Конспект урока по предмету «Окружающий мир» «Экологическая безопасность»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» «Экологическая безопасность»
Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;
доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;
научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Окружающий мир» «Экологическая безопасность»»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
Тема урока: «Экологическая безопасность»
Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;
доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;
научить выполнять правила личной экологической безопасности, развивать речь, мышление, обогатить словарный запас; способствовать бережному отношению к окружающей природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и объяснять употребление в пищу полезных продуктов питания,
высказывать своё мнение, доказывать его.
Оборудование: карточки-термины, кроссворд, презентация к уроку, конверты с заданиями, памятки с правилами экологической безопасности, опыт, учебник А.Плешаков «Мир вокруг нас» ч.2, тетрадь ч.2.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”!
ΙΙ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
– Сядьте удобно. Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
- Давайте сначала проверим знания, полученные на предыдущем уроке. О чем мы говорили на прошлом уроке? У вас на столах лежат тесты. Поработайте над ними.
Проверка домашнего задания. (2-3 слайд – 5 мин.)
Взаимопроверка (работа в парах). У меня получились такие ответы, а у вас? Карандашом ставят оценку.
Ответы на доске. СЛАЙД
- Ребята какой мы с вами изучаем раздел?( «Наша безопасность»)
- Какие виды безопасности мы с вами изучили? ( пожарная, ПДД, личная,…
- Посмотрите внимательно на ответы ваших тестов и составьте из букв слово. Какое слово получилось? (экология)
- Что такое экология?
-Ответить правильно на этот вопрос вам помогут словари. Откройте их и найдите слово экология. Прочитайте, что там написано.
(Экология – это наука о доме, Земле. «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение».
Экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.) Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
-Какие специалисты следят за окружающей средой? (экологи)
- Как вы думаете о какой безопасности мы сегодня будем говорить?
– Какая же тема нашего урока? «Экологическая безопасность». (Слайд 4)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Чему будем учиться?
(будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)
(Постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность. Познакомимся с
понятиями: «экологическая безопасность», «цепь загрязнений», «эколог». Научимся бережно относиться к окружающей среде, рассмотрим правила экологической безопасности.)
II. Работа по новой теме
-Давайте вспомним, без чего невозможна жизнь на Земле, для этого нам нужно отгадать задания кроссворда.
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.
Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.
- Что же такое солнце, воздух, вода, почва? (окружающая среда)
- Чем загрязняется окружающая среда? (фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода, вырубаются леса – грязнее воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязняется воздух)
Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…
Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама справляется с такими отходами.
Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ: газы и пыль, вредные для всего живого. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда. Что же произойдет с нами и нашей планетой, если её загрязнять? ( Все погибнет, погибнет планета)
- Что такое экологическая безопасность?
– Это умение защищать и беречь свой дом Землю, а значит себя и своё здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
- Откройте учебник с. 30 , прочитайте. Что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ?
– ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.
– Ребята, а теперь давайте вспомним, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм.
- Перед вами на доске карточки со словами.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом и разместить её на нужное место . Будьте внимательны, не торопитесь.
– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).
– Разместите, пожалуйста, карточки со словами в нижнем ряду.
– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).
– Разместите, пожалуйста, карточки со словами в следующем ряду.
– Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).
– Разместите, пожалуйста, карточки со словами в среднем ряду.
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).
– Разместите, пожалуйста, карточки со словами в верхнем ряду.
– Ребята, обратите внимание: загрязняющие вещества «движутся» по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».
- Давайте попробуем составить «Цепь загрязнения»
Приведите примеры.
(Грязная река – рыба – человек – больница.)
(Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.)
(Огород возле завода – овощи – человек – больница.)
– Вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к нему же эти загрязняющие вещества и возвращаются.
– Надеюсь, что эта «цепь загрязнений» заставить вас задуматься о бережном отношении к природе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД
Электронная зарядка для глаз
V. Работа в подгруппах
-Мы узнали, что негативное воздействие на окружающую среду человека делает его слабым и больным.
Сегодня, вам предлагаю поработать юными экологами. Для этого разделимся на 3 группы.
Первая подгруппа –Эковода.
Вторая подгруппа – Эковоздух.
Третья подгруппа – Экопитание.
Ребята, у вас на столах лежит конверт с заданиями, возьмите их, пожалуйста. Вам необходимо
выбрать правила экологической безопа,сности которые соответствуют вашей группе. Вам понадобится учебник страницы 31-33 Работая в группах, поступайте по товарищески, не забывайте что, « один за всех, все за одного»!
1 – правила экологической безопасности о воде.
2 – правила экологической безопасности о воздухе.
3 – правила экологической безопасности о продуктах питания.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Подведем итоги ваших исследований
Группа 1
Один человек объясняет, как рассуждали. Зачитывает правила экологической безопасности о воде.
Группа 2
Один человек объясняет, как рассуждали. Зачитывает правила экологической безопасности о воздухе.
Группа 3
Один человек объясняет, как рассуждали. Зачитывает правила экологической безопасности о продуктах питания.
Вывод: Работа в группах прошла успешно, все группы справились с заданиями.
Практическая работа. Опыт. Каждая группа конструирует свой водяной фильтр. У вас на столах стоят ящички с необходимыми материалами.
Описание процесса эксперимента по очистке воды
В большой пластиковой бутылке с завинчивающейся пробкой сделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей . Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось четыре см. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги. Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Из соломки польётся совершенно чистая вода.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Подведем итоги ваших исследований
Группа 1
Один человек объясняет, как они конструировали фильтр.
Группа 2
Один человек объясняет, как они конструировали фильтр.
Группа 3
Один человек объясняет, как они конструировали фильтр.
- Как вы думаете, такую воду можно пить? (Нет). Мы очистили воду только от механических загрязнителей, но в ней остались химические примеси и бактерии.
- Какие способы очистки воды вы знаете? (с помощью серебра, кипячения, заморозки).
Вывод: Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках. Чтобы обезопасить себя. Виды фильтров, используемые дома. У кого они есть? Я рада что ваши родители заботятся о вашей безопасности, вашем здоровье.
Оценивание. Давайте оценим ваш труд.
Итог урока
– Наш урок подошел к концу. Вы сегодня получили очень важную информацию. Какую? Как защитить себя от воздействия загрязняющих веществ окружающей среды. Познакомились с новыми терминами и понятиями. Составили памятки безопасности.
Но закончить наш урок мне хотелось такими словами, давайте их прочитаем вместе.
Домашнее задание (разноуровневое).
1.Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам личной экологическойбезопасности.
2. Прочитайте текст в учебнике «Экологическая безопасность»(стр. 29 – 33);
ответьте на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 33).
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
– Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:
1. Читайте книги о природе (животных и растениях)
2. Собирайте информацию о растениях и животных, которые находятся под охраной.
3. Для определения незнакомых растений и животных пользуйтесь дополнительной литературой и атласом – определителем «От земли до неба»
4. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.