Тема урока: Леса России
Форма урока: урок – экспедиция
Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
Формируемые УУД:
познавательные – осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты, строить сообщение в устной форме;
коммуникативные – сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные – положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, ориентировать на самоанализ и самоконтроль.
Оборудование: электронная презентация, атлас, учебник, гербарий, энциклопедии.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
Снова пришел долгожданный миг,
И нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Cегодня урок окружающего мира мы начнем с минуты поэзии. Вы послушаете стихи и попробуете определить, о чем пойдет речь на уроке. (Дети читают стихи С.Дрожжина, Ф.И.Бунина. На экране лесные пейзажи и картины русских художников)
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, что будем изучать? (О лесе)
Вы правы. А что такое лес? Я заранее попросила ребят выяснить значение этого слова. (Филатова В.)
- Для поэтов и художников лес – источник вдохновения. Для ученых это объект исследования, а что значит лес для вас? (место отдыха, часть дикой природы, легкие планеты,.) ( На слайде тема урока)
А еще лес – это природная зона, изучать которую мы будем на уроке.
Лес имеет значение не только для каждого человека в отдельности, но и для всей страны.
Россию часто называют великой лесной державой.
Я предлагаю сегодня на уроке провести исследование для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это высказывание.
Как вы думаете, что нам нужно исследовать, чтобы получить полное представление о лесной зоне?
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
- Географическое положение зоны лесов, климат.
- Растительный мир лесной зоны.
- Животный мир лесов.
2. Открытие нового знания
Для исследования природной зоны лесов мы организуем научную экспедицию. В нашей экспедиции будут работать три группы ученых: географы, ботаники и зоологи.
Я попрошу Арсения пояснить нам, кто это такие.
Теперь вы знаете, чем предстоит заниматься каждой группе. Кто хотел бы исследовать природную зону лесов с точки зрения географа? (ботаника?, зоолога?). (Дети пересаживаются)
Посоветуйтесь и выберите руководителя научной группы. (пристегивает бедж)
Перед вами разные источники информации, назовите их (атлас природоведения, атлас-определитель, учебник), используйте их для подготовки научного отчета.
Группы готовят сообщение на заданную тему.
( Карточки – «помогайки»)
3.Физминутка
Под звуки леса минута релаксации «Семечко»
-Закройте глаза и представьте, что вы семечко…
4. Закрепление изученного.
Итак, мы много узнали о зоне лесов. Что вы можете сказать: действительно ли Россия – великая лесная держава? Почему?
Давайте подтвердим наше утверждение о богатстве растительного и животного мира лесов с помощью примеров и выполним проект.
Для начала разделимся по группам. Для этого из конвертов вытащите квадратик и займите места в соответствии с выбранным цветом. Что могут означать эти цвета в контексте урока? (Разные виды лесов)
Для выполнения проекта воспользуйтесь предложенными материалами: фотографиями и незаконченными текстами. Помните, чтобы не допускать ошибок, материал необходимо анализировать. Для тех, кто будет испытывать затруднения, есть инструкция.
- Представление проектов.
- Какой вывод мы можем сделать, прослушав ваши выступления? (зона лесов самая большая на территории России и очень разнообразная. Здесь богатый растительный и животный мир…)
6.Подведение итогов урока
- Молодцы, ребята, все вы хорошо потрудились.
А сейчас дополните предложение:
«Теперь я знаю, что…»
- Где вам могут пригодиться полученные знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось, а над чем предстоит еще поработать?
- Выразите свое настроение на уроке с помощью лучиков и смайликов.