- способствовать приобретению знаний об оформлении решения задачи в тетради; составлении равенства, используя связь целого и частей; что текст задачи можно моделировать в виде схем-отрезков;
- способствовать формированию умения переносить условие и вопрос задачи из текста на схему.
- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД)
- создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)
- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)
Ход урока | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Давайте вместе прочитаем стихотворение – правила поведения на уроке: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Объясните, для чего нужно выполнять эти правила. (Чтобы хорошо учиться) - Разгадайте ребус: ЗА | ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ | (Ответ - Задача) - Хотите узнать? (Да) - Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания о задаче) - Сейчас мы были на первом этапе. Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке) | | Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД) Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин) |
- Переходим к следующему этапу (2). - Что мы будем делать? (Повторять) Фронтальная работа: - Составьте рассказ по рисунку. - Выберите схему к рисунку. В ходе работы осуществляется коррекция ответов учащихся. На доске два текста: - Прочитайте тексты. Какой текст является задачей, а какой - нет? Вопрос вызывает у учащихся затруднение. - Почему вы не можете дать точный ответ? (Мы не знаем, что такое задача) | Умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД) Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД) |
III. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) |
- Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача. 2. Сопоставим свои предположения с правилом в учебнике, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. | | Умение проговаривать последовательность действий на уроке; определять и формулировать цель с помощью учителя (регулятивные УУД) |
IV. Физкультминутка (2 мин) |
Звучит «Песенка об улыбке». Учащиеся выполняют движения под руководством учителя. | | |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) |
- Какой наш следующий этап? (Выполняем по плану действия) Подводящий диалог: - Чем отличается второй текст от первого? (Во 2 тексте есть вопрос) - Вы можете на него ответить? (Да) - Прочитайте текст. Это задача? (Нет) - Почему, ведь вопрос есть (Нет данных) - Значит в задаче, кроме вопроса должно быть… (Условие) берёз растёт у реки? - Прочитайте текст. Это задача? (Нет) - Почему, ведь здесь есть условие и вопрос? (Вопрос не подходит к условию) - Значит в задаче вопрос связан с условием. Изобразим это положение схемой: Задача Условие ↑ Вопрос - Попробуйте изменить вопрос. Сколько вариантов получилось? (Один. Сколько деревьев (осин и лип) росло у реки?) Учащиеся оформляют решение задачи под руководством учителя. | Иметь представление о структуре задачи. | Умение работать по коллективно составленному плану (регулятивные УУД) Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин) |
- Переходим к этапу «Закрепление». - Работаем с учебником на странице 37 задание № 3: У Кати было 3 груши. Она съела 1 грушу. Сколько груш у нее осталось? - Прочитайте задачу. - Сколько груш было у Кати? (3 груши). - Сколько груш она съела? (1 грушу). - Что нужно узнать? (Сколько груш у нее осталось). - Перенесите условие и вопрос задачи из текста на схему: - Решите задачу с комментированием. | Умение различать условие и вопрос задачи. Представление о том, что текст задачи можно моделировать в виде схем-отрезков, уметь переносить условие и вопрос задачи из текста на схему. Умение оформлять решение задачи. | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) |
- Наш следующий этап самостоятельная работа с проверкой по эталону. - Работаем с учебником на странице 37 задание № 4. - Составьте задачу по схеме. Какое у нее условие? Какой вопрос? Решите задачу: Эталон для самопроверки на доске: - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком слове ошибки? - В чём причина? - Выполните самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки Г. А. Цукерман. | Умение оформлять решение задачи | Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД) Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) |
- Мы переходим к последнему этапу... (Подводим итог работы на уроке) - Какая тема сегодняшнего урока? (Задача) - Какую цель мы ставили? (Узнать, что такое задача) - Достигли мы цели? (Да) - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Учащиеся рассказывают о своих достижениях и отмечают трудности, возникавшие в ходе работы на уроке. | | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД) |