Карточки с рисунками животных конверты с заданиями, презентация, пазлы.
Педагогическая деятельность учителя | Учебная деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности |
-Ребята, какой у нас с вами сейчас урок? (Урок окружающего мира). -Начинается урок Должен всем пойти он впрок. А для этого должны Быть внимательными вы. | Отвечают на вопрос учителя. Настраиваются на урок. |
2.Актуализация знаний |
а)Построение модели, характеристики погоды сегодняшнего дня. -Ребята, посмотрите в окно, дайте характеристику сегодняшней погоде. Давайте сделаем модель характеристики погоды сегодняшнего дня. Охарактеризуйте запись. в)Работа в группах. – Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: (слайд1) «Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного». – Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса. – Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем? – Сейчас мы будем работать группами. 1 группа. – На классной доске распределите картинки насекомых, рыб, птиц. (Картинки прикреплены на доске) 2 группа. – Соберите пазлы. 1 картинка – птица, 2 картинка – рыба, 3 картинка – корова. (Учитель раздает пазлы) 3 ряд– работа в парах. Каждой паре выдается конверт с картинками птиц, среди них 1 картинка со зверем. – Найди лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним? | Один из учеников делает модель у доски, характеризует запись, остальные внимательно слушают. Выполняют задания в группах. Находят лишнее животное, объясняют, почему они считают это животное лишним. |
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания |
– Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло? – Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? – К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? -Тема нашего сегодняшнего урока «Кто такие звери» (слайд2) 1. Работа по учебнику. – Чтобы путешествовать дальше мы должны знать кто такие звери и уметь их отличать от других групп животных. В этом нам поможет учебник. С его помощью мы разгадаем особенности зверей. – Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь? (слайд3) – Какие у вас предложения? – Давайте исключим тех, кто не зверь. – Какие животные остались?(Мышь и крокодил) (слайд4) – Как вы думаете, кто из них зверь? 2. Знакомство со строением тела зверей. – Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы познакомимся со строением тела зверей и установим их главный признак. Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Отгадайте загадки Мудрой Черепахи (учитель показывает картинки-отгадки). Он ходит голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он…(жираф)(слайд5) – Послушайте веселое стихотворение о жирафе.(Один из учеников рассказывает стихотворение) Шел по городу жираф, У него был добрый нрав. Никого не задевал, Всем приветливо кивал. Но порой его приветы Оставались без ответа. И тогда серчал жираф, Несмотря на добрый нрав. – Рассмотрите тело жирафа. (слайд6) – Из каких частей состоит его тело? (голова, шея, туловище, ноги, хвост). Посередине двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла.(Корова)(слайд7) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается.(Кошка) (слайд7) – Найдите у этих животных голову, шею, туловище, ноги, хвост. – Что вы заметили? -Какой вывод мы можем сделать? (Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые). – А что ещё является общим для всех этих зверей? – Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей? – Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха. (слайд8) Вывод: тело зверей покрыто шерстью. – Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Кто же зверь крокодил или мышь?(Мышь.) (слайд9) | Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока с помощью учителя. Работают с учебником, анализируют рисунки, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Отгадывают загадки. Один из учеников рассказывает стихотворение о жирафе, остальные внимательно слушают. Рассматривают тело жирафа на картинке, определяют части тела. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Отвечают на вопросы учителя, читают вывод Мудрой Черепахи. |
4.Первичное закрепление во внешней речи |
Игра «Девочки – мальчики». Девочки приведут примеры домашних зверей, а мальчики – диких. – Почему вы выбрали этих животных? 2) Рассказ ученика о зверях.(ученики загадывают загадки и рассказывают об этом животном, учитель показывает картинки-отгадки) Загадка. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко...(лось) (Слайд 10) Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают. Загадка. Летом ходит без дороги, Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос...(медведь) (Слайд 11) Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Загадка. – А кто зимой бывает белым, а летом серым?(Слайд12) Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов. Загадка. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом...(белка) (Слайд 13) Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой. – К какой группе мы отнесем этих животных? Почему? Физкультминутка. Мы работаем отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Девочки приводят примеры домашних зверей, а мальчики-диких. -Аргументируют свой выбор. Ученики выходят к доске, загадывают загадки и рассказывают об этом животном, остальные ученики отгадывают загадки и внимательно слушают выступления одноклассников. Отвечают на вопрос учителя. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой |
– Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. (Слайды 14, 15,16) Крот, летучая мышь, кит. (Выступление детей) Крот – Что особенного в его передних лапах? Почему? Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает. Летучая мышь – Что необычного в строении летучей мыши? Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. Кит – Что необычного в строении его тела? В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более 100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать. Китиха очень заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китёнок выпивает 160 литров материнского молока, и каждый час прибавляет в весе на 2 кг. | Дети рассказывают самостоятельно подготовленные заранее выступления. |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение |
– Каких зверей вы знаете? (Слайд 17) – На какие 2 группы можно разделить всех зверей? – Назовите домашних зверей. Назовите диких зверей. 2) Работа в тетради – Рассмотрите рисунки зверей .Вам надо закрасить зеленым карандашом зверей, которые живут в нашей стране. | Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают рисунки, закрашивают зверей, которые живут в нашей стране. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
– Что вы узнали сегодня на уроке? – Что было интересно? – Какое задание было для вас интересное? – Как вы теперь можете отличить зверей от других животных? -Ребята, оцените свою деятельность смайликами. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. (слайд18). | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. |