Конспект урока "Нравственные идеалы". 4 класс. Модуль Основы светской этики.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Мы пришли сегодня в класс
И урок начнём сейчас.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2. Выход на тему.
Посмотрите на выставку книг. Что можете о ней сказать? (это былины о богатырях). Как вы думаете, почему я принесла эти книги? (будем говорить о богатырях, былинах, сражениях).
3. Сообщение темы.
-Откройте учебник на стр. 50, прочитайте, как звучит тема урока.(слайд)
- Как вы ее понимаете?
Запишите в тетрадь. Что мы узнаем на уроке? (чтение в уч).
4. Работа с понятием.
-Вы все читали былины.
- Что такое былина? (ответы детей). Давайте проверим себя. Найдите определение в учебнике. (дети читают).
-Запишите определение в тетрадь.
-Кто главный герой былин? (богатырь).
-Кто такой богатырь? (ответы)
-Найдите определение в учебнике (читают). (на доске карточка)
-В какое время они жили? (во времена Древней Руси).
-какие события происходили тогда на Руси?(нападали враги, половецкие, татарские). Приходилось защищать русскую землю от захватчиков.
-Каких богатырей вы знаете?
5. Работа с картиной.
О подвигах богатырей складывались былины, сказки. Их изображали на своих картинах художники(слайд).
-Перед вами репродукция известной картины. Назовите автора и название.
Об этой картине расскажет наша гостья учитель изобразительного искусства Ольга Валентиновна. (рассказ по картине)
6. Работа у доски с карточками.
-Какими нравственными качествами должен обладать защитник богатырь? (ответы)
(выбирают определения каждый у доски, объясняют).
-На доске карточки с определениями. Мы попытались показать нравственный идеал богатыря времен Древней Руси. Такого человека уважали, стремились быть на него похожим.
-запишите 3 самых главных качества для вас.
7. Слушание музыкального отрывка.
-О богатырях писали не только былины, картины, но и музыку.
-Послушайте фрагмент Бородинской симфонии А.Бородина, русского композитора. (беседа по впечатлениям после прослушивания).
8.Физкультминутка. (песня Богатырская сила»)
9. Работа с картиной «А.Невский»
-Давайте вспомним еще одного богатыря( учебник стр. 50),
-Перед нами фрагмент репродукции картины Корина «А.Невский» (работа над иллюстрацией).
-Что вы знаете об этом герое? (ответы детей, рассказ учителя).
-Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели правила честного поединка, потому что им не раз приходилось биться с врагом.
-Найдите в тексте правила честного поединка Работа с учебником (с 50-51)
(обсуждение, примеры из жизни)
10.Беседа о героях войны.
-Как вы думаете, почему мы говорим о защитниках Родины в это время, с каким важным событием это связано? (Победа в Вов)
-Были богатыри в военное время?
Учитель называет имена героев.(слайды)
-какими были защитники того времени? (ответы)
Сравним с образом богатыря Древней Руси (тот же образ)
- какой вывод можем сделать? (во все времена были защитники смелые, сильные. Бесстрашные)
11. Беседа о героях нашего времени.
-Давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
(слайды с героями современного времени, рассказ о них.)
Фото в учебнике. Рассказ учителя.
12. Вывод.
-Какими качествами обладает современный богатырь? (ответы)
-Изменился нравственный образ богатыря со временем? (нравственные образы, идеалы одинаковы во все времена).
=Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушку-Русь всегда защищают, и будут защищать сильные воины, патриоты Родины. Такими людьми гордятся во все времена.
13. Поляна будущих богатырей.
-А вы бы хотели стать примером нравственности, богатырем?
-Давайте попробуем. У вас листочки. Обведите свою ладонь и напишите на каждом пальце свои хорошие качества, которыми вы обладаете.
-Вывесим на доске, получилась поляна будущих богатырей.
14. Составление синквейна.
-Вспомните все, о чем мы сегодня говорили и составьте синквейн к слову «Богатырь» (выдается памятка. Проверка )
15. Рефлексия.
16.Дом. Задание.
Прочитать былины, подготовиться к викторине.