Тема урока: Дикие и домашние животные (закрепление).
Цели урока:
- обобщение знаний детей о животных (домашних и диких);
создание целостного представления о взаимосвязи в животном мире. - воспитание бережного отношения к природе,
формирование экологической культуры. - развитие наблюдательности, образного и логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, памяти, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.
Оборудование:
Почтовые конверты с заданиями, кроссворды, фотографии животных, карточки с пословицами и поговорками, доклады о животных и растениях занесённых в красную книгу (приготовленные детьми), сочинения детей с рисунками своих четвероногих друзей, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент:
Звучит музыка «Мы начинаем КВН». Слайд №1
Учитель: Сегодня мы собрались на урок окружающего мира, но это будет не совсем обычный урок. Наше мероприятие будет не совсем обычным, это будет КВН, где соревнуются две команды. По ходу мероприятия мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, вспоминать пословицы и поговорки, каждая команда покажет свое домашнее задание и ещё многое другое.
Как и в любом КВН, оценивать каждый конкурс должно независимое жюри. Давайте познакомимся с беспристрастным, неподкупным жюри (членами могут быть приглашенные гости, родители).
2. Конкурс «Приветствие».
Учитель: Первый конкурс нашего КВН - это приветствие: каждая команда сообщает своё название, девиз и эмблему.
Начнём с команды 2 класса.
Команда №1: Пингвины Команда №2: Ёжики
Девиз: Мы пингвины просто класс, победи попробуй нас.
Ешь побольше витамин, будешь толстым как пингвин.
Девиз: Команда ёжиков не хуже, потому что все мы дружим.
Жюри оценивает конкурс.
3. Конкурс «Разминка»
Учитель: Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.
Я буду задавать вопросы командам по очереди, на обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
1. Что делает ёж зимой? (Спит) Слайд №2
2. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз) Слайд №3
3. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) Слайд №4
4. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие) Слайд №5
5. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница) Слайд №6
6. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина, калина) Слайд №7
7. Какие дрова самые жаркие? (Берёзовые) Слайд №8
8. Название, какого чудесного насекомого в старину означало «душа бабушки»? (Бабочка) Слайд №9
9. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней дёсен? (Сосна) Слайд №10
10. Летучие семена - парашютики этого травянистого растения далеко разносятся летним вечерком? (Одуванчик) Слайд №11
11. Кто поёт под водой? (Киты) Слайд №12
12. Это крошечное насекомое - паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых, кто это? (Блоха) Слайд №13
Шуточные вопросы:
От чего утка плавает? (От берега)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить) Какой зверёк дал название короткой мужской причёски? (Ёжик)
Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)
4. Конкурс «Почтовый ящик»
Учитель: Ребята, на наш адрес пришло два письма, угадайте, кто их писал? (выдаются конверты) Прочитайте и отгадайте.
1 письмо
У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?
(Синица)
2 письмо
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я? (Заяц)
Жюри оценивает работы.
5. Конкурс « Реши кроссворд»
Учитель: Следующий наш конкурс «Реши кроссворд». Каждая команда получает свой кроссворд. Все вместе должны отгадать его, если вы правильно разгадаете все вопросы, то сверху вниз по выделенным клеткам прочитаете название предмета, на котором расположен кроссворд.
1 кроссворд:
1) На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан)
2) Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит. (Медведь)
3) В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)
4) Зубова-то, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
5) Посреди поля белый клубок катается. (Заяц)
2 кроссворд:
1) Собой не птица, петь не поёт, кто к хозяину идёт - она знать даёт. (Собака)
2) Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)
3) Рогатый - староста деревни. (Баран)
4) Возле печки греется, без водички моется. (Кошка)
5) Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)
6) С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)
6. Конкурс « Пантомима»
Учитель: В этом конкурсе вы должны изобразить животное, так чтобы ребята из других команд смогли отгадать, при этом не должно прозвучать ни звука, можно показать движением, мимикой лица. (По 3 человека от команды)
Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное. Дается время на обсуждение и подготовку.
1 команде – медведь с медвежатами
2 команде – зайчиха с зайчатами
Жюри оценивают конкурсы.
Физкультминутка
Учитель: Пока строгое жюри работает, мы немножко отдохнём, поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно топать ногами и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи - это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обратили внимание на куниц, учитель объявляет счёт: «Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы».
-Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!
Строгое жюри подводит итоги игры.
Награждаются победители.
7. Конкурс « Пословицы и поговорки»
Учитель: Вам необходимо вспомнить пословицы о животных. Задание в этом конкурсе заключается в том, что вы должны закончить пословицу и объяснить её смысл.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь…
Одна пчела много меду- не натаскает…
Не учи орла летать, а соловья петь…
Волка ноги- кормят…
8. Конкурс « Домашнее задание»
Учитель: Каждая команда получила домашнее задание: рассказать о животном или растении, занесённом в Красную книгу.
Команда «Пингвины»
Белый медведь.
В Арктике нет ни берёз, ни осинок -
На льдине большой белый мишка дремал.
От холода шерсть бережёт его спину,
Полярною ночью он солнышка ждал.
Цвет шерсти у мишки такой, как у снега,
Чтоб не заметил никто на снегу.
Полгода над мишкою тёмное небо,
И солнечных дней очень мало в году.
Боятся медведя моржи и тюлени,
Медведь ловит рыбу в холодной воде,
На холоде зимнем ему не до лени -
Заботиться нужно о вкусной еде.
(С.А.Васильева)
У медведя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет делает этого хищника незаметным на снегу. В самые холодные и голодные зимние месяцы медведь больше спит. Питается белый медведь рыбой, мясом моржей и тюленей.
Команда «Ёжики»
Морж
Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет.
Дом его там, где господствуют льды.
Клыки иногда при движенье - подмога,
Тело тяжёлое ласты несут.
Когда лёд оттает хотя бы немного,
Моржи из воды к берегам подплывут.
Они на холодном песке отдыхают,
На лежбище слабых растят малышей,
Моллюсков морских из песка накопают
И рыбы наловят - вот корм для моржей.
(С.А.Васильева)
Морж - это животное, которое занесено в Красную книгу. В Красную книгу вписываются редкие и исчезающие животные. На этих животных запрещено охотиться. Люди пытаются разводить их в неволе, чтобы потом выпустить на свободу.
Учитель: Каких ещё животных, птиц и растений, занесённых в Красную книгу, вы знаете?
(Тюлень, песец, белая чайка, гагара, буревестник, розовый пеликан, фламинго, венерины башмачки, жарки…)
9. Конкурс « Загадочные животные»
Учитель: Расшифруйте названия животных.
ЛЬДОША ЗОКА
СОЛЬ ДЕВЬДЕМ
БОКАСА ШАУГКЯЛ
Проверка Слайд №13
10.Конкурс «Узнай по голосу» (звукозапись голосов животных по 2 на каждую команду)
Гусь — гусята Свинья — поросята Кошка - котята
Корова — телята Лошадь — жеребята Курица - цыплята
Утка — утята Овца — ягнята Собака - щенята
Тигр — тигрята Лев — львята Медведь — медвежата
Лиса — лисята Волк — волчата Сова — совята
11. Подведение итогов
Учитель: Пока строгое жюри подводит итоги, мы поиграем в игру «Назови детёныша».
Белка — бельчата Заяц — зайчата Кабан — поросята
Награждение команд.