Конспект урока по познанию мира по теме " Вода. Свойство воды".
Конспект урока по познанию мира по теме " Вода. Свойство воды".
Благодоря этому уроку дети научились характеризовать свойство воды и различать состояние воды. Различать значение воды для живых организмов и для хозяйственной деятельности людей.Исследовать свойство воды входе практической работы в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира по теме " Вода. Свойство воды".»
Тема: Вода в природе . Охрана воды. Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Задачи:
Предметные:
- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД: - аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства; - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах; Личностные УУД: - формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности; - формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы) Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)
Форма организации учебной деятельности:индивидуально-групповая.
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир»с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,
Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов.– дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.
Приветствие:
- Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. (Жду вопроса: «Почему?»)
- Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)
- Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
- А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)
Чтобы у вас улучшилось настроение, я даю вам право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое. (красный)
У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
2. Актуализация знаний. (2 мин)
-Мы умные! Мы- дружные!
Мы- внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Учитель: -А начнём мы наш урок с минутки погоды. Слово синоптикам.
Ученик: Сегодня, 2 декабря в Атбасаре небольшая облачность, без осадков, ветер слабый, до умеренного, давление воздуха 760 мл рт. столба, влажность 75%, температура воздуха днём -10 С Служба 3-В класса желает вам хорошего настроения в любую погоду.
-Пришло время выяснить , чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока.
Предлагаю работу в группах
Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.
Ученик: Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.
Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.
Поблагодарите друг друга за совместимую работу.
Каждая группа получает своё задание:
1 группа: -отгадать загадку
2 группа:- расшифровать ребус
3 группа:- Посмотрите на картинки и назовите всё это одним словом
3.Создание проблемной ситуации. (3мин)
Проверка.
-Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.
1 группа-Слайд №1
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без...(Воды)
2 группа –Слайд №2
3 группа- Слайд №3
Куда река пошла, там и русло будет
Выслушиваются ответы детей:
1 группа:
- Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».
- Докажите! Почему?
- Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.
2 группа:
- Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам - их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»
- На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».
3 группа Мы посоветовавшись решили, что это слово « Вода», т.к это все состоит из воды.
Учитель : - Вы догадались верно. Это – вода.
-. - Ребята, вы отлично справились с заданиями,. Поэтому, поднимаемся еще на одну ступеньку выше. (оранжевый)
Постановка темы урока- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. Слайд№4
Тема урока: «Вода в природе. Охрана воды».
- Как бы вы объяснили название темы?
Ответы детей:
- Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.
- Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.
- Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.
- Что вы знаете о воде?
Ответы детей:
- Вода – это жидкость, она течёт.
- Воду можно наливать во что-нибудь: в стакан, в вазу, в ведро.
- Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
- Вода не имеет цвета.
- Вода может находиться в различных состояниях.
- Нужно бережно использовать воду.
- Что хотели бы узнать?
Ответы детей:
- Какие тайны она прячет в себе?
- Где можно встретить воду?
- Содержится ли вода в теле человека?
- Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы.
- В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».
- А вы знаете, что такое решето?
Ответы детей:
- Это предмет домашней утвари.
- Решето – это сито.
- Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.
Читает ученик:
Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.
- Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?
Ответы детей:
- Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.
- Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.
- Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом.
4. Формулирование проблемы.(1мин)
Определение задач урока.
- Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?
Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.
Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.
- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
Ответы детей:
- Ищут ответы на вопросы.
- Наблюдают.
- Проводят опыты (исследуют).
- Проверяют свои догадки.
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
- А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.
Опыты по выявлению свойств воды.
Инструкция.
1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.
2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.
3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.
4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.
5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.
Задания для 1-й группы
Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?
-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет? Почему?
- Обсудите ответ в группе.
-Запишите вывод в лист исследователя.
Опыт 2. Каков запах воды?
Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?
- Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан № 2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?
- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.
- Запишите вывод в листке исследователя.
Задания для 2-й группы
Опыт 3. Какой вкус у воды?
- Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?
- Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?
- Обсудите группой. Запишите в свои листки.
- А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.
Опыт 4. Вода - растворитель?
- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?
- А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?
- Какой можно сделать вывод? Обсудите.
-Запишите вывод.
Задания для 3-й группы
Опыт 5. Есть ли в воде воздух?
- Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.
- Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.
-Запишите вывод.
Опыт 6. Какая форма у воды?
- Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.
- Изменила ли вода свою форму? Почему?
-Обсудите.
- Запишите вывод.
Опыт 7. Что легче: вода или лёд?
- Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.
- Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?
-Обсудите.
- Запишите вывод. По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет желтого цвета. (жёлтый)
Ответы детей.
5. Ассоциативный ряд.(5 мин)
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?
Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)
- Один поэт сказал:
Безбрежная ширь океана (слайд №5)
И тихая заводь пруда (слайд №6)
Струя водопада и брызги фонтана (слайд № 7, 8)
И все это – только Вода!
Глобус. - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?
Ответы детей:
– Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.
- Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.
- Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.
- Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас
- Какие реки нашего края вы можете назвать? (Жабай, Ишим, Карасу, Нура, Иртыш, Сырдарья).
Учитель: - Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?
Ответы детей:
- В облаках.
- В росе.
- В снежинках.
- В тумане.
- Абсолютно верно. Во всем, что вы перечислили, встречается вода.
- А сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам.
- В продолжение разговора о том, где встречается вода, мы предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, которая состоит из нескольких слайдов и которую мы подготовили сами специально к этому уроку.
Представление слайда. Слайд № 9 (Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках; льды и айсберги – это тоже вода; снег, роса, дождь, туман – это все…. Вода!)
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Были внимательны и соблюдали все правила при коллективной работе. Ответы и рассказы были четкими, безошибочными. Блестяще справились со своим заданием и вы, ребята! Слайды были подобраны правильно, не было ничего лишнего, что отвлекало бы от восприятия! По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет зелёного цвета. (Зеленый)
Физминутка Слайд№10
- А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.
Ответы детей:
- Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.
-Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.
-Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.
-А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.
-Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.
- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.
- Одно из свойств вы хорошо знаете.
Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается это свойство.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!
- О каких состояниях воды говорится в стихотворении?
Ответы детей:жидкое, твердое, газообразное(на доске висит плакат, на нем, после озвучивания ответов, открываются 3 вида состояния воды) Слайд№ 11
- При каких условиях происходит превращение воды?
Ответы:
- При охлаждении – вода превращается в твердое (или жидкое) состояние
- При испарении – вода в газообразном состоянии.
- Как же воду принести в решете? Правильно ли мы выбрали вариант ответа?
- Какое свойство воды использовала героиня сказки?
Ответ детей:
- Да, мы выбрали верный вариант, о котором говорил второй ученик.
- А первый – ошибся, т.к. не знал о превращении воды, её свойствах.
- Героиня сказки использовала одно из состояний воды – твёрдое.
- Ваши ответы заслуживают поощрения – мы поднимаемся еще на одну ступеньку.(голубой)
- У воды есть еще много удивительных свойств.
- Кто из вас уже знает и может назвать эти свойства?
Ответы детей: - воде не имеет запаха;
- вода прозрачная;
- вода бесцветная.
- Вы правильно назвали свойства воды. А откуда вы это знаете?
Ответы детей: - Когда я был маленький, я нюхал вода, и она не имела запаха.
- Я смотрела научный фильм о воде.
- А я читал об этом в книгах.
(Учитель читает стихотворение и одновременно моделирует на доске картинку: деревья, цветы, солнце, животные)
- Течет река. Бежит река.
Бежит река издалека.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока.
Растут деревья и цветы,
И солнце светит с высот
Животные приходят на рассвете
Попить воды как с родника. Слайд №12
- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)
- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды значительно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборку городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученые подсчитали, что каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытового использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.
И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения. А происходит это примерно так:
Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.
- Что происходит? (Река загрязняется)
- Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует ее воду, а потом грязную сливает обратно в реку.
-Что происходит с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают - река гибнет)
- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)
- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?
А сейчас мы с вами посмотрим видео урок «Загрязнение воды»
Вывод: (Ответы детей) По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет синего цвета (Синий)
Рефлексия деятельности. Итог урока.
-Что нового и полезного вы узнали для себя?
Я предлагаю последнюю ступеньку нашей лестницы познания раскрасить в фиолетовый цвет. (Феолетовый)
-Кто заметил, что это за цвета? ( Цвета радуги)
Слайд № 13
Самооценка
У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте оживим их:
Если вам было интересно и понравилось – нарисуйте у капельки веселое лицо
Если иногда было затруднение, сомнения – нарисуйте грустное лицо
А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море.
Что я вижу!!! «Я вижу море успеха!» Какие вы молодцы! Сколько весёлых капелек воды в нашем море.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
["file_id"] => string(6) "126475"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1415184909"
}
}