kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему "Пресмыкающиеся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Пресмыкающиеся

Цель:

- познакомить учащихся с классом пресмыкающихся, показать всё многообразие представителей этого класса, особенности их жизнедеятельности;

- научить различать земноводных от пресмыкающихся;

- учить анализировать имеющиеся сведения и использовать их для решения новой учебной задачи;

- развивать речь учащихся, умение использовать научную терминологию в контексте урока;

- воспитывать интерес к миру природы и чувство ответственности за животных.

Оборудование: ноутбук, телевизор, иллюстрации с изображениями пресмыкающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Пресмыкающиеся"»

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока. Пресмыкающиеся

Цель:

- познакомить учащихся с классом пресмыкающихся, показать всё многообразие представителей этого класса, особенности их жизнедеятельности;

- научить различать земноводных от пресмыкающихся;

- учить анализировать имеющиеся сведения и использовать их для решения новой учебной задачи;

- развивать речь учащихся, умение использовать научную терминологию в контексте урока;

- воспитывать интерес к миру природы и чувство ответственности за животных.

Оборудование: ноутбук, телевизор, иллюстрации с изображениями пресмыкающихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, объявление темы урока.

Сегодня на уроке окружающего мира мы мысленно перенесёмся в жаркие страны, в тропики, пустыни, чтобы познакомиться с представителями нового класса позвоночных животных.

2. Проверка домашнего задания.

- Что такое фауна? (Животный мир).

- Фауна разнообразна. На Земле существует около 2 млн. видов животных.

- Каких животных на Земле больше всего? (Насекомых).

- На Земле насекомых более 1 млн. видов.

- На какие 2 большие группы делятся все животные7 (Одноклеточные и многоклеточные).

- Приведите примеры одноклеточных и многоклеточных животных.

- На какие группы делятся многоклеточные животные? (Позвоночные и беспозвоночные).

- Приведите примеры.

- По способу питания, на какие группы делятся животные? (Растительноядные, всеядные, хищники).

- Приведите примеры.

3. Новая тема.

На доске иллюстрации (змея, крокодил, черепаха, ящерица).

- Кого вы видите?

- Как вы думаете, почему я объединила этих животных в одну группу?

- Кто знает, как называется новый класс позвоночных животных? (Пресмыкающиеся). 

- Почему их так назвали? (Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся – это по­зво­ноч­ные жи­вот­ные, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­ют­ся пре­иму­ще­ствен­но полз­ком, во­ло­ча свое брюхо по земле. Своё название пресмыкающиеся получили за способ передвижения: животное извивается всем телом — пресмыкается, потому что его лапы расположены по бокам, а не под живо­том).

- Дру­гое на­зва­ние этих жи­вот­ных – реп­ти­лии. Сей­час оста­лось толь­ко че­ты­ре от­ря­да:

  1. Че­шуй­ча­тые (яще­ри­цы, змеи).

  2. Че­ре­па­хи.

  3. Кро­ко­ди­лы.

  4. Клю­во­го­ло­вые, ко­то­рые имеют толь­ко од­но­го пред­ста­ви­те­ля гат­те­рия.

Уче­ные на­счи­ты­ва­ют около 8 тыс. видов пре­смы­ка­ю­щих­ся. Эти жи­вот­ные рас­про­стра­ни­лись почти по всем кон­ти­нен­там, за ис­клю­че­ни­ем Ан­тарк­ти­ды. Боль­шин­ство пре­смы­ка­ю­щих­ся ведут на­зем­ный образ жизни, но есть ис­клю­че­ния. Реп­ти­лии в цар­стве жи­вот­ных стоят между зем­но­вод­ны­ми и пти­ца­миКожа у них сухая, сна­ру­жи по­кры­та че­шуй­ка­ми, щит­ка­ми, может быть и пан­цирь. Кож­ные же­ле­зы, как пра­ви­ло, от­сут­ству­ют. Дышат реп­ти­лии лег­ки­ми. Все жи­вот­ные хлад­но­кров­ны, они за­ви­си­мы от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды. Пе­ре­дви­га­ют­ся полз­ком, имеют по­зво­ноч­ник. Хо­ро­шо сфор­ми­ро­ван­ный ске­лет и му­ску­ла­ту­ра обес­пе­чи­ва­ют от­лич­ную по­движ­ность. Боль­шин­ство реп­ти­лий раз­мно­жа­ют­ся путем от­кла­ды­ва­ния яиц на суше, даже если оби­та­ют они в воде. Яйца по­кры­ты ко­жи­стой или из­вест­ко­вой обо­лоч­кой. Она хо­ро­шо предо­хра­ня­ет их от вы­сы­ха­ния. Реп­ти­лии могут из­да­вать звуки в виде ши­пе­ния или хрипа. Боль­шин­ство пре­смы­ка­ю­щих­ся хищ­ни­ки или на­се­ко­мо­яд­ные, но встре­ча­ют­ся также и рас­ти­тель­но­яд­ные, и те, ко­то­рые могут пи­тать­ся аб­со­лют­но всем.

