Учебный предмет | Окружающий мир |
УМК | «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой |
Тема урока | Луг и его обитатели |
Тип урока | Изучение нового материала |
Задачи урока | - Познакомить учащихся с многообразием растений луга, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека, - Познакомить учащихся со значением лугов в жизни человека; - Развивать у младших школьников аналитико-синтетическую деятельность, умение классифицировать, обобщать; - Воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей. |
Ожидаемые результаты | Предметные. 1. Знать ярусы луга: первый – светолюбивый, второй – менее прихотливый к свету, третий – мхи. 2. Знать значение луга. 3. Знать названия растений луга 4. Знать названия лекарственных и занесённых в красную книгу растений луга 5. Уметь различать растения луга от растений леса 6. Составить памятку правил поведения на лугу |
Метапредметные: |
Регулятивные: - Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. - Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. - Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Познавательные: 1.Общеучебные. - умение обобщать, сравнивать, выделять главное - Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи. - Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно). - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий. -Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации; - Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. 2. Логические - Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков - Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов. - Подведение под понятия, выведение следствий | Коммуникативные: - Управление поведением партнёра – контроль, коррекция. - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
| Личностные: Смыслообразование. - Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. - Установление связи между целью деятельности и её мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение» 2. Самопознание и самоопределение - Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку. 3. Нравственно-этическая ориентация. - нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм - Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. |
Оборудование | Для учителя: Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (авт. Н. Ф. Виноградова). Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Луг и его обитатели. Растения луга» Для обучающихся: 1. Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (авт. Н. Ф. Виноградова). 2. Карточки для работы в парах, индивидуальные карточки-помощницы. 3. Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии) |
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы | На момент изучения темы «Луг и его обитатели» обучающиеся должны: знать что такое природное сообщество иметь представление о том, что такое лес уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав. знать ярусы леса |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приёмы и т.п.) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу. Сегодня мы опять попадем в удивительный мир природы и посетим ещё не изведанные нами уголкам. Поэтому, проверьте готовность к нашей экскурсии, настройтесь на то, что она принесёт нам много полезного и пройдёт интересно и легко. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлых уроках и что узнали. Посмотрите на иллюстрацию. - Куда мы с вами попали? - Что вы знаете о лесе? - Какие растения? Ярусы в лесу?
- Послушайте стихотворение В. Берестова и скажите, где мы оказались вместе с мальчиком, героем стихотворения? На меня ползёт козявка, Будто я какая травка, И садится мотылёк, Будто я какой цветок, И кузнечики по сайке Скачут, будто по лужайке, И шмели ко мне летят, Будто мёд найти хотят. - А что такое луг? - И сегодня у нас есть возможность окунуться в эту красоту и познакомиться с ней поближе. | - Это лес. - Лес – это природное сообщество, многоэтажный дом. В котором растения растут в 3 яруса: верхний – деревья, средний – кустарники, нижний – травянистые растения и грибы. - Это луг - Природное сообщество | Личностные: 1.Смыслообразование - Установление связи между целью деятельности и её мотивом – определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение» Методы: наглядные, словесные, объяснительно - иллюстративный Форма работы: фронтальная |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | - А вы знаете, что на лугу растёт такое растение как «порезник». И есть такие растения, которые занесены в красную книгу, а значит, их нельзя рвать. - Должны мы об этом знать? | -Да | Познавательные: 1.Общеучебные: умение обобщать, сравнивать, выделять главное. Личностные: 2. Самопознание и самоопределение - Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку. Форма работы: фронтальная Метод: рассказ |
3.Постановка учебной задачи | - На какие вопросы вы хотели бы узнать ответы на сегодняшнем уроке? - Какую цель мы поставим на уроке? | Дети предлагают варианты интересующих вопросов, составляя план изучения темы. Какие растения растут на лугу? Какие растения занесены в красную книгу? Значение луга в жизни человека? - Познакомиться с природным сообществом луг, с растениями луга и определить значение луга в жизни человека. | Познавательные: 1.Общеучебные. - Самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи. Регулятивные: - Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Метод: беседа Форма работы: фронтальная |
4.Выявление места и причины затруднений | - Какие вы знаете растения, которые растут на лугу? - Почему ландыш растёт только в лесу, а мать-и-мачеха только на лугу? | - Ромашка, колокольчик, мать-и-мачеха, клевер. - Предлагаются варианты ответов | Регулятивные: - Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Методы: беседа, проблемное изложение Форма работы: фронтальная |
5.Построение проекта выхода из затруднения | - Как можно ответить на этот вопрос? - Как можно сравнить? - Предлагаю заполнить в виде таблицы. Сообщество | растения | солнце | вода | Лес | | | | Луг | | | | - Составьте план работы
| - Сравнить растения леса и луга и условия их роста - Варианты ответов (дети работают с сигнальными картами, контролируя ответы одноклассников) - Вспомнить, какие растения растут в лесу - Какие растения растут на лугу - Понаблюдать, как солнце и вода попадают в лес и луг, в каком количестве | Познавательные: 1.Общеучебные. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий. Познавательные: 1.Общеучебные. - Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. Регулятивные: - Контроль учащимися за действиями друг друга, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Методы: беседа, проблемное изложение, наглядный. Форма работы: фронтальная |
6.Реализация построенного проекта Сообщения о растениях луга | - Какие растения растут в лесу?
- Какие растения растут на лугу? - Давайте познакомимся с некоторыми из них. - Какие названия растений вы услышали впервые? - Давайте немного познакомимся с некоторыми растениями, которые можно встретить на лугу. Гвоздика травянка получила первую часть своего названия благодаря форме семян. Они напоминают маленький гвоздик. Вторая часть указывает на то, что у этого вида преобладает травянистая часть преобладает над цветочной. Ряд видов мятлика используется в декоративных целях, главным образом в качестве газонных растений. Фиалка трёхцветная - Какое название у неё в народе? - Кто знает почему? Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила юношу. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделенной любви. Лютик едкий. Кто узнал это растение? Как его называют в народе? За что его лютиком назвали? За жгучий сок. Жгучий — по-народному лютый. Ботаники говорят, что «лютик» по-латыни всего лишь «желтый» , значит, все желтые цветы можно лютиками называть.
А «куриной слепотой» в некоторых местах этот цветок называют за то, что, по поверьям, то ли куры от него слепнут, то ли люди неосторожные, натерев случайно глаза соком лютика, слепнут на некоторое время. - В начале урока, я вам говорила, что на лугу растёт такое растение как «порезник» - Попробуйте найти его на оставшихся картинках? - Правильно, это тысячелистник - Почему его так назвали? - А почему порезник? - Вот и познакомились мы со многими растениями. Какой вывод мы сделаем и что мы запишем в таблицу. | - Травы, кустарники, деревья ( по ходу дети заполняют таблицу, которая у них лежит на парте) (дети читают текст в учебнике на стр.110) - гвоздика – травянка, мятлик, (дети рассматривают картинки и пытаются определить название) - Анютины глазки Куриная слепота - Большое количество лепестков - Лечит раны, останавливает кровотечения - На лугу растут травянистые растения. (В таблицу записываем травы) | Познавательные: 1.Общеучебные. -Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации; 2. Логические - Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков - Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов. Познавательные: 1.Общеучебные: умение обобщать, сравнивать, выделять главное. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (работа с книгой) Форма работы: фронтальная, индивидуальная |
7.Физкультминутка | Вместе по лугу идем, Не спешим, не отстаем. Вот выходим мы на луг Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василек, Медуница, кашка — клевер. Расстилается ковер И направо, и налево. Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков. Раз цветок, два - цветок, А потом сплетем венок Снова мы идем по лесу. А вокруг так интересно! Отдохнуть пора дружок Мы присядем на пенек. | (Ходьба на месте) (Потягивания — руки в стороны) (Наклониться и коснуться левой ступни) (Затем коснуться правой ступни)
(Повороты вправо — влево) (Наклоны вперед)
. (Руки поднять над головой) (Ходьба на месте) (Потягивание — руки в стороны) (Садятся дети на места). | |
8. Реализация построенного проекта (продолжение) | - Что нужно теперь для заполнения таблицы? - Молодцы! - Какой вопрос у нас вызвал трудности? - Глядя на таблицу, можем мы ответить на данный вопрос? - Из-за этого на лугу растения также образуют ярусы. - Как вы думаете какие? | - Понаблюдать за количеством света и влаги на лугу и в лесу? - Луг освещается очень хорошо, а лес частично - В лесу значит больше влажности, чем на лугу. ( Дети заполняют таблицу словами «много» и «мало») - Почему ландыш растёт только в лесу, а мать-и-мачеха только на лугу? - Да. Луговые растения светолюбивые, травянистые растения леса более тенелюбивые. (Дети затрудняющиеся в ответе читают текст на стр.111 в учебнике) На лугу растут только травянистые растения. Они, как и растения леса, образуют несколько ярусов. В первом ярусе растут травы, которые требуют много солнечного света. Во втором и в третьем ярусах – растения, менее прихотливые к свете. Растения луга очень разнообразны по форме листьев, по окраске цветов. | Регулятивные: - Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: 1.Общеучебные. - Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно). Познавательные: 1.Общеучебные. -Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации; Познавательные: 2. Логические - Подведение под понятия, выведение следствий Методы: объяснительно-иллюстративный, Частично-поисковый ( работа с книгой) Форма работы: фронтальная, индивидуальная |
9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Многие из растений являются лекарственными. Какие вы знаете лекарственные растения? И чем они полезны? (детям показываются иллюстрации с изображением названных растений)
- Давайте посмотрим на вопросы, которые мы задавали себе в начале урока. На какие вопросы ещё не ответили? - Почему растения заносят в красную книгу? - В красную книгу занесены такие растения, как
Колокольчик персиколистный
Живокость пунцовая
Кукушник
- Кто желает приготовить доклады про эти растения к следующему уроку? - Предлагаю вам немного размяться и вспомнить всё, что мы изучили. Я буду вам показывать растения, если они лесные присаживаемся, если луговые - подпрыгиваем. | - Зверобой (Используют как вяжущее, дезинфицирующее, средство для полосканий, а также принимают внутрь при заболеваниях кишечника.) - Подорожник (Порез и вскоре боль успокаивалась, припухлость спадала. Настой подорожника также используют при кашле.) - Валериана (Её широко применяют как успокаивающие средства при нервном возбуждении, бессоннице, истерии.) - Мать-и-мачеха (Растения для лечения всех видов кашля), - Тысячелистник (кровоостанавливающее). - Ромашка. (Из ромашки делают настои, обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для полосканий горла, полости рта, делают припарки, компрессы примочки.) - Какие растения заносят в красную книгу. - Их осталось очень мало на земле, поэтому их нужно беречь. Дети рассматривают иллюстрации (Дети встают из-за парт, глядя на иллюстрации, выполняют то или иное действие) | Коммуникативные: - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа Форма работы: фронтальная |
10.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Решение экологической задачи. | - На какой вопрос нам осталось ответить? - Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки с описанием значения луга для человека, выберите наиболее верные, на ваш взгляд, и составьте схему с центральным словом «луг» - Люди с удовольствием отдыхают на лугу, рвут цветы, плетя венки и делая красивые букеты. Давайте попробуем решить одну экологическую задачу. «Летом 2 девочки гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый девочка сорвала по 1 доннику. Сколько растений погубили девочки, если известно, что один донник после цветения образует 17000 семян?» - Какие правила поведения необходимо соблюдать на лугу? - Попробуйте составить памятку правил поведения на лугу в парах
| - Для чего нам нужен луг. Какое значение он имеет в жизни человека.
Правила поведения на лугу: 1. Не рвите охапками цветы 2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление не будет плодов и семян. 3.Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят 4.Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц. 5.Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений. | Познавательные: 1.Общеучебные. - Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно). Коммуникативные: - Управление поведением партнёра – контроль, коррекция. - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные 3. Нравственно-этическая ориентация. - нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм - Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора. Методы: беседа, проблемное изложение, практическая работа Форма работы: работа в парах |
11. Подведение итога урока. | - На какие вопросы вы получили ответ на уроке? - Какие растения обитают на лугу? - Как люди используют луга? - Назовите лекарственные растения. Как их использует человек? - Какие растения занесены в Красную Книгу? Почему их надо запомнить? | | Коммуникативные: - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: 1.Общеучебные. - Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно). Методы: беседа, Форма работы: фронтальная |
12.Рефлексия учебной деятельности | - Расскажите об уроке, используя начало предложения. Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я понял… Что особенно меня удивило… | Ответы детей | Личностные: 1.Смыслообразование - Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. 2. Самопознание и самоопределение - Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку. Методы: беседа, Форма работы: фронтальная |
13.Домашнее задание | Стр. 109-116 читать. Доклады о растениях, занесённых в красную книгу. | | |