Урок по проектно-исследовательской деятельности
Окружающий мир. Тема урока: «Вода»
Паспорт проектной работы
Название исследования: Вода.
Руководитель (консультант) проекта: Попова Валентина Степановна
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир
Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: литературное чтение.
Состав учащихся, их возраст: 3 класс, 9 лет.
Тип проекта- исследования: предметный, краткосрочный, групповой.
Цель исследования: Вода
Задачи проекта- исследования:
- познакомиться со свойствами воды
- понаблюдать за изменением воды
- понаблюдать за водой в различных состояниях
Вопросы проекта - исследования: вода, ее свойства, состояния воды
Оборудование: стаканы с водой (по количеству групп), воронки, фильтры, песок, соль, сахар, мел, стиральный порошок, ложечка, штатив, спиртовка, блюдце, стеклышко, снег, лед.
Аннотация: учащиеся разделены на группы, на столе каждой группы оборудование, кроме штатива, блюдца, стеклышка и спиртовки. Перед уроком было дано задание: «Где можно встретить воду? Для чего нужна вода? Можно ли прожить без воды? Посчитать, сколько воды употребили за сутки?»
Продукт проекта - исследования: книжка-малышка о воде
Критерии оценки каждой группы:
- качество выполнения;
- самостоятельность работы над исследованием;
- умение отвечать на вопросы;
- умение ставить вопросы;
- убедительность презентации.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1. Научатся определять свойства воды и ее состояния.
2.Получат возможность научиться извлекать из разных источников нужную информацию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Управление своим поведением и своей деятельностью;
определение цели;
умение действовать по плану;
выполнение данных указаний;
Познавательные УУД:
Умение ориентироваться в полученных знаниях;
умение перерабатывать информацию и донести ее другим;
осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов;
выделения существенных признаков;
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для партнёра высказывания;
Навыки сотрудничества – умение работать в группе, в паре, понимать других;
Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Воспитание бережного отношения к воде
Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
Ход урока:
- Орг. момент: Всем нам надо потрудиться,
Постараться, не лениться,
Все узнаем мы тогда,
Для чего нужна вода!
- Актуализация знаний:
- Что вы знаете о воде?
- Какая бывает вода?
- Где можно встретить воду?
- Для чего нужна вода?
- Можно ли прожить без воды?
- Сколько вы употребили воды за сутки? ( каждый учащийся дома составил карточку, сколько выпил воды и когда).
- Почему у всех разные цифры? ( у каждого человека разная потребность в воде)
- Что интересного узнали о воде?
II. Операционно-исполнительский этап.
- Организация исследовательской деятельности.
- Что лежит у вас на партах?
- Ваши предположения, почему вам предложены эти предметы? (выдвижение гипотез)
- Да, мы сегодня будем исследовать воду. А что можно исследовать у воды? ( проблемная ситуация) – выдвижение гипотез.
- По ходу исследования вы будете оформлять книжки-малышки, делать записи или рисунки. Выберите в группе дизайнера, оформителя, художника и писателя.
1 исследование: посмотрите внимательно на воду и скажите, какая она (прозрачная, через нее видны другие предметы). Попробуйте изобразить это в рисунке.
2 исследование: понюхайте воду, попробуйте ее на вкус ( без вкуса, без запаха).
3 исследование: на столе у каждой группы есть разные вещества. Определите, что это за вещества разными способами (на запах, на цвет, на вкус) У первой группы – сахар, у второй – соль, у третьей – мел, у четвертой – стиральный порошок, у пятой - песок.
- Для чего эти вещества? Что с ними можно сделать? ( попробовать растворить в воде).
- Что увидели? ( некоторые предметы «исчезли», некоторые нет)
- Какое это свойство воды? Чем является вода для некоторых веществ? (растворителем) Когда это свойство воды человек применяет в жизни? ( при стирке, питье чая, приготовлении еды, мытье посуды и т.д.)
- Изобразите это свойство воды в своих книжках.
4 исследование:
- Какие предметы не растворились? (песок, мел)
- Как очистить воду от этих веществ? (предположения детей)
- Существуют специальные фильтры, с помощью которых на заводах, фабриках, очищают воду, которую уже использовали здесь же. А в домашних условиях также можно очистить воду с помощью фильтров.
- И мы сейчас изготовим самый простейший из фильтр ( готовим фильтр из нескольких слоев промокательной бумаги. Положите этот фильтр в воронку и медленно начинайте пропускать воду в другой стакан через фильтр. Что произошло? (вода стала чистой)
- Как оформить этот этап работы в ваших книжках? (нарисовать фильтр)
5 исследование:
- Где вы видели воду? (в реках, озерах, лужах, в море, ручье и т.д.). Просмотр слайдов различных источников воды. Всякая ли вода пригодна для питья? Можно ли пить воду, в которой растворили соль, сахар, мел, песок, стиральный порошок? (не всегда). Какой вывод можно сделать? (не всякая вода пригодна для питья). Нарисуйте это предложение.
6 исследование:
- В каком виде вы видели воду? Можно ли сказать, что снег и лед – тоже вода? Докажите это, проделайте что-то с о снегом и со льдом, чтобы они превратились в воду ( все группы получают кусочек льда, комочек снега)
- Что вы сделали, чтобы превратить снег и лед в воду? (нагрели). Какой вывод можем сделать? (при нагревании снег и лед превращаются в воду).
- Зарисуйте этот процесс (группы схематично зарисовывают). А как сделать так, чтобы вода превратилась в лед или снег? (в лед мы можем превратить, заморозив воду, а в снег нет, это происходит в облаках). Что произойдет с бутылкой, если в ней заморозить воду? (бутылка разобьется ), (показ бутылки с водой, которая разбилась). А почему разбилась бутылка, что произошло с водой? (при превращении в лед вода расширяется). Нарисуйте этот пример.
7 исследование:
- Что мы еще можем сделать с водой? (Нагреть ее). Что происходит с водой в чайнике, когда вы кипятите чай? (выходит пар) Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем за водой, которую будем нагревать. Что видим? (поднимается пар). На спиртовке нагреваем воду в стаканчике, подкладываем стеклышко, наблюдаем, как появляется пар. Касаясь стеклышка, пар превращается в воду. Что вы можете сказать из увиденного?
(стеклышко холодное, пар касается воды и превращается обратно в воду). Какой вывод можем сделать? (при нагревании вода расширяется, при охлаждении превращается пар в воду). Зарисуйте эти наблюдения.
- Нужно ли беречь воду?
- Придумать плакат о бережном отношении к воде
III. Оценочно-рефлексивный этап
- Какие книжки-малышки у вас получились?
- О чем можно узнать из них про воду?
- Какие исследования понравилось проводить?
- Что узнали нового?
- С кем понравилось работать?
- Кто справился со всеми заданиями?
Итог урока. Самооценка детьми собственной деятельности, работы группы.
Домашнее задание: сделать страничку для своей книжки - про воду интересные факты, как беречь воду.
Литература, использованная при подготовке к уроку:
1. Окружающий мир « Наша планета Земля», 2 класс, авторы: А.А.Вахрушев и др.
2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)
3. Сборники самостоятельных и контрольных работ (авт. А.А.Вахрушев и др.)
4. Методические рекомендации для учителя (авт. А.А.Вахрушев)
5. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011.