kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны. Смешанные леса" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру с использованием интерактивных технологий обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны. Смешанные леса" (4 класс)»



«Я и Украина» (природоведение), 4 класс



Тема:

Смешанные леса. Группы растений, которые создают ярусы смешанного леса. Растительный и животный мир смешанных лесов. Знакомство с картиной И.Шишкина « Утро в сосновом лесу».



Цели:

- продолжать формировать представление о природных зонах Украины, географическом расположении зоны смешанных лесов, её климатических условиях, растительном и животном мире;

- ознакомить уч-ся с творчеством художника И.И.Шишкина, учить анализировать картину;

-создать условия для формирования ключевых компетентностей, развития познавательного интереса к окружающей природе;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать и уважать друг друга;

- формировать элементы экологической культуры, прививать любовь к природе, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство ответственности за происходящее в природе.

Оборудование:

  • физическая карта Украины;

  • карта природных зон Украины;

  • мультимедийная доска, проектор, презентация «Смешанные леса»;

  • ассоциативный куст «Лес»;

  • опорная схема «Растения и животные смешанных лесов»;

  • карточки для работы в парах;

  • карточки для самооценивания «Дорожка знаний».









Тип 1 м/м: адаптивно-преобразующий.

Тип 2 м/м: содержательно-поисковый.



Методы и приемы м/м:

  • методы развития познавательного интереса,

  • метод постановки проблемы,

  • метод организации взаимодействия учащихся (работа в парах),

  • заполнение таблицы,

  • «Мозговой штурм»,

  • «Ассоциативный куст»,

  • «Репортаж с места событий»,

  • «Дорожка знаний»,

  • Игра «Не ошибись»,

  • творческое домашнее задание.



Ожидаемый результат:

1. Умеют:

- характеризовать природную зону Украины «Смешанные леса», её географическое расположение, климатические условия, растительный и животный мир;

- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь между расположением природных зон и их природными условиями, растительным и животным миром;

- высказывать предположения про сущность взаимосвязей в каждой природной зоне.

2. Приобретают:

- навыки нахождения выхода из проблемной ситуации, самостоятельного поиска необходимой информации, навыки общения и взаимопомощи.







Ход урока

1 мини-модуль: адаптивно-преобразующий

  1. Организация класса.

- Ребята, сегодня я хочу подарить вам необычный урок. Это урок раздумий, поисков, находок.



  1. Мотивация учебной деятельности.

- Вы сегодня не просто ученики, вы – исСЛЕДователи.

- Мы ищем следы тайны природы, как охотники.

- Какие качества важны для ученого - исследователя?

- Вы назвали много качеств, но давайте выделим самые главные.

- Настоящий исследователь должен быть наблюдательным, настойчивым и твердо верить в свои силы.

- В путешествиях многое можно узнать,

Тайны природы раскрыть и понять.

Новая природная зона приглашает нас-

И опять в экспедицию отправляется класс.



  1. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.

3.1. Введение приема «Дорожка знаний»

- Путешествуя по природной зоне, мы увидим и услышим много интересного о богатстве природы, о растительном и животном мире Украины. Во время экспедиции вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.



- За правильные ответы, активное участие в уроке, самостоятельное мышление вы будете по моему указанию постепенно отмечать клеточки красным цветом. Количество закрашенных клеточек будет соответствовать вашему поурочному баллу.

3.2. « Мозговая атака»

- Давайте определим место нашего государства и нашего города на планете Земля.

- Расположите слова в правильном порядке от большего к меньшему:

Евразия, Украина, Земля, Киев, Шахтерск, Донецк

- Сформулируйте вывод.

- Чем для каждого из нас является Украина?

- Посмотрите на эти цифры. Можно ли их связать с Украиной?

1270, 900, 603.700, 7.643, 22, 1991, 45.000.000

3.3. Мини - итог

- Мы гордимся тем, что живем на Украине, поэтому продолжаем с удовольствием изучать её природу. (ОЦЕНИВАНИЕ 1)

3.4. Минутка синоптика – игра « Остроглаз»

- Почему осталось число 22? Как оно связано с Украиной?

- А ведь сегодня 22 февраля. Февраль еще называют «вьюговей», «снежень» - от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору.

- Какое качество исследователя мы записали в 1-ой клеточке?

- Я вам предлагаю игру « Остроглаз». В ней мы проверим, кто из вас уже обладает наблюдательностью, т.е. имеет острый глаз.

- В течение недели вы наблюдали за погодой. Откройте свои календари и сделайте вывод, как изменялась температура воздуха?

- В этом году февраль необычно теплый.

- Что можно сказать о состоянии неба?

-Сколько было дней с сильными ветрами?

-В каком направлении дули ветры?

-Какие осадки наблюдались?

- Какие другие метеорологические явления вы наблюдали?

-Вы заметили, что февраль-это двуликий месяц: и лютый, и бокогрей. Еще вьюги да метели, но на солнечной стороне уже пригревать начинает. В народе говорят: «Злится коротышка, что ему дней мало дадено»

- Молодцы!! Вы проявили свои исследовательские качества. (ОЦЕНИВАНИЕ 2)

- Итак, отправляемся в путь.

4. Изучение нового материала.

4.1. Введение в тему (художественное слово)

- Здравствуй, лес! Дремучий лес!

Полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы – свои!



4.2. «Ассоциативный куст»

- Вы уже догадались, что мы попали в лес.

- Какие ассоциации со словом « лес» у вас возникли?

- Вспомните все то, что вы знаете о лесах.

Заповедник, растения, грибы, пища, богатство, животные, легкие планеты, одежда, красота, насекомые, зеленое чудо, эхо, природа, птицы, лекарство, жизнь, лесник

- Вот сколько вызнаете о лесах. Но ваши знания надо упорядочить. Сделать так, чтобы ими обладали все ученики нашего класса.

(ОЦЕНИВАНИЕ 3)



4.3. Релаксационная пауза (под музыку)

- Закройте глаза, представьте, что мы с вами в лесу.

- Легко дышится в прогретых солнцем лесах. С неба льется прямыми потоками свет, и вам становится особенно тепло. Вас охватывает прохлада листвы. От запахов цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость. Вы прислушиваетесь и слышите в тишине перезвон лесных птиц. Вы любуетесь и не можете налюбоваться росистыми тенями. Великая сила жизни видна во всем.

-Откройте глаза. Мы снова на уроке.





4.4. Знакомство с картиной И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу».

Рассказ о художнике И.И. Шишкине

- Вы знаете, что о лесе создают произведения писатели, пишут музыку композиторы, его изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства – свой язык. Чтобы он стал понятным, затронул сердце – надо чаще слушать музыку, смотреть картины, читать. Тогда искусство откроет тебе свои тайны.

- А у художника Ивана Ивановича Шишкина все творчество было лесное. Он вырос в поселке Елабуга, среди густых русских лесов. Да и сам художник походил на богатыря из сказки. О себе он рассказывал: « Я поднимал безо всякой тягости одной рукой гирь на веревке 10 пуд». Интересно было наблюдать за работой художника, когда он, огромный, могучими руками исправлял линии, и рисунок, словно по волшебству становился все лучше и лучше. Может, сами деревья нашептывали ему свои секреты?



4.5. Беседа по картине «Утро в сосновом лесу»

- Внимательно присмотритесь к картине « Утро в сосновом лесу». Так внимательно, чтобы хоть на секунду исчезло все вокруг, и осталась одна картина. Лучи восходящего солнца, позолотившие верхушки деревьев, рассеяли туманную дымку. Мама – медведица вывела своих детенышей на прогулку. Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося леса, два других играют на стволе поваленной бурей старой сосны.

- К какому жанру относится произведение?

- Где происходит действие, изображенное на картине?

- Что вы видите на переднем плане картины? На заднем?

- Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать эту картину?

- Какой цвет преобладает?

- Какое настроение передаёт картина?

- Что особенно понравилось в картине?

-Как вы думаете, к какой природной зоне относится эта картина?

- По каким признакам вы догадались?



(ОЦЕНИВАНИЕ 4)

4.6. Ознакомление с планом изучения темы.

- Вспомните, какие еще бывают леса?

- Сегодня мы будем исследовать зону смешанных лесов

- Как вы понимаете это название - зона смешанных лесов?

- Изучать природную зону будем по такому плану:

1. Расположение природной зоны на территории Украины

2. Формы земной поверхности природной зоны.

3. Погода в разные времена года.

4. Растительный мир.

5. Животный мир.

6. Охрана природы.



4.7. Практическая работа по карте Украины.

- Откройте учебники на стр.118.

- Рассмотрите карту природных зон Украины.

- Каким цветом обозначена зона смешанных лесов?

- Лесная зона занимает весь север Украины и охватывает около 20% территории нашей страны. В пределах Украины зона смешанных лесов называется Украинским Полесьем.

- Как вы думаете, от каких слов произошло это название? (ПОЛЕСЬЕ – покрытое лесами)

(ОЦЕНИВАНИЕ 5)

- На севере природная зона граничит с Россией и Беларусью, на западе- с Польшей, на юге проходит граница с лесостепью.
- Украинское Полесье простирается с запада на восток почти на 800 км, а с севера на юг на 120 км.

- Сравните физическую карту на переднем форзаце учебника и карту природных зон.

- Какие формы земной поверхности есть в зоне смешанных лесов?

- Какие водоёмы расположены на её территории?

- Полесье – это край озер и болот.

(ОЦЕНИВАНИЕ 6)

5. Итог 1 мини-модуля.

- Мы прошли значительную часть пути по зоне смешанных лесов и исследовали 1 и 2 пункты плана.

-В какой части Украины находится зона смешанных лесов?

-Как иначе называется эта зона?

Подсчитайте, сколько баллов вы уже смогли заработать.

- Если вы будете активны на следующем уроке, вы сможете узнать много интересного и повысить свой результат.



2 мини-модуль: содержательно - поисковый

1.Организация класса.





2. Актуализация опорных знаний.



- Вспомните, какую природную зону начали изучать на предыдущем уроке?



- Где на территории Украины расположена зона смешанных лесов?



- Как её называют?



- Какова особенность земной поверхности зоны смешанных лесов?



- Мы рассмотрели первые два пункта плана. А сейчас необходимо исследовать

климат зоны смешанных лесов.





3. Изучение нового материала.

3.1. Чтение статьи учебника – с. 119

- Какие времена года есть в нашей местности?

- Эти же времена года есть в зоне смешанных лесов.

- Какие же их характерные особенности?

- Чтобы ответить на этот вопрос, самостоятельно прочитайте 2 и 3 абзацы статьи нас 119.

- Сделайте вывод, какой климат в зоне смешанных лесов?

(ОЦЕНИВАНИЕ 7)



3.2. Ознакомление с растительным миром

- Т.к. в зоне смешанных лесов благоприятные природные условия, много тепла и влаги, то и растительный мир в этой зоне очень разнообразный.

- Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называют ярусами.

- Каждый ярус имеет свое название. Вспомните этажи леса, используя следующие описания.

1) Верхний ярус – многолетние растения с крупным твердым стволом. (Деревья). Иначе этот ярус называют «древостой».

2) Средний ярус – многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники).

3) Нижний ярус – растения с мягкими зелеными стеблями. (Травянистые растения). К этому ярусу еще относятся грибы, лишайники, мхи.

(ОЦЕНИВАНИЕ 8)

- Каждому ряду я даю задание. Прочитайте 2(3, 4) абзац статьи «Растения смешанных лесов», рассмотрите рисунок и назовите, какие растения описаны в этой статье. Проверим вашу работу.

- 1 ряд – растения какого яруса описаны в вашем задании?

- Названия каких деревьев вы запомнили?

-2 ряд – растения какого яруса описаны в вашем задании?

- Как иначе называют этот ярус? (подлесок)

- Названия каких кустарников вы запомнили?

- 3ряд – растения какого яруса описаны в вашем задании?

- Названия каких травянистых растений вы запомнили? (ОЦЕНИВАНИЕ 9)

- Среди растений, произрастающих в зоне смешанных лесов, есть и такие, которые занесены в Красную книгу Украины:

  • клюква мелкоплодная,

  • любка двулистная,

  • петров крест чешуйчатый,

  • ковыль волосатик и многие другие.

3.3. Мини-итог

- Природа щедро наделила землю растительным миром. Недаром Украину называют цветущим зеленым краем.

3.4. Физпауза. Игра «Не ошибись»

- Предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть растения леса. Если это деревья – поднимите руки вверх. Если это кустарники – сделайте наклон вперед. Если это травянистые растения – присядьте. Будьте внимательны.

Дуб, шиповник, ландыш, липа, зверобой, малина, барбарис, прострел, иван-чай, сосна.

