kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему "Луг и его обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой тип урока: изучение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Луг и его обитатели"»

Проект урока

Учебный предмет

Окружающий мир

УМК

«Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

Тема урока

Луг и его обитатели

Тип урока

Изучение нового материала

Задачи урока

- Познакомить учащихся с многообразием растений луга, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека,

- Познакомить учащихся со значением лугов в жизни человека;                                           - Развивать у младших школьников аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать, обобщать;

- Воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей.

Ожидаемые результаты

Предметные.

1. Знать ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи.

2. Знать значение луга.

3. Знать названия растений луга

4. Знать названия лекарственных и занесённых в красную книгу растений луга

5. Уметь различать растения луга от растений леса

6. Составить памятку правил поведения на лугу

Метапредметные:

Регулятивные:

- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

1.Общеучебные.

- умение обобщать, сравнивать, выделять главное

- Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания

(устно и письменно).

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

-Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации;

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

2. Логические

- Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

- Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

- Подведение под понятия, выведение следствий

Коммуникативные:

- Управление поведением партнёра – контроль, коррекция.

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Личностные:

  1. Смыслообразование.

- Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

- Установление связи между целью деятельности и её мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

2. Самопознание и самоопределение

- Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

3. Нравственно-этическая ориентация.

- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Оборудование

Для учителя:

  1. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (авт. Н. Ф. Виноградова).

  2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

  3. Слайдовая презентация по теме «Луг и его обитатели. Растения луга»

Для обучающихся:

1. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (авт. Н. Ф. Виноградова).

2. Карточки для работы в парах, индивидуальные карточки-помощницы.

3. Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

На момент изучения темы «Луг и его обитатели» обучающиеся должны:

  • знать что такое природное сообщество

  • иметь представление о том, что такое лес

  • уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

  • знать ярусы леса


  • Этапы урока и хронометраж

№ п\п

Название этапа

Хронометраж

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1,5 минуты

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

0,5 минуты

3.

Постановка учебной задачи

2 минут

4.

Выявление места и причины затруднений

1 минуты

5.

Построение проекта выхода из затруднения

5 минут

6.

Реализация построенного проекта

10 минут

7.

Физкультминутка

1 минуты

8

Реализация построенного проекта (продолжение)

5 минут

9.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

6 минут

10.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8 минут

11.

Подведение итогов урока

3 минуты

12.

Рефлексия учебной деятельности

1 минута

13.

Домашнее задание

1 минуты


  • Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приёмы и т.п.)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу. Сегодня мы опять попадем в удивительный мир природы и посетим ещё не изведанные нами уголкам. Поэтому, проверьте готовность к нашей экскурсии, настройтесь на то, что она принесёт нам много полезного и пройдёт интересно и легко. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлых уроках и что узнали. Посмотрите на иллюстрацию.

- Куда мы с вами попали?

- Что вы знаете о лесе?

- Какие растения? Ярусы в лесу?





- Послушайте стихотворение

В. Берестова и скажите, где мы оказались вместе с мальчиком, героем стихотворения?

На меня ползёт козявка,

Будто я какая травка,

И садится мотылёк,

Будто я какой цветок,

И кузнечики по сайке

Скачут, будто по лужайке,

И шмели ко мне летят,

Будто мёд найти хотят.

- А что такое луг?

- И сегодня у нас есть возможность окунуться в эту красоту и познакомиться с ней поближе.






















- Это лес.

- Лес – это природное сообщество, многоэтажный дом. В котором растения растут в 3 яруса: верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травянистые растения и грибы.











- Это луг






- Природное сообщество

Личностные:

1.Смыслообразование

- Установление связи между целью деятельности и её мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Методы: наглядные, словесные, объяснительно - иллюстративный

Форма работы: фронтальная




























2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- А вы знаете, что на лугу растёт такое растение как «порезник». И есть такие растения, которые занесены в красную книгу, а значит, их нельзя рвать.

- Должны мы об этом знать?







-Да

Познавательные:

1.Общеучебные:

умение обобщать, сравнивать, выделять главное.

Личностные:

2. Самопознание и самоопределение

- Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

Форма работы: фронтальная

Метод: рассказ


3.Постановка учебной задачи

- На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на сегодняшнем уроке?








- Какую цель мы поставим на уроке?

Дети предлагают варианты интересующих вопросов, составляя план изучения темы.

  1. Какие растения растут на лугу?

  2. Какие растения занесены в красную книгу?

  3. Значение луга в жизни человека?

- Познакомиться с природным сообществом луг, с растениями луга и определить значение луга в жизни человека.

Познавательные:

1.Общеучебные.

- Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

Регулятивные:

- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Метод: беседа

Форма работы: фронтальная

4.Выявление места и причины затруднений

- Какие вы знаете растения, которые растут на лугу?

