kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира на тему: «Наши подземные богатства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира

на тему: «Наши подземные богатства»

 

Задачи:

  • сформировать представления учащихся о подземных богатствах России и Брянской области;
  • познакомить детей с полезными ископаемыми Брянской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам;
  • воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину;
  • развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

 

Оборудование: физическая карта России, карта полезных ископаемых Брянской области, коллекции полезных ископаемых, карточки «Помогай-ки»

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы хорошо потрудились. Сейчас мы проверим, как Вы усвоили этот материал, а поможет мне тест.

Тест «Поверхность и водоемы нашего края»

 

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпаю щиеся склоны, называется...

а) балка;          б) холм;               в) овраг.

 

2.   Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...

а)  холм;

б)  гора;

в)  плоскогорье.

 

3.   Горы, созданные людьми, называют...

а)  холмы;

б)  плоскогорья;

в)  терриконы.

 

4.   Хранилища воды называют...

а)  низменности;

б)  водоемы;

в)  плато.

 

5.   К естественным водоемам относятся...

а)   пруд, озеро, канал;

б)  ручей, море, река;

в)  водохранилище, океан, пруд.

 

6.   Какие океаны омывают Россию?

а)  Индийский, Тихий, Атлантический;

б)  Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в)  Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

 

7.   Водоемы-это...

а)  хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б)  место обитания животных и растений;

в)  украшение Земли.

 

8.   С водоемами связана жизнь следующих животных:

а)  утки, лебеди, цапли;

б)  трясогузки, совы, кукушки;

в)  орлы, аисты, кедровки.

 

- Сдаём листочки.

 

3. Изучение новой темы

- Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи.

В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна.

Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова.

Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.

 

4. Работа в группе

- Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помогай-ки”, учебника и карты, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему: «Наши подземные богатства» »

Конспект урока окружающего мира

на тему: «Наши подземные богатства»


Задачи:

  • сформировать представления учащихся о подземных богатствах России и Брянской области;

  • познакомить детей с полезными ископаемыми Брянской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств;

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам;

  • воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину;

  • развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом;

  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.


Оборудование: физическая карта России, карта полезных ископаемых Брянской области, коллекции полезных ископаемых, карточки «Помогай-ки»


Ход урока


1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке вы хорошо потрудились. Сейчас мы проверим, как Вы усвоили этот материал, а поможет мне тест.

Тест «Поверхность и водоемы нашего края»


1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпаю щиеся склоны, называется...

а) балка; б) холм; в) овраг.


2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...

а) холм;

б) гора;

в) плоскогорье.


3. Горы, созданные людьми, называют...

а) холмы;

б) плоскогорья;

в) терриконы.


4. Хранилища воды называют...

а) низменности;

б) водоемы;

в) плато.


5. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.


6. Какие океаны омывают Россию?

а) Индийский, Тихий, Атлантический;

б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;

в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.


7. Водоемы-это...

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б) место обитания животных и растений;

в) украшение Земли.


8. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки.


- Сдаём листочки.


3. Изучение новой темы

- Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи.

В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна.

Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова.

Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.


4. Работа в группе

- Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помогай-ки”, учебника и карты, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:


1 группа – знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника).


2 группа – изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника).


3 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164-165 учебника).

Карточка - «Помогай-ка».

  1. Название.

  2. Условное обозначение.

  3. Свойства.

  4. Способы добычи.

  5. Значение и применение.

Работа в группах

Выступления учеников


5. Изучение новой темы.

- Поверхность нашей области сложена горизонтально залегающими пластами осадочных горных пород. Они были оставлены древними морями, которые миллионы лет назад не раз затопляли Русскую равнину. С отложениями древних морей связано происхождение фосфоритов, мергелей, мела, трепела разных глин, кварцевых песков. Образование других ископаемых связано с деятельностью древнего ледника.

Большинство полезных ископаемых залегает непосредственно на поверхности земли или на незначительной глубине, что облегчает их разработку.

Послушайте своих товарищей, которые подготовили рассказ о полезных ископаемых Брянской области.


Доклады учащихся

Торф. Это колоссальное богатство, настоящий клад брянской земли. Торфяные запасы Брянщины в 1,4 раза больше запасов таких областей, как Орловская, Калужская, Тульская и Курская, вместе взятых.

Торфяники раскинулись на 82 тысячах гектаров. А вместе с лесными торфяными залежами площадь их достигает 125 тысяч гектаров.

Первый в истории нашей страны торфяной завод был построен на Брянщине. Он возведен в 1875 году на торфяном месторождении «Пальцо» Брянского района.

Наиболее крупные месторождения торфа в области— «Кожановское», «Ректа» в Клинцовском районе, «Чистое», «Теплое» — в Брянском, «Вязовское» — в Жуковском.

Долгое время торф шел главным образом на топливо. Он использовался на крупнейших электростанциях области: Брянской районной (БРЭС), Клинцовской, Суражской ТЭЦ, на ряде предприятий Клинцов, Суража, Трубчевска.

Торф используется у нас и как долгодействующее удобрение. Торфяное удобрение не только обогащает почву органическими веществами, но делает ее более влажной, улучшает структуру, создает благоприятные условия для жизнедеятельности полезных микроорганизмов.

Благодаря значительному содержанию кальция, торф применяется как известковое удобрение для нейтрализации вредной кислотности почв.

Кислый торф используется на подстилку скоту. Подстилка из него имеет высокие зоогигиенические свойства, мешает развитию болезнетворных бактерий.


Фосфориты. После торфа это одно из наиболее изученных полезных ископаемых области. Удобрения, полученные из брянских фосфоритов, хорошо усваиваются растениями и способствуют повышению урожайности колхозных полей. Тонна фосфоритной муки на различных почвах дает прибавку урожая от четырех до семи центнеров зерна с гектара пашни.

Фосфоритная мука — самое дешевое фосфорное удобрение. На территории области известно 44 месторождения фосфоритов. Они находятся в основном на левобережье Десны. Запасы их составляют свыше 150 млн. тонн. Образовались они в результате накопления органического вещества и принесенных с суши фосфорных соединений в прибрежной полосе древнего мелового моря.

Брянщина является родиной промышленной добычи и переработки фосфоритов. В 1883 году недалеко от Сещи, что в Дубровском районе, возникло первое фосфоритомольное производство России.

Брянские фосфориты имеют вид кусков неправильной формы величиной от бобового зерна до куска в 2—3 килограмма весом. Цвет их темно-серый, а иногда почти черный или бурый. При растворении в кислотах, при раскалывании или трении кусков друг о друга почти всегда чувствуется запах чеснока или сероводорода. Запах этот — от органических соединений, свойственных фосфоритам.

Наиболее крупными месторождениями фосфоритов являются Полпинское, Батаговское, Стеклянно - Радицкое, Сельцовское, Белобережское в Брянском районе, Сещенское и Хотмировское в Дубровском, Синезерокое, Ревнинское, Кокуринское, Рябчевское—в Навлинском, Зуевcкое, Усожское — в Брасовском.

Для народного хозяйства области значительный интерес представляют кварцево-глауконитовые пески и минерал глауконит. Они могут быть использованы в качестве зеленого пигмента (краски), формовочных песков в литейном производстве и как сырье для получения калийных удобрений.

Ценным местным органическим удобрением является сапропель. Это гниющий ил, отлагающийся на дне озер, прудов и других водоемов с непроточной или слабопроточной водой.

Сапропель — ценное химическое вещество. При химической переработке его получают смолы, из которых вырабатывают типографскую краску, парафин, вар для обработки электрических кабелей и проводов. Его можно использовать также в качестве связующего материала в производстве древесностружечных плит в мебельной промышленности, взамен дорогостоящих смол и клеев.

Самое крупное месторождение сапропеля — «Кожановское», расположенное в Клинцовском районе. Сапропель здесь залегает как под толщей торфа, так и на дне озер — Кожаны, Драготимель. Мощность его достигает 9 метров.

Залежи сапропеля имеются также в Новозыбковоком районе, в Почепском, в Стародубскюм и Трубчевском.


Мел — белая, почти однородная горная порода, состоящая из остатков микроскопических животных, живших в глубинах мелового моря.

Мел широко используется во многих отраслях промышленности, служит сырьем для изготовления цемента, оконного стекла, стекловолокна, силикатного кирпича, извести, оконной замазки. Используется он и в сельском хозяйстве в качестве известкового удобрения для нейтрализации кислотности почв. Уменьшение кислотности почв усиливает жизнедеятельность полезных почвенных микроорганизмов, повышает эффективность органических и минеральных удобрений, а следовательно, и урожайность полей.

В Брянской области мела много. Наиболее крупными являются месторождения: Фокинское, Орловские дворики, Бежицкое, Брянское, Сельцовское, Журиничокое в Брянском районе, Марковоко - Лукинское, Ваблинское, Левенское — в Стародубском, Смолевичское, Лопатинское—в Клинцовском, Княжское, Старокисловокое — в Унечском, Внуковичское — в Новозыбковском, Новоямокое в Севском, Игрицкое, Синезерское — в Навлинском.

Самое крупное — Фокинское. Оно эксплуатируется Брянским цементным заводом. Мел используется здесь для производства цемента. Сельцовское месторождение используется Бытошским и Ивотским стекольными заводами в производстве оконного стекла и стекловолокна.

На базе Гостиловского месторождения действует Жуковский мелоизвестковый завод, выпускающий известь, используемую в строительстве.

Бежицкое месторождение является сырьевой базой Брянского завода силикатного кирпича. На Княжском и Внуковичском месторождениях мела работают заводы известковых удобрений.


Мергель представляет собой природную смесь мела с глиной и песком, причем пропорция того и другого может быть разной. При содержании 75% мела и 25% глины мергель принято называть натуральным. При расколе он разбивается на куски с острыми краями.

В отличие от мела мергели образовались в прибрежной части мелового моря. Натуральный мергель без всяких добавок используется в качестве сырья для производства цемента.

К югу от Погара, в окрестностях деревень Марковок и Лукино, расположено крупное месторождение натуральных мергелей области—Марковско-Лукинское. Ценность его заключается в том, что оно является комплексным. Мергели здесь покрыты лёссовидными суглинками, песком и мелом. Поэтому оно может служить сырьевой базой не только для производства цемента, но также извести и силикатных строительных блоков.

По своему качеству натуральные мергели Марковско - Лукинского месторождения очень сходны с амвросиевскими и новороссийскими, которые пользуются широкой известностью и являются сырьевой базой крупнейших цементных заводов страны.

Важное значение имеет Выгоничcкое месторождение мергеля. Оно послужит сырьевой базой для строительства завода минеральной ваты — ценнейшего теплоизоляционного материала для строек.

Мергели так же, как и мел, можно применять для известкования кислых почв и лугов.


Трепел. Он представляет собой желтовато - серую, легкую, пористую кремнистую породу, легко растираемую пальцами. Вместе с известью является хорошим вяжущим веществом. Трепельный порошок идет для производства ценных термозвукоизоляционных материалов. В последнее время трепел используется в качестве поглотителя - фильтра в сахарной, жировой, лакокрасочной, резиновой и нефтяной промышленности. Кроме того, он применяется в химической промышленности для изготовления жидкого стекла, ультрамарина, огнеупорных красок, бельевой и технической синьки. Высокий процент окиси кремния (до 85%), пористость трепела и в общем небольшой процент глинозема и окиси железа делают его ценным сырьем для изготовления кирпича, отличающегося легкостью, слабой теплопроводностью и большой механической устойчивостью.

Большое значение трепел имеет в металлургии, где он используется для обсыпки литейных форм и поглощения вредных выделений при литье. Употребляется трепел как добавка в производстве цемента и как мягкий полировочный и шлифовальный материал.

В Брянской области трепел местами выходит на поверхность, местами залегает на глубине метр - полтора под глинистыми песками. В ледниковую эпоху он подвергался сильному разрушению, поэтому не имеет сплошного распространения, а встречается в виде разной величины островов - останцов). Самые крупные из них—Дятьковский и Навлинский. Мощность пласта трепела здесь колеблется от 2 до 30 метров.

Крупные месторождения трепела также находятся в Брянском районе — с. Нетвинка, Толмачево, д. Городец, в Жуковском — ст. Жуковка, д. Трубачи, Касилово, в Брасовском — Чаянка и в других районах. Общие геологические запасы его достигают многих сотен миллионов кубометров.


- Спасибо, ребятам. Хочу ещё добавить, что на территории области широко распространены различные виды глин и суглинков. Они используются для изготовления кирпича, черепицы, дренажных труб.

- Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

– Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).


6. Закрепление

- Ну, а сейчас разгадайте мои загадки

1. Он очень нужен детворе

Он на дорожке во дворе

Он и на стройке и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)


2. Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)


3. Белый камушек растаял

На доске он след оставил. (Мел)


4. Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)


5. Без нее не побежит

Не автобус, не такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)


6. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Черный, блестящий –

Труженик настоящий. (Уголь)


7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)


8. По трубе течет –

Пироги печет. (Газ)


9. Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением. (Торф)


10. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение. (Известняк)


7. Итог урока.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового Вы узнали?

- Что Вам понравилось?


8. Домашнее задание.

- Стр.159-170, вопросы “Проверь себя”.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока окружающего мира на тему: «Наши подземные богатства»

Автор: Гусакова Надежда Петровна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока окружающего мира, презентация для урока по теме "Водоёмы" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-vodoiomy"
    ["file_id"] => string(6) "166039"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895799"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока на тему "Богатства природы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-boghatstva-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "180038"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425116017"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "131940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416248494"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" (урок-проект) "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie-urok-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "149928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420371756"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План -конспект урока по познанию мира на тему "Природа земли.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-priroda-ziemli-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417196605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства