Конспект урока по предмету " Основы светской этики" по теме : " Что такое светская этика?".
Конспект урока по предмету " Основы светской этики" по теме : " Что такое светская этика?".
Урок по теме " Что такое светская этика?" имеет цель познакомить учащихся с понятием " светская этика", со стандартными приёмами эстетических форм поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету " Основы светской этики" по теме : " Что такое светская этика?".»
Тема: Что такое светская этика?
Цели:
Познакомить детей с понятием светская этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения.
Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Оборудование: учебник , электронное приложение к учебнику, таблички с понятиями « ЭТИКА», « МОРАЛЬ», « НРАВСТВЕННОСТЬ», « СВЕТСКАЯ ЭТИКА», карточки с заданием для групповой работы, словари
1.Орг.момент.
2. Актуализация знаний.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
Тест по теме « Россия – наша Родина»
1. Расположи названия нашей страны в разные исторические времена в правильной последовательности:
Российская империя, Российская Федерация, Древнерусское государство, Московская Русь, СССР.
2. Найди лишнее имя.
Из великих князей Древнерусского государства особенно выделяются…
1) Владимир Красное Солнышко; 2) Ярослав Мудрый;
3) Иван Грозный; 4) Владимир Мономах.
3. Отметь правильный ответ.
Первым русским царём стал …
1) Пётр I; 2) Иван Грозный; 3) Владимир Мономах; 4) Ярослав Мудрый.
4. Закончи предложение.
Первым президентом Российской Федерации был
5. Допиши предложение.
Символы нашего государства:
3.Изучение нового материала.
а) Постановка цели.
В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить. Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.
Послушайте притчу:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?
- А как одним словом всё это можно назвать? /этика/
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Цель урока: узнать, какая наука изучает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия , которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
б) Работа над понятием.
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.(Дети читают определение в учебнике)
Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель.
Аристотель (IV век до н.э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией.Аристотель считал, что этика это часть философии.
- Что же изучает этика?
( читают в учебнике).
Итак, этика изучает мораль.
В) Работа над понятием МОРАЛЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ.
Обратимся к толковым словарям и узнаем, что такое мораль.
Работа в группах:
Каждая группа получает словарь. Найдите определение слова мораль в этих словарях.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "МОРАЛЬ"
мораль [мораль] ж. 1) Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям; нравственность. 2) Поучительный, логический вывод из чего-л. 3) разг. Нравоучение, наставление.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "МОРАЛЬ"
морали, мн. нет, ж. (от латин. moralis - нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Ленин. Буржуазная мораль. Принципы морали. ? Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали. 2. нравственный вывод из чего-н., нравственный урок. Мораль сей басни такова. Крылов. Отсюда мораль: никакой пощады врагу! Прописная мораль (см. прописной).
Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "МОРАЛЬ"
ж. франц. нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.
Вывод: Как мы видим, все словари трактуют понятие примерно одинаково.
Сделайте короткий вывод, что же такое мораль. ( ответы детей)
Да, вы правы, если коротко сказать, то мораль-это понятия и правила, которые говорят, какие поступки и действия хорошие, а какие –плохие.
Прочитайте в учебнике , что означало слово « МОРАЛЬ» в Древнем Риме.( читают в учебнике)
В русском языке есть это называется словом « нравы», от которого произошло слово « нравственность», поэтому и эти слова являются синонимали.
г) Решение практических задач.
Итак, мы сделали вывод, что наука этика устанавливает правила, которые рассказывают людям, какие поступки хорошие и плохие.
А как понимаете значение « хорошо», « плохо». Растолкуйте. - Какими близкими по значению можно заменить эти слова. Давайте подберем слова – синонимы.
- Вот сколько слов живет рядышком со словами “хорошо” и “плохо”. - А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”, оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом (“добро”). - А со словом “плохо” (“зло”). Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.
- Послушайте небольшой отрывок из рассказа Л.Н. Толстого и скажите: Как можно назвать поступок старика?
Старик сажал яблони. Ему сказали: - Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал: - Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
- Как можно назвать поступок старика?(Добрым, доброжелательным, сердечным). Не зря гласит народная мудрость: Добрый человек – добру учит. Какие пословицы, поговорки, народные мудрости о добре вы знаете?
Не одежда красит человека, а его добрые дела. Жизнь дана на добрые дела. Делать людям хорошее, хорошеть самому.
Работа в группах.
А как поступите вы в данных ситуациях:
Проигрывание ситуаций.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?
- Какое поведение вы не одобряете?
Д) Работа над понятием « Светская этика».
Различают ЭТИКУ РЕЛИГИОЗНУЮ И СВЕТСКУЮ.
Слово « светская» означает « мирская», « гражданская».
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми, в отличии от религиозной этики.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА - термин, использующийся для обозначения комплекса моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий.
4. Рефлексия.
Послушайте пословицу.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
В чём её мудрость?
Итог урока.
- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?