Подготовила учительница начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ№3 п.г.т. Кукмор» Габдрахманова Фарида Хидиятовна
Тема урока: Среди лесов.
Цель:
-сформировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, его частями, с растительным и животным миром.
Планируемые результаты:
1.Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
3.Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.
4.Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.
5.Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.
О б о р у д о в а н и е:карта «Природные зоны России»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока:
1..Мотивация
.- Доброе утро!
Поприветствуйте друг друга. Пожелайте удачи.
- Садитесь!
- Повторим тему прошлого урока в виде теста.
За 3 минуты ответьте на 12 вопросов (включить музыку)
- Давайте проверим тесты, сделав взаимопроверку.
В конце урока проставим оценки в журнал.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (стихотворение о лесе)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои»
- В этом стихотворении спрятана тема урока.
- О чем будем говорить? (О лесе)
- Как вы думаете, что мы должны узнать на этом уроке? (Какие растениярастут и какие животные обитают в лесной зоне, а также климат)
- А мы с вами знаем где расположена лесная зона на карте природных зон)
- Давайте, представим что мы путешественники, и изучим карту.
IIIи IV. Выявление места и причины затруднений.
- Что вы можете сказать о зоне лесов? (она большая и делится на три части)
- Какая поверхность у зоны лесов? (зона расположена на Восточной –Европе и Западно-Сибирских равнинах, также на Среднесибирском плоскогорье)
- Сравните части по площади (самая большая – темнозел – это тайга; чуть светлее – смешанные леса; светло-зеленая – широколиственные леса)
- Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним больше другим меньше.
- Хвойные деревья, менее требовательны к теплу, они хорошо растут в северной части лесной зоны. Тайга – это хвойный лес.
- Далее к югу растут смешанные леса и широколиственные. Здесь зима мягче и нет многолетней мерзлоты, много тепла и солнечного тепла.
- Давайте ближе познакомимся с растениями тайги. Послушаем сообщение учащихся о деревьях тайги (ель, сосна, пихта, лиственница, сосновый кедр)
- Растительность смешанного леса, кроме хвойных смешивается с лиственными деревьями ольхой, липой,орешником,берёзой.
- Южнее смешанных лесов расположен широколиственный лес.
Новые деревья: вяз и ясень (читают информацию о ясени и о вязи, показываю гербарии)
Физ-минутка:
- Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
V. Реализация построенного проекта
- Очень разнообразен животный мир зоны лесов. Здесь можно встретить крупных и мелких животных.
- Давайте откроем учебник на с.87 рассмотрим репродукции и назовём их (читают название животных)
- Для животных нет границ – они живут по всей зоне.
- Давайте послушаем о некоторых из них , мини-доклады учащихся (дети показывают животных и читают о них )
- Как много здесь разных видов животных. Тысячи жителей леса нашли здесь дом!
VI иVII. Первичное закрепление и самостоятельная работа
- По итогам изученного проведем работу по составлению проектов и его защите.
- Каждому ряду дается конверт с животными и растениями разных природных зон. Надо среди них выбрать только те, которые живут на подписанном заголовке, а именно – в зоне илесов.
- Итак, не забудьте выбрать человека, который будет защищать проект и выводить команду вперед.
- Приступайте! (дети выполняют работу)
- Каждый выступает с защитой своего проекта
а) тайга
б) смешанный лес
в) широколиственный лес
- Докажите,почему некоторые рисунки остались не приклеенными ?
VIII. Включение в систему знаний и повторение
- Используя материал учебника и новый материал урока, составьте, цепи питания, характерные для леса в рабочих тетрадях (правильность проверяем по доске)
IX. Рефлексия
- Ребята, давайте подведем итог урока.
- Достигли ли мы цели урока, которые были поставлены в начале урока?
- Что нового узнали? (где расположена зона лесов, растительный и животный мир лесов)
- Оцените свою деятельность на уроке!
- зеленый кружок, если путешествие было интересным и все понятно,
- синий кружок, я еще не все понял и не могу рассказать другим.
- Очень активны на уроке были: ФИО учеников. Ставлю вам «5»
- А как же человек должен относится к природе леса? Давайте споем песню-призыв к людям «Раненая птица»
Д/з: с.86-89 прочитать, ответить на вопросы,
нарисовать плакаты на А-4, призывающие людей к бережному отношению к природе.
-Спасибо за урок!