- Почему ландыш растёт только в лесу, а мать-и-мачеха только на лугу?

- Ромашка, колокольчик, мать-и-мачеха, клевер.

- Предлагаются варианты ответов



Регулятивные:

- Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Методы: беседа, проблемное изложение

Форма работы: фронтальная

5.Построение проекта выхода из затруднения

- Как можно ответить на этот вопрос?

- Как можно сравнить?

- Предлагаю заполнить в виде таблицы.

Сообщество

растения

солнце

вода

Лес




Луг




- Составьте план работы







- Сравнить растения леса и луга и условия их роста

- Варианты ответов (дети работают с сигнальными картами, контролируя ответы одноклассников)



- Вспомнить, какие растения растут в лесу

- Какие растения растут на лугу

- Понаблюдать, как солнце и вода попадают в лес и луг, в каком количестве

Познавательные:

1.Общеучебные.

- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.

Познавательные:

1.Общеучебные.

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

Регулятивные:

- Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Методы: беседа, проблемное изложение, наглядный.

Форма работы: фронтальная

6.Реализация построенного проекта




Сообщения о растениях луга

- Какие растения растут в лесу?



- Какие растения растут на лугу?

- Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Какие названия растений вы услышали впервые?

- Давайте немного познакомимся с некоторыми растениями, которые можно встретить на лугу.

Гвоздика травянка получила первую часть своего названия благодаря форме семян. Они напоминают маленький гвоздик. Вторая часть указывает на то, что у этого вида преобладает травянистая часть преобладает над цветочной.

Ряд видов мятлика используется в декоративных целях, главным образом в качестве газонных растений.

Фиалка трёхцветная

- Какое название у неё в народе?

- Кто знает почему?

Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила юношу. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделенной любви.

Лютик едкий. Кто узнал это растение? Как его называют в народе?

За что его лютиком назвали? За жгучий сок. Жгучий — по-народному лютый. Ботаники говорят, что «лютик» по-латыни всего лишь «желтый» , значит, все желтые цветы можно лютиками называть.

А «куриной слепотой» в некоторых местах этот цветок называют за то, что, по поверьям, то ли куры от него слепнут, то ли люди неосторожные, натерев случайно глаза соком лютика, слепнут на некоторое время.

- В начале урока, я вам говорила, что на лугу растёт такое растение как «порезник» - Попробуйте найти его на оставшихся картинках?

- Правильно, это тысячелистник

- Почему его так назвали?

- А почему порезник?

- Вот и познакомились мы со многими растениями. Какой вывод мы сделаем и что мы запишем в таблицу.

- Травы, кустарники, деревья ( по ходу дети заполняют таблицу, которая у них лежит на парте)

(дети читают текст в учебнике на стр.110)

- гвоздика – травянка, мятлик,


(дети рассматривают картинки и пытаются определить название)




























- Анютины глазки
























Куриная слепота


















- Большое количество лепестков

- Лечит раны, останавливает кровотечения


- На лугу растут травянистые растения. (В таблицу записываем травы)


Познавательные:

1.Общеучебные.

-Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации;

2. Логические

- Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

- Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

Познавательные:

1.Общеучебные:

умение обобщать, сравнивать, выделять главное.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (работа с книгой)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная




7.Физкультминутка

Вместе по лугу идем,

Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг


Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок

Снова мы идем по лесу.

А вокруг так интересно!
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек.

(Ходьба на месте)
(Потягивания — руки в стороны) (Наклониться и коснуться левой ступни)

(Затем коснуться правой ступни)



(Повороты вправо — влево)
(Наклоны вперед)


. (Руки поднять над головой)
(Ходьба на месте)
(Потягивание — руки в стороны)


(Садятся дети на места).


8. Реализация построенного проекта (продолжение)

- Что нужно теперь для заполнения таблицы?

- Молодцы!

- Какой вопрос у нас вызвал трудности?


- Глядя на таблицу, можем мы ответить на данный вопрос?


- Из-за этого на лугу растения также образуют ярусы.

- Как вы думаете какие?


- Понаблюдать за количеством света и влаги на лугу и в лесу?

- Луг освещается очень хорошо, а лес частично

- В лесу значит больше влажности, чем на лугу.

( Дети заполняют таблицу словами «много» и «мало»)








- Почему ландыш растёт только в лесу, а мать-и-мачеха только на лугу?

- Да. Луговые растения светолюбивые,  травянистые растения леса более тенелюбивые.

(Дети затрудняющиеся в ответе читают текст на стр.111 в учебнике)

На лугу растут только травянистые растения. Они, как и растения леса, образуют несколько ярусов. В первом ярусе растут травы, которые требуют много солнечного света. Во втором и в третьем ярусах – растения, менее прихотливые к свете. Растения луга очень разнообразны по форме листьев, по окраске цветов.

Регулятивные:

- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.