(ОЦЕНИВАНИЕ 10)

3.5. Ознакомление с животным миром

- Вы убедились, что растительный мир зоны смешанных лесов очень богатый. Каким же может быть животный мир?

- Почему?

-Лес похож на дом. Но ведь в доме должен кто-то жить.

-Самостоятельно прочитайте статью «Животные смешанных лесов», рассмотрите рисунок и запомните, какие животные обитают в этой зоне.

- Среди животных, обитающих в зоне смешанных лесов в Красную книгу Украины занесены:

  • кот лесной,

  • аист черный,

  • птица змеед,

  • бабочка бражник «Мертвая голова» и многие другие.

3.6. Работа по карточкам в парах

- Используя полученные знания и опорную таблицу «Растения и животные смешанных лесов», поработайте в парах и «расселите» животных по ярусам леса.

Верхний ярус

Средний ярус

Нижний ярус




Слова для справок: сова серая, лось европейский, большой пестрый дятел, заяц-русак, белка, глухарь, зубр, гадюка лесная, тетерев, куница лесная.

- На эту работу вас 3 минуты.

- Прочитайте названия животных, обитающих в верхнем (среднем, нижнем) ярусе.

(ОЦЕНИВАНИЕ 11)

3.7. Мини-итог - Люди нередко меняются квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Почему?

4. Систематизация и обобщение знаний.

4.1. Составление цепей питания

- В природе ни животные, ни растения, не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.

- Исследуем пищевые цепочки в лесу.

-Основание цепочек – сам лес. Второе звено – все те, кто питаются растениями. Третье звено - охотники, самые разные. А еще выше – четвертое звено. Это те хищники, которые могут охотиться и на охотников.

- Используя знания о растительном и животном мире смешанных лесов, составьте цепи питания.

- На эту работу у вас 2 минуты.

- Проверим, какие же цепи питания у вас получились

(ОЦЕНИВАНИЕ 12)

4.2. Мини-итог

- В лесу все идет по законам природы, и человек не должен вмешиваться в жизнь леса и изменять её.

4.3. «Репортаж с места событий».

- Но государство заботится о сохранении лесных ресурсов нашей страны. Это подтверждается тем, что по всей территории Украины созданы национальные парки и заповедники, где редкие виды растений и животных находятся под охраной.

- На территории зоны смешанных лесов в 1968 году был создан Полесский государственный заповедник.

- Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет кто? (Лесничий)

- И сейчас у нас на прямом включении репортаж из Полесского заповедника. (Рассказ уч-ся).

(ОЦЕНИВАНИЕ 13)

5. Итог 2 мини-модуля.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Какую природную зону Украины изучали на уроке?

Обратите внимание, мы исследовали все пункты плана.

-Что же нового и интересного вы узнали?

6. Оценивание.

- Оцените свои достижения на «Дорожке знаний».

- Кто смог получить 12 баллов?

- Вашу работу можно назвать творческой и плодотворной.

-Кто получил 11-10 баллов?

- Ваше участие в уроке было активным и старательным.

-Кто получил 9 баллов?

- Вы добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

-У кого получилось меньше 9 баллов?

- Вам нужно быть более внимательными и активными.

-А кто смог получить больше 12 баллов?

- Вы по праву можете называться «учеными – исследователями».

-Карточки с оцениванием вы сдадите после урока.

7. Домашнее задание.

1. Изучить статьи учебника, с. 119-123,подготовить сообщение о труде людей в зоне смешанных лесов.

2. Выполнить практическое задание в тетради, с.46

3. Используя полученные на уроке знания, ответить на вопрос и продолжить стихотворение:

«Почему мы с лесом дружим?

Для чего же лес нам нужен?»



-Урок окончен.





15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны. Смешанные леса" (4 класс)

Автор: Ткаченко Татьяна Павловна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Лес и человек" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-po-tiemie-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "140773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418018862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "План-конспект урока по окружающему миру по УМК "Перспектива"  по теме: "Среди лесов" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-umk-pierspiektiva-po-tiemie-sriedi-liesov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421835679"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Природные зоны. Леса России""
    ["seo_title"] => string(74) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_4_klass_prirodnye_zony_lesa_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "592809"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638040279"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Леса умеренного пояса "
    ["seo_title"] => string(26) "liesa-umieriennogho-poiasa"
    ["file_id"] => string(6) "180623"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425218742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства