kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Зима в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира 

«Зима в природе»

Цель урока: познакомить  учащихся с зимними  изменениями в живой и неживой природе,

Задачи урока:

·         показать связь изменений в неживой природе и в мире растений, в жизни животных с приходом зимы;

  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
  • продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
  • развивать эмоциональное восприятие зимней природы;
  • воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование:

Интерактивный комплекс, мобильный класс, видеофрагменты о зимней природе;  фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах);  запись музыкального сопровождения, диаграмма времен года, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп (см.Приложение).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Дети выбирают ¼ диаграммы «Времена года» и рассаживаются по группам.

В каждой группе увеличенная часть диаграммы.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.

-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

       Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят  снеговика: ставят снежные комья  друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.

      2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.

Ребята, в каждой группе есть  часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.

Учащиеся поочередно прикрепляют части  диаграммы на доску.

Что за диаграмма получилась у нас?  Слайд

Почему происходит смена времен года?

А сейчас послушайте  музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь  сегодня на уроке .

 Звучит музыка….

Слайд  Зимний пейзаж                                        

Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.

Стихотворение о зиме

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Это отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

 Почему поэт радуется приходу зимы?

(На смену дождливой,  угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть,   пришла радость…)

 

 (На доске открывается тема урока)                                  Зима в природе.

  1. Работа по теме урока.

А когда начинается зима?   Слайд

По календарю?

По Солнцу

22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году. 

В природе?

В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы  еще не затронули?

На доске открываются вопросы:

       ? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?

? Меняется ли образ  жизни людей с приходом зимы?

? Как зимуют животные?

? Как зимуют растения?

 

     Скажите, похожи ли зимние дни на летние?

     С чем это связано?

Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)

     На доске выстраивается схема   День короче, ночь длиннее

Похолодание

     Какие выпадают осадки?            Снег            Что стало с водой рек?   Лед

  1. Работа в группах

А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.

      Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.

Давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Защита мини проектов.     (Приложение)

      1 группа  Знакомство с зимними изменениями в неживой природе

            2 группа

      Жизнь людей зимой.

  1. Динамическая пауза.

 Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.( Фрагмент  м/ф «Смешарики» Правила поведения зимой.)

 

     3 группа  Изучение зимних изменений в жизни животных

     

Игра  «Рассели животных»

4 группа

Растения зимой

  1. Подведение итогов.

Спит ли природа зимой?

Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом

   Как мы можем помочь животным?

Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?

На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а

Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.

  1. Проверка усвоения материала

Тест  «Зима в природе»

  1. Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд

Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)

Прикрепите  снежинки к горе:

Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Склон       –  я на пути к получению знаний

Подножье – испытываю затруднения

  1. Домашнее задание (дифференцировано по итогам рефлексии) Слайд.
  2. Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
  3. Подобрать пословицы о зиме
  4. С.98-101 отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Зима в природе" »

Урок окружающего мира

«Зима в природе»

Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями в живой и неживой природе,

Задачи урока:

  • показать связь изменений в неживой природе и в мире растений, в жизни животных с приходом зимы;

  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;

  • продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;

  • развивать эмоциональное восприятие зимней природы;

  • воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование:

Интерактивный комплекс, мобильный класс, видеофрагменты о зимней природе; фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах); запись музыкального сопровождения, диаграмма времен года, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп (см.Приложение).

Ход урока:

  1. Организационный момент

Дети выбирают ¼ диаграммы «Времена года» и рассаживаются по группам.

В каждой группе увеличенная часть диаграммы.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.

-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.

2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.

Ребята, в каждой группе есть часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.

Учащиеся поочередно прикрепляют части диаграммы на доску.

Что за диаграмма получилась у нас? Слайд

Почему происходит смена времен года?

А сейчас послушайте музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке .

Звучит музыка….

Слайд Зимний пейзаж

Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.

Стихотворение о зиме

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Это отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».

Почему поэт радуется приходу зимы?

(На смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, пришла радость…)


(На доске открывается тема урока) Зима в природе.

    1. Работа по теме урока.

А когда начинается зима? Слайд

По календарю?

По Солнцу

22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году.

В природе?

В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы еще не затронули?

На доске открываются вопросы:

? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?

? Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?

? Как зимуют животные?

? Как зимуют растения?


Скажите, похожи ли зимние дни на летние?

С чем это связано?

Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)

На доске выстраивается схема День короче, ночь длиннее

Похолодание

Какие выпадают осадки? Снег Что стало с водой рек? Лед

    1. Работа в группах

А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.

Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.

Давайте вспомним правила работы в группе.

    1. Защита мини проектов. (Приложение)

1 группа Знакомство с зимними изменениями в неживой природе

2 группа

Жизнь людей зимой.

    1. Динамическая пауза.

Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.( Фрагмент м/ф «Смешарики» Правила поведения зимой.)


3 группа Изучение зимних изменений в жизни животных

Игра «Рассели животных»

4 группа

Растения зимой

    1. Подведение итогов.

Спит ли природа зимой?

Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом

Как мы можем помочь животным?

Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?

На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а

Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.

    1. Проверка усвоения материала

Тест «Зима в природе»

    1. Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд

Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)

Прикрепите снежинки к горе:

Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.

Склон – я на пути к получению знаний

Подножье – испытываю затруднения

    1. Домашнее задание (дифференцировано по итогам рефлексии) Слайд.

  • Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?

  • Подобрать пословицы о зиме

  • С.98-101 отвечать на вопросы










ПРИЛОЖЕНИЕ


1 группа

Неживая природа



  • Назовите главные признаки наступления зимы в природе.

  • Какие явления можно наблюдать зимой?

(дополните схему на доске)
























  1. Вместо пропусков вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.


Зима — самое ________________ время года. Солнце зимой занимает са­мое ______________положение на небосводе. Устанавливаются ______________ дни и _____________ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят моро­зы. Земля покрывается _____________________ ковром.





















2.Соотнеси картинки с понятиями и впиши их в текст.

Помощь в учебнике с.99-102



С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________.

Реки, озёра и пруды покрываются ____________. Это явление называется______________. (Показать фото и прикрепить на доску)

Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________.

Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ________________________________. (Показать фото и прикрепить на доску.)

Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на дорогах - _________________________.(Показать фото и прикрепить на доску)

На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________________________.(Показать фото и прикрепить на доску).



Слова для справок: снегопад, метель, оттепель, гололедица, иней, ледостав.











2 группа


Жизнь людей зимой?





  • Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы?



  • Почему одни люди болеют часто, а другие редко?

  • Какие зимние игры вы знаете?

  • Какие меры безопасности необходимо соблюдать зимой? (найдите в интернете)













Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?


  1. Прочитайте текст.





Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей в некоторых профессиях.

В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.

В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши. Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.

В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.















Хозяйственная деятельность человека


  1. Найди в тексте нужную информацию.

  2. Цветным выделителем отметь необходимые фразы для выступления.

  3. Подготовься к выступлению.








В городе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В полях

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В садах

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В зернохранилищах и овощехранилищах

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Почему одни люди болеют часто, а другие редко?


  1. Выбери признаки здорового человека.

  2. Неверные зачеркни.

  3. Зачитай получившийся текст.





Признаки здорового закаленного человека

Секреты долголетия

(Редко. Часто) болеет


Закалённое тело

Имеет(плохой, хороший) сон


Хороший характер

Живёт (не менее, менее) 80 лет


Правильное питание и режим дня


Может( без одышки, с одышкой) пробежать 5 километров

Ежедневный физический труд



Если заболел, то ( медленно, быстро) выздоравливает






3 группа

Жизнь животных зимой





  • Как зимуют звери? (учебник с.111-113)

  • Чем питаются зимой звери? (учебник с.112)

  • Какой корм запасают?

  • Какие животные и для чего накапливают подкожный жир к зиме?

Как они зимуют?






  1. Вставь пропущенные слова: (помощь в учебнике с.111-113)




Тело большинства млекопитающих покрыто ___________. К зиме у многих зверей заканчивается ___________- ___________________________.

Мех стал густым и пушистым.

У некоторых животных поменялся и её цвет. Это такие животные: _________________________________________________________________________________________________________________________________



















Вывод: С наступлением зимы животным приходится трудно. Холодно, не хватает корма.

Поэтому все звери зимуют по-разному. Это зависит от образа жизни и питания.

Впишите недостающие слова в схему

Зима



Нет корма морозы

1.____________________ ___________________

2.____________________

3.____________________





на листе А3 с помощью прямоугольника и маркера оформите вывод.



Как зимуют звери?

  1. Пользуясь текстом, заполни таблицу.

(помощь в учебнике с.111-113)


а) Найди в тексте нужную информацию.

б) Цветным выделителем отметь необходимые фразы для выступления.

в) Подготовься к выступлению.

Г) Вывод оформи в виде схемы. Приклей опорные слова


Название животного

Как проводит зиму, чем питается

БЕЛКА


ЗАЯЦ

ЛИСА

ВОЛК



МЕДВЕДЬ

БАРСУК

ЁЖ






Прочитай текст и ответь на поставленные вопросы.


К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи ещё летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдёт по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.

Зайцы зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда, зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.

 Рыскают в поисках пищи волки и лисы. Зимой из-за недостатка пищи становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки и лисы хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.

Звери, которым трудно найти пищу зимой, перестают питаться и впадают в спячку.  Всю зиму мирно спят в своих домиках медведь, ёж, барсук.

Медведь спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живёт в это время за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом и осенью. В феврале у медведицы появляются медвежата.
















4 группа

Растения зимой



  • Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов?



  • Как зимуют  кустарники и травы?



  • Какие изменения происходят у лиственных растений?



  • Какие изменения происходят у хвойных растений?











Прочитайте текст и заполните таблицу.



Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного.

Все травы в основном отмирают. Но некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница живут и зимой под снегом и немножко растут. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.

Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17 – 20°С.


Лиственные деревья и кустарники сбросили листья, так как зимой на холоде и при малом количестве света в них не образуется живое вещество, нужное для роста, а листья просто не нужны – они умирают.

Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Хвойные (вечнозелёные) деревья стоят с листвой несколько лет и теряют хвоинки постепенно, по мере роста новых листьев. Хвоинки покрыты жироподобным налётом. Так они защищены от мороза. Сосна меняет хвою один раз в два – три года, а ель – в пять – семь лет

Растения

Защита от холода

Травы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лиственные деревья и кустарники

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хвойные деревья и кустарники

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Зима в природе"

Автор: Асеева Ирина Алексеевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "Где живут белые медведи?" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-na-tiemu-gdie-zhivut-bielyie-miedviedi"
    ["file_id"] => string(6) "156746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421484437"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока окружающего мира  "Весна света" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-viesna-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "137531"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417364624"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "" Конспект урока окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-2"
    ["file_id"] => string(6) "138395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417535103"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства