Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Природные зоны. Леса России"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Природные зоны. Леса России"
На уроке учащиеся повторяют изученные природные зоны. Знакомятся с зоной лесов России. Рассматривают отличие 3 соостовляющих зону лесов: тайгу, смешанные леса и широколиственные леса.Находят отличие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Природные зоны. Леса России"»
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
«Природные зоны России Леса России»
Цели:
образовательные: усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой зоны, взаимосвязи в природе;
развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;
воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.
Задачи:
Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.
Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредеметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Тип урока изучение и первичное закрепление знаний
Ход урока
Слайд 1.Организационный момент:
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
Слайд 2Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Цель: организовать проверку домашнего задания с помощью фронтального опроса и индивидуальной работы
Слайд 3 Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России».
а) Фронтальная работа.
Слайд 4- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Зона тундры.)
Слайд 5- Помогите мне, пожалуйста, отыскать эту природную зону на карте. (Работа с картой.)
- Что интересного вы узнали о природных условиях зоны тундры?
- Почему же происходит смена природных зон?
- Покажите на глобусе пояса.
2)Прежде чем отправиться в новое путешествие, проверим знания, которыми вы обогатились на предыдущем уроке.
б) Тест (Взаимопроверка)
- Для чего мы будем выполнять данный тест?
3. Самоопределение к деятельности.
Цель:организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.
Чтение стихотворения. С.Погореловского
Слайд 6 Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Все открой – не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
Слайд 7- Определите, в какую природную зону отправимся?
Слайд 8 - Сформулируйте задачи нашего урока.
Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит дремучий? (Дремучий - темный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
Слайд 9А сейчас перед вами проблемный вопрос: почему одни леса темные, а другие светлые?
4.Первичное усвоение новых знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.
а) Работа с картой
- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, на карту?
Слайд 10 Зона лесов находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Она находится в умеренном поясе, значит, здесь холодная зима и теплое лето. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Почвы в лесной полосе гораздо богаче питательными веществами, чем в тундре. В северной части лесной зоны растут деревья, которые менее требовательны к теплу. Нашу страну часто называют великой лесной державой.
Какой мы можем сделать вывод о природной зоне лесов? (Эта природная зона самая большая. Она занимает больше половины территории России, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов).
- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
- Обозначьте на контурной карте природную зону лесов
Слайд 11 б) Практическое применение знаний. Работа в группах
Цель:дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
- Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам
Давайте вспомним правило работы в группе
Слайд 12 «Правила работы в группе»
Слушай, что говорят другие.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Не согласен – предлагай!
Слайд 13 План изучения природной зоны
1. Название, изображение на карте.
2. Особенности природы:
Неживая природа
Живая природа
Взаимосвязи в природе
3. Использование природной зоны человеком.
4. Экологические проблемы и охрана природы.
1 группа - Природная зона тайги
1.Что называют тайгой?
2.Природные условия тайги.
3.Растительный и животный мир
2 группа - Природная зона смешанных лесов
1.Какие леса называют смешанными?
2.Природные условия смешанных лесов
3. Растительный и животный смешанных лесов
3 группа - природная зона широколиственных лесов
1. Какие леса называют широколиственными?
2.Природные условия тайги.
3.Растительный и животный мир
- Какой мы можем сделать вывод о животном и растительном мире природной зоны лесов? (зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром.
Слайд 14 16
Слайд 17- Давайте сейчас вернемся к нашему проблемному вопросу, почему одни леса темные, а другие светлые?
Слайд 18 в) Коллективная работа.
Схема
Значение леса
Место отдыха
Аптека
Источник чистой воды и пищи
Источник древесины
Источник топлива
Дом для растений, животных, грибов
Защитник воздуха, водоемов, почв
-Как вы понимаете выражение «место отдыха»?
-А почему лес-аптека?
Какие лекарственные растения вы знаете? (береза, рябина, зверобой, шиповник, чистотел и др.)
-Расшифруйте третью строчку.
-А как лес может обогреть человека?
-Посмотрите вокруг. Какие вещи из дерева вы видите?
-А что у вас на столах изготовлено из дерева?
-Для каких природных объектов лес-дом?
-Почему лес-защитник воздуха?
-Для чего лес является защитником?
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Какие экологические проблемы возникают по его вине в лесу?
-Как мы можем помочь в их решении?
«Не руби берёзы белой,
Не губи глуши лесной.
Не губи и зла не делай,
А особенной весной.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
- Об этих проблемах поговорим подробнее на следующем уроке.
Слайд 19 5. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6.Первичная проверка понимания.
Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала.
Выполнение теста
Тест «Природная зона лесов».
1) Природная зона лесов состоит из:
а) двух частей;
б) трёх частей;
в) четырёх частей.
2) Самую большую территорию занимают:
а) широколиственные леса;
б) смешанные леса;
в) тайга.
3) В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) сосны, дубы, ели;
в) лиственницы, пихты, липы, ели.
4) Лесным исполином называют:
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.
Слайд 20 Сверяют по ключу
(1) б; 2) в; 3)а; 4)б;
7. Информация о домашнем задании
.
1.Задание – с.95-102. подготовить пересказ по теме.
3.Задание – подготовить сообщение об одном из растений или животных изображенных на рисунке на стр. 102.