3) Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, чувст-
во ответственности за судьбу прирученных животных , чувство любви и сострадания к ним .
Формируемые УУД :
Личностные: поднимать мотивацию к учению; учить оценивать свои знания, исходя из социальных и личных ценностей; ценить дружбу, приходить на помощь, слушать мнения других ;
Познавательные: дать возможность закрепить и расширить знания о домашних животных, их значение для жизни человека; учить устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, выделять существенные признаки домашних и диких животных;
Коммуникативные: учить сотрудничать в паре, собирать и обрабатывать информацию, оценивать свои действия и действия портнёра;
Регулятивные: давать возможность целеполагать, решать проблемы, доказывать свою точку зрения; воспитывать уважительное отношение друг к другу, приходить на помощь в трудную минуту.
Оборудование: картинки и фигурки домашних и диких животных, конверты с заданиями для работы в парах ( ребусы, загадки, карточки), на доске – правила работы в паре, герои мультфильма «Трое из Простоквашино»,
фигурки динозавров, выставка книг и рисунков домашних животных
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. У нас на уроке гости. Посмотрите на них. Давайте поприветствуем гостей.
Давайте улыбнемся друг другу. Пожелаем друг другу успехов в учении. Я думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Прозвенел, друзья звонок.
Начинать пора урок.
Актуализация опорных знаний.
-- Друзья, чем запомнился вам прошлый урок окружающего мира? (Говорили о древних пресмыкающихся – динозаврах.)
- Каких динозавров вы приготовили для выставки юрского периода?
Мне очень понравились ваши экспонаты. А вам понравились работы ваших товарищей? (ДА)
-- Мы продолжаем говорить о животных. Хотите узнать, кто будет сегодня объектом наших исследований?
Тогда послушайте стихотворения и попробуйте назвать тему урока.
***
Цыплёнок -- мой хороший друг,
Проводим вместе мы досуг.
Лежу, мурлычу что-нибудь ,
А он лежит и слушает.
Цыплёнок -- мой хороший друг,
Друзей никто не кушает…
***
У меня есть друг хороший.
Я зову его Хаврошей.
У Хавроши хвост крючком,
Нос курносый пятачком.
-- Догадались о ком речь в стихотворениях?(О кошке с цыплёнком и поросенке.)
Итак, назовите тему нашего урока. (Домашние животные)
На доске открывается тема: «Домашние животные» (Верные друзья и помощники).
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Откройте учебник на стр. 60, посмотрите на фотографии животных.
-Все ли они являются домашними? (Нет.)
-Назовите домашних животных. (кошка, курица с цыплятами, индюк, телёнок, овечки).
--Как называется другая группа животных? (Дикие животные)
Работа в паре
-- Сейчас --- внимание, очень трудное задание!
Ребята, нужно быть внимательными, думающими и наблюдательными, работать дружно, сообща то сами сможете выполнить его. Вначале вспомним правила работы в паре.
*: Разговаривать будем тихо, так чтобы слышала только наша группа.
* Будем уважать мнение другого человека, сказать свое мнение может каждый.
* Мы не будем отвлекаться.
* Работать будем дружно и активно, так как наш успех зависит от каждого из нас.
--Посмотрите на фотографии. В какие ещё группы можно объединить животных.
( 1)птицы и млекопитающие; Птиц: насекомоядных (трясогузка) и хищник (сова); Животные: травоядные (заяц, телёнок, овцы) и хищники (лиса, кошка))
Молодцы! Вы правильно назвали группы. Напомните ещё раз тему урока.
(Домашние животные)
- А каких же животных называют домашними? (Тех, которые живут дома)
- Прекрасно! Вот я нашла фотографии животных, которые живут дома – значит, все это домашние животные (муха, таракан, мышь)!
( Нет, муха и таракан не домашние животные)
- Но вы же сказали, что домашние – это те, которые живут дома. Тараканы и мухи тоже часто живут в доме, значит, они тоже домашние!
Мне кажется, у нас возникла проблема. Давайте подумаем, чего мы не знаем?
Целеполагание. Какую цель поставим себе на уроке?
Какие именно животные считаются домашними;
Больше узнать о значении домашних животных в жизни человека;
Таракана, муху и мышь можно ли считать домашними животными?
Физминутка
Наши уточки с утра — (Дети шагают на месте вперевалочку, подражая походке уток).
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда — (Дети вытягивают шеи, отставив руки назад).
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно —(Детибьют руками по бокам, делают небольшие частые наклоны головой).
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок (Дети поднимаются на носочки, машут руками).
Раным-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная потешка)
Этап усвоения новых знаний.
Целеудержание. Какую цель мы поставили первой? Второй? Третьей?
( Какие именно животные считаются домашними)
(Больше узнать о значении домашних животных в жизни человека)
(Таракана, муху и мышь можно ли считать домашними животными?)
Поиск ответа.
Ребята, послушайте важное и интересное сообщение вашего одноклассника, которое поможет в решении проблем .
А откуда появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. На Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
Кто-то из древних людей додумался подкармливать волков. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Волк стал жить рядом с человеком, охранять его жилище, пасти скот… Волк превратился в собаку.
Потом человек обуздал дикую лошадь, поселил в своем жилище. Лошадь долгие годы была неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
Когда первобытные люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детёнышей этих зверей – поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали. Так многие дикие животные стали домашними.
Таким же образом человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца который потом превратился в кролика.
Ребята, человек настолько изменил условия их жизни, что и сами животные тоже переменились. Прогони некоторых со двора – и они погибнут: они не могут уже жить без заботы человека. В разных краях встречаются разные домашние животные. Об этом можно прочитать в книге….
Ребята, так с какой же целью люди приручили и разводят домашних животных?
Среди домашних животных есть рыбы (карп) и насекомые: пчелы и бабочка--- тутовый шелкопряд. Из его волокон изготавливают шелк.
Про домашних животных много интересной и полезной информации: во время Великой Отечественной войны собаки помогали находить и вытаскивать раненых солдат, пограничники на лошадях с собаками охраняют границы нашей Родины, собаки Белка и Стрелка побывали в космосе раньше человека, животным установлены памятники, в Китае и Египте свинья является символом благополучия – её даже изображают на монетах, поглаживание мурчащей кошки улучшает работу сердца и сосудов, про них придумано много сказок и многое другое можно найти в книгах или в интернете и прочитать.
Работа в парах)
а) учебник стр. 62.
б) задания из конверта : в верхнем ряду животные , а в нижнем их занятия. Правильно ли расставлены картинки? Переместите картинки так, чтобы пары были составлены правильно.
: Чтобы домашние животные хорошо служили человеку, за ними надо ухаживать. Что делает для них человек?
(Люди строят для них жилища, чистят, кормят животных, лечат их, выгуливают.)
Итак, подведем итог наблюдениям. Попробуйте составить определение, каких животных называют домашними.
Ученики дают определение своими словами, учитель корректирует, а в конце прочитывается определение из вывода с. 66.
Учитель показывает картинки мухи, мыши, таракана.
- Дети, мы готовы теперь обоснованно ответить какие это животные? (Да. Они наносят людям вред. Значит они не домашние, а дикие)
Физминутка
-Давайте, ребята, поиграем! Если я называю дикое животное , вы присаживаетесь, а если домашнее – встаёте и поднимаете руки вверх. Приготовились. Кошка, медведь, волк, собака, бегемот, пчела, индюк, рысь, ослик.
-Молодцы, а теперь тихонько сели и продолжаем урок.
Этап закрепления новых знаний
-Сегодня к нам в гости пришли трое из Простоквашино. Один из них очень любит домашних животных. Догадались кто это? (Да—это кот Матроскин , пёс Шарик и почтальон Печкин и дядя Фёдор)
-У Почтальона Печкина есть свой музей «Бюро находок» называется.
В нём Игорь Иванович собрал вещи и продукты, которые когда-то принадлежали животным иногда в другом виде, но с помощью человека, они приобрели такой вид. Вы посоветуйтесь и назовите нам животное.
Яйцо ( курица)
Сметана (корова)
Шерстяная пряжа (коза,овца)
Валенок (овца)
Икра (рыба)
Шёлковая косынка (шелкопряд)
Подушка (гусь)
Работа в тетради стр. 29 задание 31.узнай домашних животных по хвостику.
-Молодцы!
-Матроскин предлагает вам отгадать, каких животных он мечтает развести дома в Простоквашино.
По лужку он важно бродит.
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Не царь. А в короне.
Не всадник, а со шпорами . (Петух)
Бежит толстушка,
Хвостик завитушка.
Ушки пирожком, рыльце пятачком,
На ногах копытца
к корытцу торопится. ( Свинья)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком—
Он поделится медком. (Пчела)
- Матроскин доволен вами.
А Шарик любит слушать истории и просит вас прочитать рассказ К. Ушинского «Спор животных». (стр. 63 )
Чтение рассказа цепочкой.
-Дети, чем закончился спор? Что выяснили для себя животные?
(Хозяин сказал, чтобы перестали спорить по-пустому. Все они ему нужны, и каждый из них хорош на своём месте.)
Пёс Шарик, кот Матроскин и почтальон Печкин благодарят вас и вручают вам символы благополучия и богатства --- свинку–копилку.
Результативность достижения целей урока.
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
. ( Какие именно животные считаются домашними)
(Больше узнать о значении домашних животных в жизни человека)
(Таракана, муху и мышь можно ли считать домашними животными?)
-Что нового и интересного узнали на уроке?
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке.
-Если вам на уроке было интересно, разобрались в теме и понравилось, как вы работали, раскрасьте свинку-копилку - - розовым.
Если вы не разобрались в теме и не очень довольны собой, то желтым.