Познавательные:

1.Общеучебные.

- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания

(устно).

Познавательные:

1.Общеучебные.

-Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации;

Познавательные:

2. Логические

- Подведение под понятия, выведение следствий

Методы: объяснительно-иллюстративный, Частично-поисковый ( работа с книгой)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Многие из растений являются лекарственными. Какие вы знаете лекарственные растения? И чем они полезны? (детям показываются иллюстрации с изображением названных растений)



































- Давайте посмотрим на вопросы, которые мы задавали себе в начале урока. На какие вопросы ещё не ответили?

- Почему растения заносят в красную книгу?

- В красную книгу занесены такие растения, как





Колокольчик персиколистный





Живокость пунцовая









Кукушник









- Кто желает приготовить доклады про эти растения к следующему уроку?

- Предлагаю вам немного размяться и вспомнить всё, что мы изучили. Я буду вам показывать растения, если они лесные присаживаемся, если луговые - подпрыгиваем.

- Зверобой (Используют как вяжущее, дезинфицирующее, средство для полосканий, а также принимают внутрь при заболеваниях кишечника.)

- Подорожник (Порез и вскоре боль успокаивалась, припухлость спадала. Настой подорожника также используют при кашле.)

- Валериана (Её широко применяют как успокаивающие средства при нервном возбуждении, бессоннице, истерии.)

- Мать-и-мачеха (Растения для лечения всех видов кашля),

- Тысячелистник (кровоостанавливающее).

- Ромашка. (Из ромашки делают настои, обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для полосканий горла, полости рта, делают припарки, компрессы примочки.)




- Какие растения заносят в красную книгу.

- Их осталось очень мало на земле, поэтому их нужно беречь.



Дети рассматривают иллюстрации




(Дети встают из-за парт, глядя на иллюстрации, выполняют то или иное действие)

Коммуникативные:

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
























Регулятивные:

- Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа

Форма работы: фронтальная

10.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону





Решение экологической задачи.


- На какой вопрос нам осталось ответить?

- Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки с описанием значения луга для человека, выберите наиболее верные, на ваш взгляд, и составьте схему с центральным словом «луг»

- Люди с удовольствием отдыхают на лугу,  рвут цветы, плетя венки и делая красивые букеты.

Давайте попробуем решить одну экологическую задачу.

«Летом 2 девочки  гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый девочка сорвала по 1 доннику. Сколько растений погубили девочки, если известно, что один донник после цветения образует 17000 семян?»

- Какие правила поведения необходимо соблюдать на лугу?

- Попробуйте составить памятку правил поведения на лугу в парах



- Для чего нам нужен луг. Какое значение он имеет в жизни человека.

























Правила поведения на лугу:

1. Не рвите охапками цветы

2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление не будет плодов и семян.

3.Не уничтожайте гусениц. Большинство   гусениц никакого ущерба человеку не  приносят

4.Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5.Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Познавательные:

1.Общеучебные.

- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания

(устно и письменно).

Коммуникативные:

- Управление поведением партнёра – контроль, коррекция.

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные

3. Нравственно-этическая ориентация.

- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм

- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Методы: беседа, проблемное изложение, практическая работа

Форма работы: работа в парах

11. Подведение итога урока.

- На какие вопросы вы получили ответ на уроке?

- Какие растения обитают на лугу?

- Как люди используют луга?

- Назовите лекарственные растения. Как их использует человек?

- Какие растения занесены в Красную Книгу? Почему их надо запомнить?


Коммуникативные:

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

1.Общеучебные.

- Произвольное и осознанное построение речевого высказывания

(устно).

Методы: беседа,

Форма работы: фронтальная


12.Рефлексия учебной деятельности

- Расскажите об уроке, используя начало предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня на уроке я понял…

  • Что особенно меня удивило…


Ответы детей

Личностные:

1.Смыслообразование

- Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

2. Самопознание и самоопределение

- Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

Методы: беседа,

Форма работы: фронтальная

13.Домашнее задание

Стр. 109-116 читать. Доклады о растениях, занесённых в красную книгу.




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему "Луг и его обитатели"

Автор: Вдовкина Вероника Николаевна

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 421926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока познания мира на тему: "Растения и животные лесов и тугаёв" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-na-tiemu-rastieniia-i-zhivotnyie-liesov-i-tughaiov"
    ["file_id"] => string(6) "204774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429722108"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока окружающего мира "Экосистема поле", УМК "Школа 2100", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ekosistiema-polie-umk-shkola-2100-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "226922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440520857"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "конспект и презентация к уроку по теме "Наша маленькая планета Земля. Человек и экосистема." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-nasha-malien-kaia-planieta-ziemlia-chieloviek-i-ekosistiema"
    ["file_id"] => string(6) "116430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412481263"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Луг - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "153242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства