Методическая разработка урока окружающий мир
  УМК «Школа России» 1 класс
  
 
  
 
  
 
  Тема: «Как зимой помочь птицам?»
  
 
  
 
 
 
  
  Выполнил: учитель начальных классов
  Резникова Наталья Сергеевна
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  2015 уч.год.
 Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.  
 Тип урока: изучение нового материала.
 Планируемые результаты:  
 Предметные: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинке и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
 Метапредметные:
 Познавательные: перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; наблюдать и делать выводы; знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
 Коммуникативные: участвовать в диалоге по теме (учитель-ученик, ученик-ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций; составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
 Регулятивные: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
 Личностные: формировать интерес к изучению родной природы; понимать важность заботы о зимующих птицах; повышать уровень мотивации учебной деятельности.
 Оборудование: учебник окружающий мир 1 класс; тесты по окружающему миру 1 класс; тетрадь для проверочных работ; карточки с изображением продуктов для работы у доски; смайлики для оценивания.
  Ход урока
  - Организационный момент. 
 В мире много интересного,
  Нам порою неизвестного.
  Миру знаний нет предела.
  Так скорей, друзья, за дело!
  -Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
  Глазки ваши не просто смотрят, они видят и все замечают.
  Ушки ваши не просто слушают, они все слышат и улавливают.
  Головка думает, а язычки говорят.
  -Не допускайте чтобы языки забегали вперед ума.
  -Как вы это понимаете? (Ответы детей).
  
 
  - Актуализация знаний и постановка проблемы 
 -  На прошлом занятии мы узнали как живут животные.  
  -Перед вами тесты. Сейчас вы будете работать на с.28.
  -Вам нужно ответить на вопросы.  
  -Затем в проверочной тетради на стр. 42 есть задания, их вы тоже выполните.
  - Докажите, что животные – живые существа. (Они рождаются, растут, приносят потомство, умирают.)
  - Что необходимо животным для жизни? (солнце, воздух, вода, пища.)
  -Молодцы!
  -Ребята, послушайте стихотворение:
  Слайд 2
 Морозы жестокие в этом году…
 Тревожно за яблоньку в нашем саду.
 Тревожно за Жучку – в ее конуре
 Такой же морозище, как на дворе.
 Но больше всего беспокойно за птиц,
 За наших воробышков, галок, синиц:
 Ведь очень уж холодно в воздухе им.
 Поможем ли мы беззащитным таким?
 Поможем! Их надо кормить и тогда
 Им будет легко пережить холода.
 
 
 -О каком времени года идет речь в стихотворении? (О зиме)
 -За кого нам тревожно? Почему?
 -А кому больше всего приходится трудно? Почему?
 - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.)
 -А можем ли мы им помочь?
 -Кто мне сможет назвать тему сегодняшнего урока?
 -Давайте откроем учебник на с.74 и прочитаем тему урока.  
 -Прочитайте какие учебные задачи мы поставим перед собой.
 
 
 
 
 4.Изучение нового материала.
  Беседа, работа по учебнику с.74
 - Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях? (Ответы детей)
 - Рассмотрите птиц на рисунке на стр.74. Прочитайте их названия.
 -Найдите отличительные признаки каждой птицы.
 Свиристель – птица с хохолком на голове .
 Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
 Воробей – маленькая серенькая птичка.
 Синица имеет желтую грудку.
 Поползень – птица-акробат , лазает по деревьям.
 -Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегом и морозами и остаются зимовать здесь.  
 -Как вы думаете, как называют таких птиц? (Ответы детей)
 Слайды 3,4
 -Правильно, молодцы! (Учитель прикрепляет на доске карточку: зимующие)
 -Это в основном те птицы, которые питаются плодами и семенами.
 -Дома вы попробовали быть маленькими исследователями: из дополнительной литературы подготовили мини – сообщения о зимующих птицах.
 -О каких птицах нам расскажут юные исследователи мы узнаем поиграв в игру: «Отгадай птицу».
  Серый маленький комочек:
  Чик –чирик -замерз он очень!
  Солнце, выгляни скорей!
  Кто тепла ждет? (воробей)
 
 
 И зимой ей не сидится:
 Над моим окном кружится
 Хлебных крошек и пшеницы
 Просит к завтраку? (синица)
  Любо-дорого взглянуть,
  Птичка- красненькая грудь!
  Дом родной ее Сибирь,
  А зовут ее? (снегирь)
 -Давайте послушаем ребят и оценим их работу (выступление детей с докладами). Оценивание смайликами.
 -Ребята, посмотрите в учебник и скажите о каких птицах мы не рассказали?  
 Где можно об них узнать?  
 -К следующему уроку желающие могут приготовить небольшие сообщения.
 5. Физкультминутка
 Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
 Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
 В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
 Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
 
 
 6. Продолжение работы по теме урока.
 -Итак, прослушав сообщения, вы можете сказать, чем питаются птицы?
 -Как вы считаете, тяжело птицам зимой? Почему?
 - Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти птиц выживают две.
 - Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Подкармливать птиц).
 Слайд 5
 -Ребята, есть такое понятие природные столовые. Хороши они осенью.
 -Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)
 -С приходом зимы эти столовые скуднеют, питаться птичкам нечем. Поэтому им необходима наша помощь.
 Слайд 6
 -Как мы можем им помочь? (сделать кормушки)
 - У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?
 1) Работа по учебнику с.75.
 -Давайте прочитаем об этом в учебнике.
 -Из каких материалов можно сделать кормушку?
 Слайд 7
 -Ребята, посмотрите наши птички тоже прилетели на кормушку.
 -Чего не хватает в кормушке? (корма)
 -А любой ли едой можно кормить птиц?
 2) Практическая работа в парах в рабочей тетради на с.53.
 -Сейчас вы поработаете в паре и попробуете составить меню для птиц (дети читают задание в тетради и выполняют)
 -А теперь давайте сверим с учебником правильно ли вы выполнили задание (дети читают в учебнике на с.75 текст «Запомните!»)
 -Кто допустил ошибки при выполнении задания?
 Слайды 8,9,10
 -Теперь вы знаете, что можно давать птицам, а чего нельзя.
 -Давайте покормим наших птичек. Кто мне поможет? (по желанию дети подходят и прикрепляют нужную карточку рядом с кормушкой)
 7. Рефлексия
 -О чем мы сегодня говорили на уроке?
 -Вы узнали для себя что-то новое?
 -А теперь, давайте проверим свои знания выполнив тест.
 -Я читаю вам вопрос, а вы если согласны напротив ставите +, если нет –.
 1) Зимой в наших краях можно встретить воробья, синицу, дятла?(+)
 2)Ласточка, соловей и скворец - могут прилететь к нашей кормушке?(-)
 3)Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками?(+)
 4)Синичка любит несоленое сало?(+)
 5)Верно ли, что зимой птицам нужна наша помощь?(+)
 -Давайте оценим работу друг друга при помощи смайликов.
 -Если у вас (+ ) 5 или 4 –желтый смайлик.
 -Если (+) 1,2,3- зеленый смайлик.
 8. Итог
 -Вернемся к учебной задаче урока.
 -Достигли ли мы цели?
 -Теперь вы сможете самостоятельно изготовить кормушки для птиц и правильно подобрать корм.
 -Так кто же такие птицы ? (выступление учащихся).
 Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
 Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
 Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
 Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
 Птицы – это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
 Слайд 11
 -Молодцы!
 -Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.  
 Д/з стр. 74-75 учебник, стр. 54 № 4 Рабочая тетрадь.