воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Оборудование:
Интерактивный комплекс, мобильный класс, видеофрагменты о зимней природе; фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах); запись музыкального сопровождения, диаграмма времен года, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп (см.Приложение).
Ход урока:
Организационный момент
Дети выбирают ¼ диаграммы «Времена года» и рассаживаются по группам.
В каждой группе увеличенная часть диаграммы.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.
-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.
2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.
Ребята, в каждой группе есть часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.
Учащиеся поочередно прикрепляют части диаграммы на доску.
Что за диаграмма получилась у нас? Слайд
Почему происходит смена времен года?
А сейчас послушайте музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке .
Звучит музыка….
Слайд Зимний пейзаж
Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.
Стихотворение о зиме
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Это отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».
Почему поэт радуется приходу зимы?
(На смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, пришла радость…)
(На доске открывается тема урока) Зима в природе.
Работа по теме урока.
А когда начинается зима? Слайд
По календарю?
По Солнцу
22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году.
В природе?
В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.
Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.
Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы еще не затронули?
На доске открываются вопросы:
? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?
? Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?
? Как зимуют животные?
? Как зимуют растения?
Скажите, похожи ли зимние дни на летние?
С чем это связано?
Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)
На доске выстраивается схема День короче, ночь длиннее
Похолодание
Какие выпадают осадки? Снег Что стало с водой рек? Лед
Работа в группах
А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.
Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.
Давайте вспомним правила работы в группе.
Защита мини проектов. (Приложение)
1 группа Знакомство с зимними изменениями в неживой природе
2 группа
Жизнь людей зимой.
Динамическая пауза.
Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.( Фрагмент м/ф «Смешарики» Правила поведения зимой.)
3 группа Изучение зимних изменений в жизни животных
Игра «Рассели животных»
4 группа
Растения зимой
Подведение итогов.
Спит ли природа зимой?
Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом
Как мы можем помочь животным?
Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?
На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а
Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.
Проверка усвоения материала
Тест «Зима в природе»
Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд
Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)
Прикрепите снежинки к горе:
Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.
Склон – я на пути к получению знаний
Подножье – испытываю затруднения
Домашнее задание (дифференцировано по итогам рефлексии) Слайд.
Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
Подобрать пословицы о зиме
С.98-101 отвечать на вопросы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Оборудование:
Интерактивный комплекс, мобильный класс, видеофрагменты о зимней природе; фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах); запись музыкального сопровождения, диаграмма времен года, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп (см.Приложение).
Ход урока:
Организационный момент
Дети выбирают ¼ диаграммы «Времена года» и рассаживаются по группам.
В каждой группе увеличенная часть диаграммы.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и начнем урок.
-Какое сейчас время года? Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комья друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроение мы поработаем на уроке.
2.Введение в тему урока. Актуализация знаний.
Ребята, в каждой группе есть часть диаграммы. Выйдете по 1 представителю от группы и прикрепите эти части на доску в определенном порядке.
Учащиеся поочередно прикрепляют части диаграммы на доску.
Что за диаграмма получилась у нас? Слайд
Почему происходит смена времен года?
А сейчас послушайте музыку. Постарайтесь догадаться, о каком времени года пойдет речь сегодня на уроке .
Звучит музыка….
Слайд Зимний пейзаж
Верно, сегодня на уроке мы поговорим о зиме.
Стихотворение о зиме
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Это отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».
Почему поэт радуется приходу зимы?
(На смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушла грусть, пришла радость…)
(На доске открывается тема урока) Зима в природе.
Работа по теме урока.
А когда начинается зима? Слайд
По календарю?
По Солнцу
22 декабря –день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные и самый короткий день в году.
В природе?
В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это ещё не зима.
Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.
Это мы уже знаем о зиме, а какие вопросы, связанные с приходом зимы еще не затронули?
На доске открываются вопросы:
? Происходят ли изменения в неживой природе с приходом зимы?
? Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?
? Как зимуют животные?
? Как зимуют растения?
Скажите, похожи ли зимние дни на летние?
С чем это связано?
Солнце зимой ниже, чем летом (слайд)
На доске выстраивается схемаДень короче, ночь длиннее
Похолодание
Какие выпадают осадки? Снег Что стало с водой рек? Лед
Работа в группах
А сейчас я предлагаю поработать в группах и ответить на интересующие нас вопросы.
Каждая группа получает задания, инструкцию работы и алгоритм вашего ответа.
Давайте вспомним правила работы в группе.
Защита мини проектов. (Приложение)
1 группа Знакомство с зимними изменениями в неживой природе
2 группа
Жизнь людей зимой.
Динамическая пауза.
Подведение к формулированию правил безопасного поведения зимой на улице.( Фрагмент м/ф «Смешарики» Правила поведения зимой.)
3 группа Изучение зимних изменений в жизни животных
Игра «Рассели животных»
4 группа
Растения зимой
Подведение итогов.
Спит ли природа зимой?
Нет. Просто затормозились жизненные процессы. Жизнь идёт своим чередом
Как мы можем помочь животным?
Мы ответили на все вопросы, которые поставили в начале урока?
На последующих уроках мы продолжим разговор о зимнем времени года, а
Сейчас я предлагаю пройти тест, чтобы проверить полученные знания.
Проверка усвоения материала
Тест «Зима в природе»
Рефлексия. А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. Слайд
Гора, 3 альпиниста (на вершине, взбирается на гору, у подножия)
Прикрепите снежинки к горе:
Вершина – доволен собой, все понял, могу помочь другому.
Склон – я на пути к получению знаний
Подножье – испытываю затруднения
Домашнее задание (дифференцировано по итогам рефлексии) Слайд.
Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
Подобрать пословицы о зиме
С.98-101 отвечать на вопросы
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 группа
Неживая природа
Назовите главные признаки наступления зимы в природе.
Какие явления можно наблюдать зимой?
(дополните схему на доске)
Вместо пропусков вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Зима — самое ________________ время года. Солнце зимой занимает самое ______________положение на небосводе. Устанавливаются ______________ дни и _____________ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается _____________________ ковром.
2.Соотнеси картинки с понятиями и впиши их в текст.
Помощь в учебнике с.99-102
С изменением высоты солнца дни становятся ______________, температура воздуха ____________, стоят _____________.
Реки, озёра и пруды покрываются ____________. Это явление называется______________. (Показать фото и прикрепить на доску)
Вместо дождей идёт ____________. Когда снег идёт густо, мы говорим об этом явлении - ____________.
Снег не всегда падает тихо. Снегопад при сильном ветре называется ________________________________. (Показать фото и прикрепить на доску.)
Иногда температура воздуха резко повышается – говорят: наступила ____________. А после оттепели ударит мороз и на дорогах - _________________________.(Показать фото и прикрепить на доску)
На деревьях образуется пушистая снежная бахрома - ____________________________.(Показать фото и прикрепить на доску).
Слова для справок: снегопад, метель, оттепель, гололедица, иней, ледостав.
2 группа
Жизнь людей зимой?
Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы?
Почему одни люди болеют часто, а другие редко?
Какие зимние игры вы знаете?
Какие меры безопасности необходимо соблюдать зимой? (найдите в интернете)
Меняется ли образ жизни людей с приходом зимы?
Прочитайте текст.
Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот. С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей в некоторых профессиях.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши. Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
Хозяйственная деятельность человека
Найди в тексте нужную информацию.
Цветным выделителем отметь необходимые фразы для выступления.
Может( без одышки, с одышкой) пробежать 5 километров
Ежедневный физический труд
Если заболел, то ( медленно, быстро) выздоравливает
3 группа
Жизнь животных зимой
Как зимуют звери? (учебник с.111-113)
Чем питаются зимой звери? (учебник с.112)
Какой корм запасают?
Какие животные и для чего накапливают подкожный жир к зиме?
Как они зимуют?
Вставь пропущенные слова: (помощь в учебнике с.111-113)
Тело большинства млекопитающих покрыто ___________. К зиме у многих зверей заканчивается ___________- ___________________________.
Мех стал густым и пушистым.
У некоторых животных поменялся и её цвет. Это такие животные: _________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: С наступлением зимы животным приходится трудно. Холодно, не хватает корма.
Поэтому все звери зимуют по-разному. Это зависит от образа жизни и питания.
Впишите недостающие слова в схему
Зима
Нет корма морозы
1.____________________ ___________________
2.____________________
3.____________________
на листе А3 с помощью прямоугольника и маркера оформите вывод.
Как зимуют звери?
Пользуясь текстом, заполни таблицу.
(помощь в учебнике с.111-113)
а) Найди в тексте нужную информацию.
б) Цветным выделителем отметь необходимые фразы для выступления.
в) Подготовься к выступлению.
Г) Вывод оформи в виде схемы. Приклей опорные слова
Название животного
Как проводит зиму, чем питается
БЕЛКА
ЗАЯЦ
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
БАРСУК
ЁЖ
Прочитай текст и ответь на поставленные вопросы.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи ещё летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдёт по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.
Зайцы зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда, зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.
Рыскают в поисках пищи волки и лисы. Зимой из-за недостатка пищи становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки и лисы хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.
Звери, которым трудно найти пищу зимой, перестают питаться и впадают в спячку. Всю зиму мирно спят в своих домиках медведь, ёж, барсук.
Медведь спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живёт в это время за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом и осенью. В феврале у медведицы появляются медвежата.
4 группа
Растения зимой
Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов?
Как зимуют кустарники и травы?
Какие изменения происходят у лиственных растений?
Какие изменения происходят у хвойных растений?
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Зима — период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного.
Все травы в основном отмирают. Но некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница живут и зимой под снегом и немножко растут. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17 – 20°С.
Лиственные деревья и кустарники сбросили листья, так как зимой на холоде и при малом количестве света в них не образуется живое вещество, нужное для роста, а листья просто не нужны – они умирают.
Большинство деревьев стоит с обнажёнными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
Хвойные (вечнозелёные) деревья стоят с листвой несколько лет и теряют хвоинки постепенно, по мере роста новых листьев. Хвоинки покрыты жироподобным налётом. Так они защищены от мороза. Сосна меняет хвою один раз в два – три года, а ель – в пять – семь лет