1. Общая часть
Предмет
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4
Тема урока
Добро и зло.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности.
П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.
Сравнивать этические понятия добра и зла.
Р. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.
Умение планировать, контролировать и оценивать результат.
К. Умение работать в команде.
Умение определять общую цель и достигать ее.
Согласовывать свои действия с другими людьми.
Формирование позитивной «Я-концеп-ции», образа себя, как доброго человека.
Формирование ценностного отношения к доброте.
Развитие ответственности за свое поведение и слова.
Способность к адекватной оценки своего поведения
Цель урока
Знакомство с этическими категориями добра и зла
Основные понятия, изучаемые на уроке
Добро, зло.
Средства ИКТ, используемые на уроке
Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, электронное сопровождение к учебнику «Основы светской этики» 4-5, изданном «Просвещением» в 2010.г.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Словарь С.И. Ожегова, рассказ «Три товарища».
(по В.Осеевой.), учебник «Основы светской этики», картинки сказочных героев, притча о Добре и Зле, песенка «Про улыбку»
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа
5 минут
Основные формы работы учителя и учащихся
Орг. момент. Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния
Тема, цель урока.
…Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
Знакомы ли Вам эти строки?
Определите тему сегодняшнего урока…
Новая тема.
- Беседа.
Понятны ли вам слова добро и зло?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Формируемые УУД
Регулятивные УУД:
«Карточки» (рефлексия своих чувств).
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Познавательные УУД: «Визуализация понятия».
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
12 минут
Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.
Как вы понимаете слово добро? ответы детей)
Как вы понимаете слово зло?
Словарная работа.
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С. И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Чтение учителем рассказа В.А. Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным мальчиком? Почему ты так думаешь?
. Вывод.
- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро)?
_ Это поступки, которые помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность – взаимопонимание и взаимоуважение.
Познавательные УУД: «Визуализация понятия».
Регулятивные УУД:
«Сбор информации».
Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).
Этап 3. Практикум
Длительность этапа
Основные формы работы учителя и учащихся
Формируемые УУД
10 минут
Задание в группах.
Придумать на каждую букву слова «добро» слова, обозначающие положительные качества характера человека
Д - дружелюбный
О - отзывчивый
Б - бережливый
Р - рассудительный
О - откровенный
Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.
При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.
План работы:
- Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
- Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).
Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде;
умение определять общую цель и достигать ее, умение согласовывать свои действия с другими людьми).
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
Формируемые УУД
2 минуты
7 минут
Физкультминутка.
Одной из главных тем русских народных сказок были темы добра и зла. В сказках все просто: этот герой злой, а этот добрый. Я буду называть (показывать) вам сказочного героя, а вы закрываете лицо ладошками, если он злой, а если добрый – радостно хлопаете в ладоши.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, Морозко).
Работа с притчей
Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: ….
-Как вы думаете, что могло сказать добро?
«Что-то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром на зло.
-Озаглавьте текст.
-Кто из героев не понравился и почему?
-Как бы вы поступили на месте героев? (обыгрывание ситуации)
-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?
К. Умение работать в команде.
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность
этапа
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам
Формируемые УУД
7 минут
-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут весы ответить на этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?
Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Слово учителя: (если перевесит чаша «зла»)
-Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
-А теперь улыбнитесь друг другу и споем все вместе песенку «Про улыбку» (звучит запись песни).
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Домашнее задание
2 минуты
Прочитать текст учебника. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Сделать добрые дела. Отследить, что вы при этом будете чувствовать? Какая реакция окружающих? Написать эссе «Это добро» или «Это зло» по выбору.