Методическая разработка урока окружающий мир
УМК «Школа России» 1 класс
Тема: «Как зимой помочь птицам?»
Выполнил: учитель начальных классов
Резникова Наталья Сергеевна
2015 уч.год.
Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинке и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; наблюдать и делать выводы; знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные: участвовать в диалоге по теме (учитель-ученик, ученик-ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций; составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Личностные: формировать интерес к изучению родной природы; понимать важность заботы о зимующих птицах; повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Оборудование: учебник окружающий мир 1 класс; тесты по окружающему миру 1 класс; тетрадь для проверочных работ; карточки с изображением продуктов для работы у доски; смайлики для оценивания.
Ход урока
Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
-Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и все замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
-Не допускайте чтобы языки забегали вперед ума.
-Как вы это понимаете? (Ответы детей).
Актуализация знаний и постановка проблемы
- На прошлом занятии мы узнали как живут животные.
-Перед вами тесты. Сейчас вы будете работать на с.28.
-Вам нужно ответить на вопросы.
-Затем в проверочной тетради на стр. 42 есть задания, их вы тоже выполните.
- Докажите, что животные – живые существа. (Они рождаются, растут, приносят потомство, умирают.)
- Что необходимо животным для жизни? (солнце, воздух, вода, пища.)
-Молодцы!
-Ребята, послушайте стихотворение:
Слайд 2
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку – в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
-О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)
-За кого нам тревожно? Почему?
-А кому больше всего приходится трудно? Почему?
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)
-А можем ли мы им помочь?
-Кто мне сможет назвать тему сегодняшнего урока?
-Давайте откроем учебник на с.74 и прочитаем тему урока.
-Прочитайте какие учебные задачи мы поставим перед собой.
4.Изучение нового материала.
Беседа, работа по учебнику с.74
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях? (Ответы детей)
- Рассмотрите птиц на рисунке на стр.74. Прочитайте их названия.
-Найдите отличительные признаки каждой птицы.
Свиристель – птица с хохолком на голове .
Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица имеет желтую грудку.
Поползень – птица-акробат , лазает по деревьям.
-Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегом и морозами и остаются зимовать здесь.
-Как вы думаете, как называют таких птиц? (Ответы детей)
Слайды 3,4
-Правильно, молодцы! (Учитель прикрепляет на доске карточку: зимующие)
-Это в основном те птицы, которые питаются плодами и семенами.
-Дома вы попробовали быть маленькими исследователями: из дополнительной литературы подготовили мини – сообщения о зимующих птицах.
-О каких птицах нам расскажут юные исследователи мы узнаем поиграв в игру: «Отгадай птицу».
Серый маленький комочек:
Чик –чирик -замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку? (синица)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка- красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
А зовут ее? (снегирь)
-Давайте послушаем ребят и оценим их работу (выступление детей с докладами). Оценивание смайликами.
-Ребята, посмотрите в учебник и скажите о каких птицах мы не рассказали?
Где можно об них узнать?
-К следующему уроку желающие могут приготовить небольшие сообщения.
5. Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
6. Продолжение работы по теме урока.
-Итак, прослушав сообщения, вы можете сказать, чем питаются птицы?
-Как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?
- Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти птиц выживают две.
- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц).
Слайд 5
-Ребята, есть такое понятие природные столовые. Хороши они осенью.
-Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)
-С приходом зимы эти столовые скуднеют, питаться птичкам нечем. Поэтому им необходима наша помощь.
Слайд 6
-Как мы можем им помочь? (сделать кормушки)
- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?
1) Работа по учебнику с.75.
-Давайте прочитаем об этом в учебнике.
-Из каких материалов можно сделать кормушку?
Слайд 7
-Ребята, посмотрите наши птички тоже прилетели на кормушку.
-Чего не хватает в кормушке? (корма)
-А любой ли едой можно кормить птиц?
2) Практическая работа в парах в рабочей тетради на с.53.
-Сейчас вы поработаете в паре и попробуете составить меню для птиц (дети читают задание в тетради и выполняют)
-А теперь давайте сверим с учебником правильно ли вы выполнили задание (дети читают в учебнике на с.75 текст «Запомните!»)
-Кто допустил ошибки при выполнении задания?
Слайды 8,9,10
-Теперь вы знаете, что можно давать птицам, а чего нельзя.
-Давайте покормим наших птичек. Кто мне поможет? (по желанию дети подходят и прикрепляют нужную карточку рядом с кормушкой)
7. Рефлексия
-О чем мы сегодня говорили на уроке?
-Вы узнали для себя что-то новое?
-А теперь, давайте проверим свои знания выполнив тест.
-Я читаю вам вопрос, а вы если согласны напротив ставите +, если нет –.
1) Зимой в наших краях можно встретить воробья, синицу, дятла?(+)
2)Ласточка, соловей и скворец - могут прилететь к нашей кормушке?(-)
3)Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками?(+)
4)Синичка любит несоленое сало?(+)
5)Верно ли, что зимой птицам нужна наша помощь?(+)
-Давайте оценим работу друг друга при помощи смайликов.
-Если у вас (+ ) 5 или 4 –желтый смайлик.
-Если (+) 1,2,3- зеленый смайлик.
8. Итог
-Вернемся к учебной задаче урока.
-Достигли ли мы цели?
-Теперь вы сможете самостоятельно изготовить кормушки для птиц и правильно подобрать корм.
-Так кто же такие птицы ? (выступление учащихся).
Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Слайд 11
-Молодцы!
-Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
Д/з стр. 74-75 учебник, стр. 54 № 4 Рабочая тетрадь.