Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "Лес и Человек"»
Преподаватель- Шишлова Мария Васильевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
Предмет – окружающий мир
Класс- четвёртый
Тема –Лес и человек
Продолжительность занятия- 45 минут
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;
развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека;
помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу;
развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков ; мультимедийное сопровождение; аудиозаписи песен, картинки растений и животных
Ход урока
1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока
Звучит песня «Лесной марш» (сл.Синявского, муз.Ю. Чичкова)
-Почему мы начали наш урок этой песней? (в этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о берёзках, которые надо беречь)
-А кто должен оберегать лес?
-Кто из вас сможет назвать тему нашего урока? (Лес и человек)
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальная работа
-Перед тем, как перейти к изучению новой темы, выясним, что вы знаете о лесной зоне. Покажите на карте её местоположение и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
-О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?
(заслушивание сообщений, подготовленных дома)
-Чьё сообщение вам понравилось больше и почему?
Блиц-турнир «Я знаю лес»
- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
- Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)
- Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)
- У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)
- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)
- Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)
Индивидуальная работа по карточкам (4-5 учеников) :
1 задание: определить каким деревьям принадлежат эти семена и шишки? (на карточках даны изображения семян и шишек деревьев лесной зоны) ;
2 задание: напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;
3 задание: зрительный диктант: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта
тайга
Береза
Кедровая сосна
Липа
смешанный лес
Ольха
Сосна
Лиственница
широколиственный лес
Дуб
Клен
3. Изучение нового материала
Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес.
А будет жажда мучить - То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться - И видно все до дна. Течет вода- водица, Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых.
Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану - Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя.
(Самостоятельное чтение стихотворения)
- Так чем же является для человека лес?
- Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий. (дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)
Работа в группах.
Дети доказывают отношения человека и леса. Одновременно идет показ слайдов.
Медики.
- Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)
- Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)
Биологи.
- А что ждет человека в лесу?
- Что делают в лесу рябина, орехи, цветы?
- Чем является для них лес?
- Для кого лес еще является домом?
- Значит, лес- это еще и дом для растений, животных, грибов.
Экологи.
- Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)
- Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)
Проблемная ситуация.
На слайде запись:
Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
Н. Некрасов.
Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели. Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились. Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал.
- Итак, о какой же экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)
- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)
- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
- Какие чувства у вас вызывает эта фотография?
- Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.
Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.
Читает ученик:
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
- Какие проблемы леса вы еще знаете?
(Загазованность воздуха и пожары)
- Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. (показ слайда с фотографиями несанкционированных свалок за нашим селом и т.д. )
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (показ слайда)
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.
Работа в группах.
Одновременно идет показ слайда.
- Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.
Медики.
- При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше. Станет больше болеющих людей.
Биологи.
- Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.
Экологи.
- Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник Читой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!
Правила поведения в лесу
Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”.
- Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
- А какие правила вы знаете?
(Ответы детей)
Показ слайда, чтение правил.
Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.
4.Итог урока.
- Наши специалисты помогли нам на уроке определить взаимодействие человека и леса.
- Что нового вы узнали для себя?
- На доске изображена наша планета (белого цвета) . Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: животных, растения) .
- А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека) . И конечно же от нас с вами.
Последний слайд.
Чтение стихотворения.
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
5.Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с.106-113)