет зарабатывать себе на хлеб, лекарства)
-Ребята, профессия человека влияет на его положение в обществе? Для чего нужна еще профессия человеку?
-Влияет ли профессия на заработок человека?
- Итак, какой вывод можем сделать с вами?
Вывод:
-Профессия человека говорит о его положении в обществе – о его статусе, приносит доход.
-А теперь поиграем в игру-разминку.
-Я читаю вам начало предложения, а вы заканчиваете все вместе предложение рифмой, добавляя слово-название. За правильный ответ я буду раздавать вам жетончики. Затем в конце самому активному, я вручу сюрприз.
(названия профессий появляются на доске и к концу должна получиться копилка профессий)
В школе учит нас …(учитель),
А дворец возвёл …(строитель),
Вам лекарство даст … (аптекарь),
Почитать …(библиотекарь),
Булку испечёт вам … (пекарь),
Сварит снадобье вам … (лекарь),
Привезёт домой … (шофёр),
В школе у дверей … (вахтёр),
Вам укол назначит… (врач),
Скрипку в руки взял… (скрипач),
Снимок сделает … (фотограф),
И оставит вам автограф,
В космос мчится …(космонавт)
Или смелый … (астронавт).
(Стихи автора Антона Шибаева)
Самолётом правит…(лётчик),
Трактор водит… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В шахте трудится … (шахтёр),
В доме свет провёл… (монтёр),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто всё знает – молодец!
-Хорошо, ребята, молодцы! Ребята, посмотрите, сколько профессий мы с вами назвали.
-Ребята, как вы понимаете девиз мероприятия? (все профессии нужны, нельзя обойтись без какой либо профессии)
— Ребята, а какая профессия самая важная?
Ответы детей.
— Можно ли обойтись нам без всех этих профессий"?
Ответы детей.
- А сейчас поиграем! Игра называется «Вдруг».
(Учитель задает вопросы, а учащиеся должны ответить)
Что будет, если вдруг исчезнет такая профессия, как шофер?
Как врач?
Как дворник?
Как продавец?
Как пекарь?
Как учитель?
-Как пожарник?
V Работа в группах
Игра «Собери пословицу»
-А теперь давайте мы с вами поиграем: перед вами лежат конверты, внутри которых находятся части пословиц. Ваша задача собрать пословицу, и суметь объяснить её смысл по одному представителю от команды. Время работы 2 минуты.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Человек без труда, что земля без воды.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
-Молодцы, ребята!
А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем
Физ. минутка
Учитель исполняет песню под музыку и показывает движения, которые дети должны повторить.
Хочешь стать ты гитаристом, делай так…
Хочешь стать ты пианистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
Хочешь стать ты маляром, то делай так…
Хочешь поваром ты быть, то делай так…
Если нравится тебе, то и других ты научи,
Если нравится тебе, то делай так…
Если хочешь стать спортсменом, делай так…
Если хочешь стать артистом, делай так…
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так…
А теперь сейчас мы с вами проведем блиц –викторину. Вам нужно будет
Блиц-викторина.
Вспомните профессии героев литературных произведений.
Фишку получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.
Названия всех профессий вывешиваются на доску под вывеску «Ярмарка профессий».
-Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
-Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
-Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
-Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане»А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).
- Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)
- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
- В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)
- Кто спас Красную шапочку? (охотники)
- Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
-Вам было дано задание. Вспомним, что это за задание.
(написать сочинение, и нарисовать рисунок)
VI Игра «Угадай профессию»
Попытаемся угадать, о каких профессиях идет речь?
*Открой рот и скажи «А-а-а».
*Ваша сдача 10 рублей.
*Тема сегодняшнего урока «Глагол».
*Кому добавки?
*Ловись рыбка большая и маленькая.
*Какой зуб у вас болит?
*Для работы мне понадобятся альбом и краски.
-Молодцы, ребята!
-А теперь попробуем побыть в роли поваров.
По моему сигналу, первый участник несет до линии кастрюлю, и оставляя ее там, возвращается в команду, затем второй участник, добегая до линии, кладет в кастрюлю — картофель, третий — морковь, четвертый — лук. Чье блюдо будет приготовлено быстрее, тот — победитель.
Звучит музыка
Повару хорошо,
А парикмахеру лучше.
Я б в парикмахеры пошел,
Пусть меня научат.
Прически делать разные,
Красивые и важные,
И стрижки современные
Для милых наших дам.
-Ребята, а кто знает, как раньше назывался парикмахер?
-Раньше парикмахеров называли цирюльниками, и они выполняли не только обязанности парикмахеров, но и владели приемами врачевания. Им приходилось:
— делать парики, шиньоны;
— расчесывать и укладывать на голове мужские и женские волосы;
— брить бороду;
— и даже... дергать зубы и лечить голову от выпадения волос.
Я приглашаю на сцену двух желающих побывать в роли парикмахеров.
Ваша задача: красиво уложить шиньоны на голове своего помощника, используя банты, заколки. Придумать своей прическе оригинальное название.
Звучит музыка.
VII ИТОГ
К сожалению, наше мероприятие подошло к концу
-Что нового узнали?
-Для чего человеку профессия?
— Какая же профессия самая важная?
Ответы детей.
— Можно ли обойтись нам без всех этих профессий"?
Ответы детей.
Все профессии переворошив,
Намотай себе на ус —
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!
Я надеюсь, что в будущем вы все выберете интересную я полезную работу. До свидания! До новых встреч!