Ι. Актуа-лизация знаний и постанов-ка учеб-ной проб-лемы. | 1Проверка домашнего задания. Блиц – опрос. -Какие экосистемы вы изучили? -Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме? (Обеспечивает порядок в экосистеме)Слайд 2 -Что будет со временем происходить с экосистемой, если круговорот веществ в ней не замкнут? (Экосистема начинает изменяться и сменяется другой экосистемой) -Приведите примеры. (Озеро – болото- луг- лес) Работа в группах - Природа умеет «залечивать раны», нанесенные пожарами, наводнениями, другими стихиями, человеком, но не все ошибки человека природа может исправить. Помните об этом и берегите природу! – Мы с вами уже столько экосистем изучили, что, наверно, всё знаем о них? Тогда попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня: -О какой экосистеме мы еще не говорили? -Что такое поле? Стих. В.Степанова «Что такое поле?» Что такое поле? Для коней раздолье, Пашни полоса, метелочки овса, В поле колосится спелая пшеница И шумит там рожь, колючая, как еж. Ящерка снует, солнышко встает. Знает только птица, где его граница, Ну а ты пойдешь- края не найдешь. Так о какой экосистеме сегодня пойдёт речь? На полях. Наверно, об экосистеме поля.Слайд 3 3.Работа с иллюстрациями. – Рассмотрите фотографии разных полей.Слайд 4 Какие у вас будут предположения? (На полях больше всего растёт один вид растений, тот, который был посажен человеком. Встречаются растения, которые не высаживал человек.) –Какие знания нам сегодня понадобятся? Откройте учебники на с. 70. Давайте ответим на вопросы. Слайд 5 –Как нам проверить наши предположения? 4.Составление плана урока. –Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) Слайд 6 Как человек ухаживает за полем? Обитатели полей. Особенности обитателей полей. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) | Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают изобра-жения экосистем. Дети в группах представляют свои эмблемы на тему «Берегите природу!» Высказывают свои предположения.
Работа с иллюстрациями.
Работа в учебнике с.70.
Составляют план урока. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙ. Совме-стное отк-рытие знаний. | 1.Работа в учебнике. – Прочитайте предложенные вам тексты. Выделите отличительные особенности поля (что выращивают). Как человек ухаживает за полем и растением, которое на нём растёт? Слайд 7 – Давайте сравним наши исследования и найдём общее. Сделайте вывод: чем отличается поле от природных экосистем? (На поле выращивается одна культура, человек сначала поле вспахивает, затем засевает, вносит удобрения, поливает, пропалывает (удаляет сорняки), собирает урожай. За полем требуется уход человека.)Слайд8, 9 2.Работа в группах. Задание №1 Рис. на столах . Показана жизнь, занятия и сезонные работы людей в разные времена года.Пронумеруйте последова-тельность полевых работ. Задание №2 –Выполните задание из рабочей тетради 2, с. 33. Найдите ещё отличия поля от других экосистем. (В экосистеме «поле» роль потребителя и разрушителя берёт на себя человек. Круговорот веществ будет замкнутым, только если человек ухаживает за полем.) Задание №3 - Напишите, чем отличаютсяизображенные растения. Задание №5 из рабочей тетради на с.34 3.Физкультминутка 4.Работа в учебнике. – Человек научился собирать большие урожаи с полей. Но большой урожай привлекает и непрошенных потребителей. Как поступить? Прочитайте текст на с. 72–73 и выскажите своё отношение к каждому способу борьбы с непрошенными потребителями.Слайд 9, 10, 11,12 – Как ответим на вопрос урока? (Поле отличается от других природных экосистем тем, что зависит от человека. Если человек не будет ухаживать за полем, оно превратиться в природную экосистему.) – Что мы сейчас делали? | Работа с текстом на с.70-72.
Работа с рисунками в группах.
Выполняют задание из рабочей тетради 2, с. 33.
Выполняют задание из рабочей тетради 5, с. 34.
Работа с текстом на с.72-73. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Само-стоятель-ное при-менение знаний. | 1. Работа в учебнике. – Вопросы на с. 73. Слайд13 2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради №1, №4.Слайд14 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? –Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.Слайд 15 | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в рабочей тетради. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
V. Итог урока. | – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – Какая экосистема поля? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | Отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают работу на уроке. | |