- Чаще всего рептилии обитают в жарких странах.

- Почему? (Рептилии – особые животные, они холоднокровные, у них отсутствуют механизмы регуляции температуры тела, как у большинства животных).

- При температуре воздуха ниже +18º жизненная активность рептилий резко снижается: они впадают в оцепенение (спячку). А при температуре выше +51º пресмыкающиеся могут погибнуть от перегрева. Жизнь в холодном климате рептилиям противопоказана. Пресмыкающиеся могут в какой-то мере влиять на температуру своего тела. По утрам они часто греются на солнце, в полуденный зной приподнимаются на ногах, чтобы воздух охлаждал тело. Если очень жарко, некоторые рептилии прячутся в тень, расщелины, другие же охлаждаются, часто дыша, могут забраться в воду.

- А теперь поближе познакомимся с яркими представителями этого класса.

- Отгадайте загадку.

На себе ношу я дом.

От врагов я прячусь в нём. (Черепаха)

- Что вы знаете о черепахах?

Рассказ ученика о черепахе.

Черепахи – рептилии, тело которых покрывает твердый панцирь. Он образован костными пластинками, сросшимися с ребрами и отростками позвонков. Брюшной и спинной щиты панциря соединены так, что свободными остаются только конечности, шея и хвост. Панцирь черепахи такой тяжелый, что они с трудом передвигаются по земле, зато отлично плавают в воде. Морские черепахи покидают теплые моря только для того, чтобы отложить яйца. Отдельные виды черепах – сухопутные редко или никогда не ступают в воду, а некоторые из них даже приспособились к жизни в пустыне. Размеры черепах очень разнятся – от 100г (замыкающаяся черепаха) и до 700 кг (морская кожистая черепаха). Черепахи — не хищники и питаются растениями. У черепах нет зубов, зато имеют острые челюсти, которыми они отрезают сочные листья, как ножницами.  Твёрдый панцирь защищает черепах от хищников. Черепахи умеют пла­вать, но на суше очень медлительны.

Среди черепах известны настоящие гиганты. Самая крупная из них — морская кожистая черепаха длиной до 2 м и массой до 600 кг. Чаще всего она встречается в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах и Средиземном море, но очень редко. Плавает эта черепаха с большой скоростью, питается рыбой, кальмарами и другими морскими животными. При опасности она защищается мощными ластами и челюстями. В мае — июне черепаха откладывает яйца на песчаных океанических побережьях. Для откладки яиц она ластами выкапывает глубокие ямы-гнезда. Отложенные яйца черепаха тщательно закапывает и утрамбовывает песок. Гнездо ее настолько глубоко, что практически недоступно для хищников.

Среди 230 видов современных черепах известны не только черепахи-гиганты, но и черепахи-малютки. Например, тело обыкновенной мускусной черепашки длиной всего 10—15 см. Живут эти черепашки на юго-востоке США. Они хорошо плавают, но чаще бродят по дну водоемов, выискивая пищу. Пойманная черепаха ведет себя энергично, сопротивляется, стараясь во что бы то ни стало освободиться. В целях защиты она выделяет из мускусных желез, находящихся под панцирем, пахучую жидкость.

- А вы знаете, что… (Рассказывают дети).

  • Черепаха – одно из самых древних животных на нашей планете. Черепахи живут на Земле более 200 миллионов лет. Они появились даже раньше других пресмыкающихся: крокодилов, змей, ящериц. Являются родственниками динозавров.

  • Предки черепах имели зубы, голову прятать в панцирь не могли.

  • Тело черепах, за исключением дальневосточной кожистой водяной черепахи, покрыто прочным панцирем. При опасности черепаха втягивает в панцирь голову, конечности и хвост. Кроме панциря, тело черепахи покрыто мелкими чешуйками.

  • Черепахи – удивительные создания природы. Они хорошо видят, слышат, прекрасно ощущают запахи. Черепахи хорошо приспособлены к жизни на суше, но могут дышать и под водой.

  • На Земле живут более 250 видов черепах: сухопутные, пресноводные, морские, болотные.

  • Самый маленький вид черепах имеет размер 10 см.

  • Гигантские виды черепах весят до 600 кг.

  • Большинство видов черепах – долгожители. Черепахи живут в 2-3 раза дольше человека. Срок их жизни достигает двухсот лет.

  • Черепахи, в том числе и живущие в воде, откладывают яйца в песок или почву.

- Отгадайте загадку.

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (Крокодил)

- Что вы знаете о крокодиле?

Рассказ ученика о крокодиле.

Крокодилы в разной степени опасны для человека. Некоторые никогда не нападают на человека (гавиал), другие нападают систематически (гребнистый крокодил). Длина большинства крокодилов от 2 до 5 метров, некоторые крокодилы в длину достигают 6 метров. Их внешность демонстрирует приспособление к обитанию в водной среде: голова плоская, с длинным рылом; туловище приплюснутое; хвост мощный, сжатый с боков; ноги довольно короткие. На передних конечностях — 5 пальцев, на задних — 4. Крокодилы – огромные и свирепые рептилии, живущие в жарких странах. Большую часть своей жизни они проводят в воде. Когда крокодил плывет, над водой видны только его глаза и ноздри. Спрятавшись под воду, крокодилы ждут, когда животные придут на водопой, и хватают добычу своими огромными челюстями.

Крокодилы откладывают яйца. Их яйца не твердые, как у птиц, а мягкие и кожистые. Крокодилы – заботливые родители. Они охраняют свои яйца, периодически переворачивают их для поддержания ровной температуры и влажности, а когда малыши появляются из скорлупы, помогают им выбраться наружу, а порой переносят своих детишек к воде. “Мамы и папы” охраняют молодняк еще несколько месяцев.

Мясо крокодилов съедобно и употребляется в пищу населением многих тропических стран. Кожа крокодилов, особенно аллигаторов, используется для изготовления различных галантерейных изделий (портфелей, чемоданов, кошельков). Хищническое истребление крокодилов привело к резкому сокращению их численности и принятию охранных мер. В ряде стран существуют специальные фермы по разведению крокодилов.

- Отгадайте загадку.

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)  

- Как догадались, что это ящерица?

- Что знаете про ящериц?

Рассказ ученика о ящерицах.

Всем хорошо известным представителем класса пресмыкающихся является прыткая ящерица. Ее можно встретить на лесной полянке или на опушке леса. На ярко пригреваемом солнцем местечке, на стволе дерева лежит она, распластавшись всем телом, широко расставив ножки и зажмурив глаза. Погревшись несколько минут, она принимается за охоту, поедая в большом количестве жуков и их личинок, в том числе вредителей лесного хозяйства. Но как только ящерица почувствует опасность, она тут же спрячется среди веточек хвороста, вереска и исчезает в укрытии. Каких только нет в мире ящериц! В наших лесах обитают ящерицы прыткая и живородящая, а на юге страны — зеленая длиной не более 28 см вместе с хвостом. Самые крупные ящерицы — комодские вараны длиной до 3 м, массой до 165 кг. Комодский варан — хищное животное, нападающее на диких кабанов, оленей и других крупных животных. Может нападать и на домашних животных — свиней, коз, собак, кур. Часто варан поедает и мертвых животных.

В пустынях Туркестана и отчасти Узбекистана живет серый варан. Эта ящерица длиной до 1,6 м, массой до 3,5 кг. Серый варан предпочитает плотные грунты, где роет норы-убежища, в которых проводит жаркие часы дня. Ведет дневной образ жизни, нападая на мелких грызунов, птиц, ящериц. Бегает довольно быстро на приподнятых передних ногах, не касаясь хвостом земли. Он долго может обходиться без пищи. Такое приспособление полезно для выживания вида в засушливых условиях. Насытившись, варан становится неподвижным. Застигнутый врасплох, серый варан шипит, раздувает тело, бьет хвостом и пытается укусить преследователя. В случае преследования варан убегает и старается скрыться в норе. Так он спасается от шакалов. Конечно, вы знаете, что ящерицы — полезные животные, их надо беречь.

Самая древняя рептилия, сохранившаяся со времен динозавров, - это трехглазая ящерица гаттерия — вид пресмыкающихся из отряда клювоголовых. Гаттерия – крупная, внушительного вида ящерица. У этого животного зеленовато-серая чешуйчатая кожа, короткие сильные лапы с когтями, гребень на спине, состоящий из плоских треугольных чешуй и длинный хвост. Особенности ее строения настолько необычны, что для нее учредили особый отряд в классе пресмыкающихся –  «клювоголовые». Очень интересная особенность гаттерии – наличие теменного (или третьего) глаза, помещающегося на темени между двумя настоящими глазами. Функция его до сих пор не выяснена. Со временем «третий глаз» зарастает чешуей, и у взрослых животных его уже не разглядеть. Видеть гаттерия этим глазом не может, но зато он чутко реагирует на освещенность и тепло, что помогает животному регулировать температуру тела, дозируя время пребывания на солнце и в тени. Гаттерия, живущая ныне исключительно на островах Новой Зеландии, – «живое ископаемое», последний представитель некогда распространенной группы рептилий, обитавших в Азии, Африке, Северной Америке и даже в Европе.

- Отгадайте загадку.

Хитроумней зверя нет -
он всегда меняет цвет.
Бегать зверь тот не привык -
мошек достаёт язык.
Кто такой, скажите, он?
Дети, то...  (Хамелеон)

Среди ящериц следует отметить хамелеона, известного способностью изменять окраску и имеющего поразительно подвижный и сверхдлинный язык. Несколько видов хамелеонов живёт в Средиземноморье, в Африке и на Мадагаскаре. Глаза хамелеона Парсона способны двигаться независимо друг от друга. Таким образом, хамелеон ищет пищу и одновременно следит за возможным приближением опасности.

- А известно ли вам, что ящерицы принадлежат к самому многочисленному из класса пресмыкающихся отряду чешуйчатых, объединяющему не только ящериц, но и …?

- Отгадайте загадку.

Пузом по земле ползёт,
За собою хвост везёт.
В страхе вся моя семья,
Напугала нас... (Змея!)

Рассказ ученика о ящерицах.

Среди различного многообразия змей встречаются безобидные и очень опасные для человека и животных ядовитые представители. В настоящее время на Земле насчитывается более 3000 видов змей. Тело удлинённое без конечностей, глаза лишены век, внешние уши отсутствуют, но змеи чувствуют вибрацию от земли. Змеи отличаются огромным количеством позвонков (от 200 до 450). Длина тела от 10 см до 13 м. Грудной клетки нет, при заглатывании пищи ребра раздвигаются. Как правило, развито только правое лёгкое, левое отсутствует. У змей ядовитый зуб может развиваться до 4 с половиной см. Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Встречаются змеи на всех материках, кроме Антарктиды. Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом. Обитают в различных экологических условиях — лесах, степях, пустынях, в предгорьях и горах. Змеи в основном ведут наземное существование, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий, например в результате похолодания, змеи впадают в спячку.

Крупнейшая в мире змея — анаконда, которая живет в тропической Южной Америке. Этот удав иногда встречается длиной до 10 м. Но в Восточной Колумбии был измерен экземпляр анаконды длиной 11 м 43 см. Излюбленные места анаконды — заводи, озера, топкие болота. Окраска скрывает змею, когда она лежит в воде и подстерегает свою добычу — чаще млекопитающих, приходящих на водопой. Жертвой анаконды бывают и домашние животные (свиньи, собаки, утки), когда они приближаются к воде. Анаконда превосходно плавает, ныряет и может довольно долго находиться под водой. Ноздри анаконды закрываются клапанами. Благодаря этому вода не попадает ей в рот. В засушливый период эта змея зарывается в ил и впадает в оцепенение до возобновления дождей.

-Пресмыкающиеся – настоящие наземные животные. Тело разделено на отделы – голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Дышат атмосферным воздухом. Кожа сухая, покрыта чешуйками или щитками. Рост происходит во время линьки. Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь остатки богатого и разнообразного мира рептилий, населявших Землю в мезозойскую эру. Из многих отрядов пресмыкающихся, известных по ископаемым остаткам, только представители четырех дожили до настоящего времени. Всего на земном шаре насчитывают около 7000 видов пресмыкающихся. Из них змей около 2500 видов, ящериц около 3900 видов, а в остальное число видов входят черепахи, крокодилы и другие. Интересно, что отряд клювоголовых представляет лишь один вид — гаттерия, обитающая только в Новой Зеландии.

4.Закрепление.

- Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией.

Работа по карточке.

- Отметьте ложные утверждения.

  1. Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.

  2. У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.

  3. В процессе развития жабры у головастика заменяются на лёгкие.

  4. В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.

  5. Пресмыкающиеся дышат жабрами.

  6. У пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.

Проверка. Ложные утверждения (2, 5).

  1. Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Что удивило?

- Почему черепах называют живыми ископаемыми?

6. Задание на дом.

Стр. 124 – 128. Подготовить сообщение о любом пресмыкающемся.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему "Пресмыкающиеся"

Автор: Бордзеловская Татьяна Викторовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Размножение и развитие животных""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_v_3_klasse_po_teme_razmnozhenie_i_razvitie_"
    ["file_id"] => string(6) "550133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1589745858"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока окружающего мира на тему "Невидимые нити""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-nievidimyie-niti"
    ["file_id"] => string(6) "326196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463124012"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Разнообразие животных"" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-na-tiemu-raznoobraziie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "113303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409844099"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Дикие и домашние жвотные" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-dikiie-i-domashniie-zhvotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "214434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432306809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства