Конспект урока по окружающему миру по теме "Живая и неживая природа"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Живая и неживая природа"
Урок открытия новых знаний, вводит понятие "живая" и "неживая" природа, результатом которого является развитие умения выделять признаки, присущие объектам живой природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме "Живая и неживая природа"»
Разработка урока по развивающей системе Л.В. Занкова
Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
Тема урока: «Живая и неживая природа»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: ввести понятия«живая природа» и «неживая природа» выделить признаки, присущие объектам живой природы;
Планируемые результаты: Предметные: развивать у учащихся умения: - выделять признаки, присущие только объектам живой природы; - классифицировать объекты на группы: «живая природа» и «неживая природа»; - познакомить с методом познания - экспериментом. Метапредметные: Познавательные - ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям. Коммуникативные - понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий Личностные - создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе Оборудование: карточки с объектами окружающего мира для работы в парах и на доске; буквы: п, и, о, р, а,д, р; карточки со словами «живая природа», «неживая природа»; учебник «Окружающий мир», 1 кл., ч. 1 (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
ХОД УРОКА I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала. Учитель: Ребята, прочитайте слово, записанное на доске. На доске буквы: П Р А О Р Д И Дети: Мы не можем прочитать слово. Это просто буквы. Учитель: Попробуйте составить из всех этих букв слово. Дети: ПРИРОДА. Учитель: Что оно означает? Дети: Это деревья, цветы, трава, животные, солнце... - Это то, что нас окружает. Учитель: Хорошо, значит, дом - это тоже природа, посмотрите, сколько разных домов вокруг. Дети: Нет, его же человек сделал. Учитель: Так что же такое природа? Дети: Природа — это то, что нас окружает и возникло без участия человека. Учитель: Молодцы, верно! На доску вывешивается слово природа. III. Открытие нового знания.Постановка темы урока. Учитель: Предлагаю вам сейчас поработать в парах. Ребята, у вас и у меня на столе лежат карточки с рисунками объектов окружающего мира. Выберите из них только рисунки объектов природы, а лишние уберите. Дети работают со следующим набором карточек: дом, книга с очками, лиса, стрекоза, лебедь, дерево, гора, волна, Луна. Учитель: Какие карточки вы убрали? Объясните свой выбор. Дети: Я убрал «дом», его сделал человек. - Я убрала карточку с книгой и очками, их тоже сделал человек. Учитель: А я считаю, что к объектам природы нельзя отнести Луну. Дети: Я с вами не согласен, ведь Луну не человек создавал, значит, это объект природы. Учитель: Продолжим работать в парах, теперь попробуйте разделить на две группы карточки с рисунками объектов природы. Расскажите, как вы выполнили это задание? Дети: К первой группе мы отнесли лису, лебедя и стрекозу, так как они умеют двигаться. Ко второй группе мы отнесли горы, волны, Луну, дерево, так как они не могут сами двигаться. Дети: Я с вами не согласен. Дерево я отнес в первую группу. Я думаю, что оно умеет двигаться, так как оно растет, а значит — движется. Учитель: Кто же прав? Давайте попробуем разобраться с этим сложным вопросом. На доске учитель пишет вопросительный знак.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Дети: Живая и неживая природа. Учитель: Какую цель вы поставите себе на урок? Дети: Научиться различать объекты живой и неживой природы, объяснять свой выбор. Учитель: Правильно! Вы должны научитьсявыделять признаки, присущие только объектам живой природы, классифицировать объекты на группы: «живая природа» и «неживая природа»; Учитель: Прочитайте следующие признаки. (Признаки записаны на доске.) РОЖДЕНИЕ ДЫХАНИЕ ПИТАНИЕ РОСТ ДВИЖЕНИЕ РАЗМНОЖЕНИЕ УМИРАНИЕ Учитель: Какая группа обладает этими признаками?.. Дети: Я думаю, что первая группа. Например, лиса рождается, дышит, ест, растет, движется, у неё рождаются детёныши, умирает. - Я согласен. Эти же признаки есть у стрекозы и лебедя. Учитель: Давайте вернемся к нашему вопросу: к какой группе мы отнесем объект природы «дерево»? Дети: Я думаю, к первой, так как оно рождается, то есть появляется из семечка, растет, питается с помощью корней, дышит и погибает (засыхает). Учитель: Вы согласны? Дети: Да, согласны. Учитель прикрепляет объект природы дерево в первую группу. Учитель: Как бы вы назвали объекты природы первой группы? Дети: Живые. (Учитель прикрепляет к доске карточку «живая природа».) Учитель: А как назовем вторую группу? Дети: Неживые объекты. Учитель: Почему? Дети: Ну, возьмем нашу планету Землю. Она когда-то появилась, родилась. Но она не дышит, не питается. - Но она же движется! — Да, движется, но не дышит и не питается. Учитель: Если у объекта нет хотя бы одного признака живой природы, он относится к природе неживой. Далее анализируют другие объекты неживой природы. Учитель прикрепляет к доске карточку неживая природа . Учитель: Молодцы, ребята! Видите, как порой бывает трудно определить, к живой или неживой природе относится тот или иной объект природы. Физкультминутка. IV. Применение нового знания Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на страницах 18—19. Рассмотрите рисунок. Я думаю, что здесь изображены только объекты природы. Дети: Я не согласен: одежда, палка, которую держит старый человек, ошейник у собаки не объекты природы, ведь их сделал человек. Учитель: Назовите объекты живой природы. Дети: Яйца, обезьяна, орел, курица с цыплятами, собака, старый человек, дерево. Учитель: А есть ли здесь объекты неживой природы? Дети: Это солнце, камни, песок, кость, гнездо. Учитель: А я считаю, что «кость» - это объект живой природы, она же есть у человека и у всех животных. Дети: Я согласна с вами. — А я нет, ведь кость не может двигаться, есть, расти, значит, она неживая. Дети согласны с этим мнением. Учитель: На картинке изображена река. Вы говорили, что вода относится к объектам неживой природы, но ведь она же движется, может быть, вы были не правы? Дети: Я думаю, что вода движется, потому что она стекает с высоты и под наклоном течет. Учитель: Как ещё можно доказать, что вода не относится к объектам живой природы? Дети: Она не дышит, не питается, не растёт, не размножается, не умирает. Учитель: Послушайте загадку и догадайтесь, о ком идёт речь. Это объект живой природы. У неё перья, красный гребешок, она очень любит червяков. Дети: Это курица. Учитель: Посмотрите, у нас на картинке курица. Объясните её поведение. Дети: Она боится, что орел украдет цыпленка. Учитель: Я думаю, что все объекты природы могут реагировать на то, что происходит в окружающем их мире. Дети: Косточка не боится, а собака ведь будет её грызть. Учитель: Сделайте вывод. Дети: Только объекты живой природы могут реагировать на что - то, испугаться или обрадоваться. V. Исследовательская работа. 1.Учитель: Назовите ещё раз признаки объектов живой природы. (Дети называют). К дереву все эти признаки относятся? Подумайте, а как же движется дерево? Дети: Листья качаются из-за ветра, даже ветки гнутся. - А если безветренный день? Дети задумались. Учитель обращает внимание на рисунок в учебнике с. 19, и дети высказывают свои предположения. Учитель: Посмотрите, у нас на подоконнике стоит фиалка. Что надо сделать, чтобы доказать, что растение двигается? Дети: У фиалки листочки тянутся к свету, к солнышку, поэтому её надо развернуть другой стороной. Если листья двигаются, то через какое-то время они опять будут тянуться к солнцу. Учитель: Молодцы. Давайте проведём эксперимент: развернем наш цветок и будем наблюдать за происходящими изменениями. Вы можете этот опыт провести и дома. На следующем уроке мы вернемся к нашему опыту, чтобы проверить наши предположения. VI.Подведение итогов. Рефлексия. Учитель: Молодцы, ребята! Мы хорошо потрудились. Что вам понравилось на уроке? Как вы оцените свою работу. Что вы расскажете родителям о своих знаниях, полученных на уроке? Учитель: Спасибо за урок!