Конспект урока по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?"
Конспект урока по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?"
На уроке окружающего мира по теме "Как зимой помочь птицам?" используются различные средства ИКТ. Выступают дети и демонстрируют кормушки, которые выполнили заранее дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?"»
Тема. «Как зимой помочь птицам?»
Цель урока: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
формировать интерес к изучению родной природы;
понимать важность заботы о зимующих птицах;
повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
Правильно подбирать корм для птиц.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
наблюдать и делать выводы;
знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
проговаривать в логической последовательности свои действия;
учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование:
ПК, интерактивная доска, презентации (электронный ресурс) “Покормите птиц зимой” презентация “Как зимой помочь птицам?”.
Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Напечатанные крупным шрифтом слова – названия птиц.
Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Дополнительная литература:
1. Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).
2. “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).
Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
II. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина:
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. (Слайд 2)
- О каком времени года это стихотворение? (зима)
- Назовите приметы зимы.
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Какой идет сейчас? (декабрь)
Наступили холода, вьюги и метели
В сёла, парки, города гости прилетели.
-Кто это? (птицы)
-А что им нужно для жизни? (Свет, тепло, вода, воздух, пища.)
- Сегодня на уроке мы должны ответить на один вопрос. Откройте учебник на стр. 74. Давайте прочтем его. (Открывается запись “Где зимуют птицы?”)
III. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске изображены птицы.
- Может, вы мне сразу на него ответите?
- Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края.
– Как называются птицы, которые улетают в теплые края? Остаются зимовать?
- Давайте вначале поговорим о тех, кто улетает от нас в дальние края. (Слайд 3)
IV. Выявления места и причины затруднения.
- Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.
- А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
- Как же это удалось сделать ученым?
- Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
- Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 4)
Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Показ по карте миграцию птиц). (Слайд 5)
Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.
V. Реализация построенного проекта.
– Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.
– Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по загадкам:
Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает. По полям кочует, Зёрнышки ворует. (Воробей) (Слайд 6)
– А вы знаете, почему его так назвали?
Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: “Вора бей!” – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы.
Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук! Тук-тук, тук-тук. В лесу он лучший друг. (Дятел) (Слайд 9)
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его “лесным доктором”.
Глаза, как плошки, А не видит днем ни крошки, Зато ночью эти плошки Видят все в лесу густом. (Сова) (Слайд 10)
Крупная птица, с большими глазами, серым оперением, клюв крючком. Бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – качества, за которые в народе сов прозвали пернатыми кошками.
Выгоняют холода Птиц из леса в города. На рябину налетели Дружной стаей … ( Свиристели.) ( Слайд 11)
Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.
Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) (Слайд 12)
Снегири. Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает птицы улетают.
- А сейчас познакомимся ещё с одной птицей… Дрозд-рябинник. (Слайд 13)
Своё имя эта птица - дрозд-рябинник получил за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.
- И всё-таки тяжело им зимой.
VI. Физминутка.
Гуси серые летели На полянку тихо сели, Походили, поклевали, Потом быстро побежали.
VII. Первичное закрепление. Работа с учебником. Стр. 74.
- Ответьте на вопросы:
- Каких зимующих птиц мы не назвали?
- Каких птиц вы наблюдали в зимнее время года в нашем крае?
Работа у доски. Дети распределяют птиц на группы: перелётные и зимующие.
Перелётные Зимующие
Ласточка Воробей
Грач Ворона
Скворец Голубь
Снегирь
- Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут. (Слайд 14-15 и 16)
- Раздавленные семена подсолнечника, арбуза, тыквы и дыни. Хороши крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц очень хороши кусочки несоленого сала, а солёное сало давать нельзя.
- Если птица не ест 6 часов, она погибает. Из 10 мелких птиц, в суровые зимы остается только 2.
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки) (Слайд 17)
- Какое угощение можно положить в кормушки? (Семечки, сало, крошки белого хлеба, рябину, калину.)
- Но, не всегда птички довольны нашим угощением.
Воробей. – Безобразие, прилетели перекусить, а корм снегом замело. Навес могли бы сделать.
Синица. – Могли бы и сала солёного вывесить, а то от солёного у нас животы болят.
Снегирь. – Где рябина? Где калина?
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Дети выполняют задание №1 в рабочей тетради с.52.
(соединить линиями рисунки птиц с их названиями)
Дети выполняют задание №3 вторая часть задания в рабочей тетради с.53. (Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц и обведите зеленым карандашом. А чем нельзя – красным карандашом).
IX. Включение в систему знаний и повторения.
Игра «Да – нет». Отвечайте хором дружно.
Зимой птицам страшен голод? (да)
Мы будем подкармливать птиц зимой? (да)
Снегири прилетают летом? (нет)
Дрозды любят рябину? (да)
Соловьи – это зимующие птицы? (нет)
Стихотворение “Покормите птиц зимой”. (Слайд 18)
Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
- Какие кормушки вы видели? Какие птицы туда прилетали? Из чего можно сделать кормушку? Рассмотрите кормушки на слайдах презентации. Объясните, какие из них самые удобные для птиц? (Слайд 19)
X. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- На вопрос, который был перед нами поставлен в начале урока, мы узнали ответ?