kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по познанию мира по теме " Вода. Свойство воды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодоря этому уроку дети научились характеризовать свойство воды и различать состояние воды. Различать значение воды для живых организмов и для хозяйственной деятельности людей.Исследовать свойство воды  входе практической работы в группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира по теме " Вода. Свойство воды".»

Тема: Вода в природе . Охрана воды.
Цель: создать условия для формирования умения определять основные свой­ства воды, ее значение для живых организмов и хозяйствен­ной деятельности человека.
Задачи:

Предметные:

- узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.

- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

Коммуникативные УУД:
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
- формировать интерес к предметно-иссле­довательской   деятельности;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-исследование (исследовательский проект)

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Ресурсы: основные:

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.49-52, М. «Просвещение», 2008-2010г

Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.

Инструкционные карты, карты «учёных-исследователей», карточки для парной работы, карточки для рефлексии,

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация, карта, глобус, выставка книг.



Ход урока


1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствие:

- Добрый день, ребята! А у меня сегодня замечательное настроение. (Жду вопроса: «Почему?»)

- Да, потому что сегодня у нас очень интересный урок и у меня к нему особое отношение. («Почему особое?»)

- Я очень ценю то, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

- А какое настроение мы возьмем с собой? (У вас на листочках ступеньки, раскрасьте первую ступеньку таким цветом, какой характеризует ваше состояние перед началом урока.)

Чтобы у вас улучшилось настроение, я даю вам право первому прикрепить на доску листик настроения всего класса. Ведь оно у большинства хорошее, яркое.  (красный)

У всех хорошее настроение. Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.


2. Актуализация знаний.  (2 мин)

-Мы умные! Мы- дружные!

Мы- внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится.

Учитель: -А начнём мы наш урок с минутки погоды. Слово синоптикам.

Ученик: Сегодня, 2 декабря в Атбасаре небольшая облачность, без осадков, ветер слабый, до умеренного, давление воздуха 760 мл рт. столба, влажность 75%, температура воздуха днём -10 С Служба 3-В класса желает вам хорошего настроения в любую погоду.

-Пришло время выяснить , чем мы будем заниматься, и какой объект станет темой нашего урока.

Предлагаю работу в группах

Вспомните, пожалуйста, правила дружной работы в группе.

Ученик: Будьте вежливы. Не перебивайте товарища.

Говорите так, чтобы вас слышали только в вашей группе.

Поблагодарите друг друга за совместимую работу.

Каждая группа получает своё задание:

1 группа: -отгадать загадку

2 группа:- расшифровать ребус

3 группа:- Посмотрите на картинки и назовите всё это одним словом


3.Создание проблемной ситуации. (3мин)

Проверка.

-Постарайтесь дать ответ на ваше задание в форме одного слова.

1 группа- Слайд №1

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...(Воды)


2 группа –Слайд №2


3 группа- Слайд №3

Куда река пошла, там и русло будет


Выслушиваются ответы детей:

1 группа:

- Мы посовещались и решили, что ответом этой загадки будет слово «вода».

- Докажите! Почему?

Все перечисленные высказывания указывают на одну необходимость – воду! Например, мама не может готовить и стирать без воды, корабли не могут плыть без воды и, возможно, наступит смерть человека, если будет отсутствовать вода.


2 группа:

Мы разгадали ребус и в нем зашифровано тоже слово «вода». На первой картинке нарисован волк. В этом слове надо убрать две последние буквы, т.к. стоят запятые. А по правилам - их надо убрать. Остаются две первые буквы «ВО»

- На второй картинке нарисован дом. В этом слове буква «о» = «а» и убираем последнюю букву «м». Получаются две буквы «ДА». Соединяем их вместе, получается слово «вода».


3 группа Мы посоветовавшись решили, что это слово « Вода», т.к это все состоит из воды.

Учитель : - Вы догадались верно. Это – вода.

-. - Ребята, вы отлично справились с заданиями,. Поэтому, поднимаемся еще на одну ступеньку выше. (оранжевый)


Постановка темы урока - Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о воде. Слайд№4


Тема урока: «Вода в природе. Охрана воды».


- Как бы вы объяснили название темы?

Ответы детей:

Мы знакомы с водой с самого рождения, но какие секреты она прячет в себе, мы не знаем.

- Незнакомка, значит таинственная. Мы узнаем о тайнах воды.

- Мы встречаемся с водой каждый день, но мало знаем о ее свойствах.


- Что вы знаете о воде?

Ответы детей:

- Вода – это жидкость, она течёт.

- Воду можно наливать во что-нибудь: в стакан, в вазу, в ведро.

- Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

- Вода не имеет цвета.

- Вода может находиться в различных состояниях.

- Нужно бережно использовать воду.


- Что хотели бы узнать?

Ответы детей:

- Какие тайны она прячет в себе?

- Где можно встретить воду?

- Содержится ли вода в теле человека?


- Мы постараемся сегодня на уроке открыть многие тайны нашей Незнакомки и получить ответы на все ваши вопросы.


- В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».

- А вы знаете, что такое решето?

Ответы детей:

- Это предмет домашней утвари.

- Решето – это сито.


- Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.

Читает ученик:

Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.


- Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?

Ответы детей:

- Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.

- Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.

- Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом.


4. Формулирование проблемы. (1мин)

Определение задач урока.

- Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?

Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.

Учитель демонстрирует прозрачный сосуд с водой.

- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?

Ответы детей:

- Ищут ответы на вопросы.

- Наблюдают.

- Проводят опыты (исследуют).

- Проверяют свои догадки.


Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

- А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.


Опыты по выявлению свойств воды.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя.

Задания для 1-й группы

Опыт 1. Какова прозрачность и цвет воды?

-Перед вами стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложки. В каком из стаканчиков ложка видна, а в каком нет? Почему?

- Обсудите ответ в группе.

-Запишите вывод в лист исследователя.

Опыт 2. Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

- Возьмите стаканчик № 1 и понюхайте воду, а теперь стакан № 2 и понюхайте воду. Что вы почувствовали?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в листке исследователя.

Задания для 2-й группы

Опыт 3. Какой вкус у воды?

- Попробуйте на вкус родниковую воду. Есть ли у неё вкус?

- Попробуйте для сравнения сок. Какой сделаете вывод?

- Обсудите группой. Запишите в свои листки.

- А какая на вкус морская вода? Почему? Обсудите.

Опыт 4. Вода - растворитель?

- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

- А теперь в другой стакан с водой положите ложку сахарного песка и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов песок растворился?

- Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.

Задания для 3-й группы

Опыт 5. Есть ли в воде воздух?

- Опустите медицинскую грушу в стакан с водой и нажмите.

- Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Обсудите.

-Запишите вывод.

Опыт 6. Какая форма у воды?

- Возьмите стакан с водой и несколько емкостей разной формы. Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.

- Изменила ли вода свою форму? Почему?

-Обсудите.

- Запишите вывод.

Опыт 7. Что легче: вода или лёд?

- Возьмите стакан с водой и аккуратно положите в него несколько кубиков льда.

- Что наблюдаете? Почему лёд не утонул?

-Обсудите.

- Запишите вывод. По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет желтого цвета. (жёлтый)

Ответы детей.

5. Ассоциативный ряд. (5 мин)


-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»?

Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник)



- Один поэт сказал:

Безбрежная ширь океана (слайд №5)

И тихая заводь пруда (слайд №6)

Струя водопада и брызги фонтана (слайд № 7, 8)

И все это – только Вода!


Глобус. - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?

Ответы детей:

– Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.

- Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты.


- Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.

- Вода- краса природы. Эту красоту мы видим в тихой заводи рек. Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как у нас

- Какие реки нашего края вы можете назвать? (Жабай, Ишим, Карасу, Нура, Иртыш, Сырдарья).


Учитель: - Знаете ли вы, где еще на Земле встречается вода?

Ответы детей:

- В облаках.

- В росе.

- В снежинках.

- В тумане.


- Абсолютно верно. Во всем, что вы перечислили, встречается вода.

- А сейчас, я передаю слово вашим одноклассникам.


- В продолжение разговора о том, где встречается вода, мы предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, которая состоит из нескольких слайдов и которую мы подготовили сами специально к этому уроку.

Представление слайда. Слайд № 9 (Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках; льды и айсберги – это тоже вода; снег, роса, дождь, туман – это все…. Вода!)


- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Были внимательны и соблюдали все правила при коллективной работе. Ответы и рассказы были четкими, безошибочными. Блестяще справились со своим заданием и вы, ребята! Слайды были подобраны правильно, не было ничего лишнего, что отвлекало бы от восприятия! По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет зелёного цвета. (Зеленый)


Физминутка Слайд№10

- А теперь вспомните и скажите, а какое значение имеет вода в природе и в жизни человека.

Ответы детей:

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям.

- Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов.

- Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины.

- А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров.

- Без воды не приготовить пищи, не сделать бумагу, не приготовить бетон для стройки и др.


- Правильные и полноценные ответы, ребята, получились у вас! Но, все, о чем вы говорили, стало доступно человеку только после того, как он изучил воду, ее свойства.


- Одно из свойств вы хорошо знаете.

Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается это свойство.


Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!

- О каких состояниях воды говорится в стихотворении?


Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное (на доске висит плакат, на нем, после озвучивания ответов, открываются 3 вида состояния воды) Слайд№ 11



- При каких условиях происходит превращение воды?

Ответы:

- При охлаждении – вода превращается в твердое (или жидкое) состояние

- При испарении – вода в газообразном состоянии.


- Как же воду принести в решете? Правильно ли мы выбрали вариант ответа?

- Какое свойство воды использовала героиня сказки?

Ответ детей:

- Да, мы выбрали верный вариант, о котором говорил второй ученик.

- А первый – ошибся, т.к. не знал о превращении воды, её свойствах.

- Героиня сказки использовала одно из состояний воды – твёрдое.


- Ваши ответы заслуживают поощрения – мы поднимаемся еще на одну ступеньку.(голубой)

- У воды есть еще много удивительных свойств.

- Кто из вас уже знает и может назвать эти свойства?

Ответы детей: - воде не имеет запаха;

- вода прозрачная;

- вода бесцветная.

- Вы правильно назвали свойства воды. А откуда вы это знаете?

Ответы детей: - Когда я был маленький, я нюхал вода, и она не имела запаха.

- Я смотрела научный фильм о воде.

- А я читал об этом в книгах.


(Учитель читает стихотворение и одновременно моделирует на доске картинку: деревья, цветы, солнце, животные)

- Течет река. Бежит река.

   Бежит река издалека.

   Как хорошо, когда река

   И широка, и глубока.

   Растут деревья и цветы,

   И солнце светит с высот

Животные приходят на рассвете

   Попить воды как с родника. Слайд №12

 

- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)

- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной  воды значительно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборку городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученые подсчитали, что каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытового использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения. А происходит это примерно так:

Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.

- Что происходит?  (Река загрязняется)    

- Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует ее воду, а  потом грязную сливает обратно в реку.

-Что происходит с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают - река гибнет)

- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)

- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?


А сейчас мы с вами посмотрим видео урок «Загрязнение воды»

Вывод: (Ответы детей) По итогам этой работы – мы понимаемся еще на одну ступеньку выше и она будет синего цвета (Синий)


Рефлексия деятельности. Итог урока.

-Что нового и полезного вы узнали для себя?


Я предлагаю последнюю ступеньку нашей лестницы познания раскрасить в фиолетовый цвет. (Феолетовый)

-Кто заметил, что это за цвета? ( Цвета радуги)

Слайд № 13


Самооценка

У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте оживим их:

Если вам было интересно и понравилось – нарисуйте у капельки веселое лицо

Если иногда было затруднение, сомнения – нарисуйте грустное лицо

А теперь выходите к доске и поместите их на нашем импровизированном море.

Что я вижу!!! «Я вижу море успеха!» Какие вы молодцы! Сколько весёлых капелек воды в нашем море.


Дом задание: работа в прописи стр 25

Урок окончен. Спасибо всем за работу.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по познанию мира по теме " Вода. Свойство воды".

Автор: Казбекова Айгуль Мейрамбековна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока познания мира "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "142000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418214209"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока познания мира в 4 классе с презентацией на тему "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-v-4-klassie-s-priezientatsiiei-na-tiemu-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "155561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421301375"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "конспект на тему: "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-na-tiemu-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "163256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422459427"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "126475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415184909"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока познанию мира на тему "Почва. Охрана почвы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_poznaniiu_mira_na_tiemu_pochva_okhrana_pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "343040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473451337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства