Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Про воду"»
Тема: Про воду.
Цели урока:
познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами, значением в жизни человека и необходимостью в её охране.
Задачи с учетом ФГОС:
Обучающие:на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания учащихся о том, какими свойствами обладает вода.
Развивающие:создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы); развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;воспитание усидчивости, аккуратности, любознательностьи.
А. А. Плешаков, “Тесты к учебнику для 2 класса”Е.М. Тихомирова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: «Шум дождя» В. А. Моцарта.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Проверка д.з.
-Свойства воздуха.
- Состав воздуха.
-Охрана воздуха.
4. Мотивация учебной деятельности.
5. Сообщение темы урока.
6.Работа по теме урока.
-Чтение стихотворения
-Знакомство с понятием «Исследователь
-Опыты с формулирование выводов.
-Распространеие воды в природе.
7. Физкультминутка.
8 Продолжение по теме урока.
- Использование воды.
-Сценка.
-Охрана воды.
9. Рефлексия учебной деятельности.
10. Домашнее задание.
Оформление доски.
14 октября.
Про воду.
Вода- это жизнь, здоровье и помощник человека.
экран
Ход урока:
№ этапа
Название слайда
Содержание урока
Время
(в мин.)
1
Титульный лист
1.Организационный момент.
Вы пришли сюда …(учиться) Не лениться, а …(трудиться) Работать как? (старательно) А слушать как? (внимательно) Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять) Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
2
№1
Планета Земля
2. Актуализация знаний.
У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Про воздух.)
У. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.
Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.
Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.
3
№2
Свойства воздуха.
№3
Состав воздуха
3. Проверка д.з.
Ребята. Давайте вспомним опыты, которые мы делали на прошлом уроке. Какие свойства воздуха они помогают нам раскрыть.
( Прозрачный, без цвета, без запаха, упругий, легче воды)
Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)
№4
Охрана воздуха
-Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
-Чтоб здоровье было в норме
Надо воздух освежать.
И проветривать почаще,
Пыль почаще протирать.
-Как мы можем помочь природе, чтобы воздух стал чище? (Сажать растения, деревья и кустарники.)
-Какие меры нужно предпринять на больших заводах и фабриках, которые через огромные трубы выбрасывают клубы дыма? ( Устанавливать фильтры).
Тест « Про воздух»
4
№5
Вода
Мотивация к учебной деятельности.
-А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Это – вода.
-Как ты разгадал ребус? ( В О нарисовано ДА – получается вода.)
-.У кого из вас другой ответ?
5
№6
№7
Моцарт. Музыка.
Сообщение темы и целей урока.
-А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. ---Сегодня мы будем говорить про воду.
А австрийский музыкант, композитор Вольфганг Амадеус Моцарт про воду сказал совершенно по- другому, на языке музыки.
-Закройте глаза, представьте себе лето, идёт дождь.
-какой музыкальный инструмент уловили. Какое настроении передает музыкант?
Работа с учебником.
Прочитайте в учебнике, какие слова использует авто учебнике при описании воды на стр.54. ( Чтение сильного ученика).
На доске запись
Вода-это
(На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.
У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.
6
Работа по теме урока.
А).Чтение стихотворения (Ксения Катя, Оля)
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
У.Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
№8 Исследователь
Б) Знакомство с понятием исследователь.
-Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
(Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.)
- Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?
( Вода.)
-Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
План работы нашего исследования
(на доске).
№9
Свойства воды.
Оформление выводов в тетради.
№10
Распространение воды в природе.
№11
Состояние воды
№12
Круговорот воды
Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
Наблюдение за распространением воды в природе.
Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Практическая работа с оформлением таблицы.
Опыт №1
У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )
У. Почему? Д. Она текуча.
У. Какой сделаем вывод? Д.Вода-жидкость текучая.
-Попробуйте на вкус. Добавьте сахар. Попробуйте. ( Св-во- без вкуса, растворитель)
-Добавьте кукурузную крупу.( Не растворяется)
-Добавьте камешки.( Тонут, значит, тяжелее воды)
-Возьмите чистый стакан. Определите цвет воды. Закрасьте воду.( Прозрачная . Нет цвета)
-А теперь сделайте наобарот.Пропустите через фильтр.( Вода фильтруется, очищается)
Опыт №2
Всегда ли она жидкая?
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )
Какой сделаем вывод?
Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
- Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.(Или кипятить воду в чайнике, перед этим измерив количество воды) и
- Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.
-Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какими свойствами обладает вода? (Без цвета, без запаха, без вкуса, течёт, растворяет некоторые предметы,)
Какие превращения имеет вода?
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).
У. Давайте перейдем ко второму вопросу.
2. Распространение воды в природе
У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.
Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(
У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…
Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:
Заря-зареница По миру ходила, Слезу уронила. Месяц видел, Солнце скрыло. (Роса)
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
Похож я с виду на горох, Где я пройду – переполох. (Град. )
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман)
Белая простыня По небу плыла. (Облако)
(Второй пункт плана стирается с доски)
-Почему вода не заканчивается?
№13
Планета Земля
№14
Соотношение пресной и солёной воды.
Давайте перейдем к третьему вопросу.
3. Значение воды для растений, животных и человека.
Слайд№6
- Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? (Голубой.)
- А почему? (Это вода. )
-Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
Работа с учебником. Стр. 52.
Где мы используем воду?
- С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(На доске карточка со словами Вода – это )
- Значит, вода – это…( Вода – это жизнь.)
(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)
- Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)
Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)
У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
(Третий пункт плана стирается с доски)
7
Физминутка.
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно, Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Вышли на берег, Обтерлись полотенцем Так, чтоб каждый был сухой И отправились домой.
8
№15
Использование №16
Охрана воды.
Продолжение работы по теме урока.
У. Перейдем к четвертому вопросу.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
- Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!
(Лера и Арина)
Рыбак:
Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил На Тишанку поспешил Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда, браток, какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть? Соберу-ка, я друзей И решим вопрос скорей.
У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Рассмотритеслайды. Объясните, отчего загрязняется вода?
- Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
- Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.
- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашей реке Уча? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)
Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)
У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
(Четвертый пункт плана стирается с доски)
Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)
Рефлексия учебной деятельности
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.
Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!
Природу не уродуй, Природу не обидь Родился человеком Так надо им и быть!
Слайд №8
У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?
VIII. Домашнее задание
Придумать табличку с призывом о бережном отношении к воде.
Итого:
Приложение.
Вода.
( Оформляется детьми после проведения опытов с комментированием)
Свойства воды:
Нет в…
Нет ц…
Нет з…
Растворитель (сахар, соль…)Применяется это свойство в приготовлении еды.