Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Путешествие в космос"»
Конспект урока по математике
Тема: « Путешествие в космос»
Цели и задачи урока:
Закрепление изученного материала: решение задач на движение, письменные приемы деления, и т. д.
Развитие познавательной активности учащихся.
Воспитание активности, любознательности, умения работать сообща.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация «Путешествие в космос», плакат « Планеты Солнечной системы». солнышки- смайлики, карточки- задания .
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица , ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
II. Подготовка к новому этапу урока
- Ребята, какое сегодня число? А какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
+День Космонавтики.
- В нашей стране каждый год принято посвящать какому- то событию. И вот 2011 год был годом российской Космонавтики.
- а кто был первым космонавтом ?
+ Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд1)
- А в каком году он проложил дорогу в космос?
- 1961 году
- Сегодня у нас необычный урок и называется необычно «Путешествие в космос»(Слайд 2)
- Я предлагаю вам космическо - математическое путешествие по Солнечной системе. Мы будем не просто путешествовать, а исследовать. чтобы добыть новую «звезду» знаний.
- Как вы думаете, нужно ли космонавтам и людям, делающим космические корабли знать математику?
- Известно, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, т. к. обнаружили с небольшим опозданием, в программе действий ракеты ошибку. Был пропущен знак. Казалось бы, 1 знак, а он мог обернуться катастрофой. Поэтому, будь внимателен, когда считаешь!
Давайте прочитаем девиз нашего сегодняшнего урока:
- Предлагаю вам совершить путешествие по этим планетам на космическом корабле Восток
- Чтобы оказаться на корабле нам необходимо получить пропуск, решив пример 6
1.Задумайте число от 1 до 10
2. Прибавьте к нему 5
3. Сумму умножьте на 3
4. Из произведения отнимите 7
5. Затем отнимите еще 8
6. Скажите ответ:
Х+5*3-7-8= 1/3 Х
( Ответ я делю на 3 и говорю ответ)
- Молодцы! Все получили пропуски и мы отправляемся в путешествие!
1. Первая остановка- Меркурий.(Слайд 5)
Это самая ближайшая к солнцу планета. Эта планета находится ближе всех к Солнцу. Меркурий похож на нашу Луну. Днём на Меркурии жара, а ночью – холод. Поверхность планеты каменистая и пустынная. Эта планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли – Меркурия.
- Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем :
- Сколько земных суток длится на Меркурии. Для этого надо найти частное: 792:9 (792:9=88)
- Меркурий вращается 88 раз за одни наши сутки.
- За быстроходность, за проворность, с которой Меркурий бегает но небу, древние римляне прозвали его небесным гонцом.
-На Меркурии температура на поверхности очень высокая достигает 300 градусов тепла.
- Если мы вычислим частное 840 и 42, то узнаем, во сколько раз по объему Меркурий меньше , чем Земля.( 840:64= 20)
- Значит , из земного шара можно было выкроить 20 шаров, равных по объему Меркурию.
По своим размерам Венера похожа на Землю. После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на звездном небе. Густые облака скрывают эту планету, поэтому её даже в телескоп трудно рассмотреть. Эта планета получила своё название в честь римской богини красоты – Венеры.
- Температура достигает 450 градусов. Воздух там, в десятки раз гуще нашего и совсем другой по составу.
Математический диктант: ( все решают на листочках решают самостоятельно)
- уменьши 600 на 360; 600-360=240
- первый множитель 42, второй 2, найди произведение; 42*2=84
- делимое 180, делитель3, частное…; 180:3=60
- какое число меньше 280 на 100?; 280-100=180
- найди 1/2 числа 900; 900:2=450
- во сколько раз 90 больше 3?. 90:3=30
3. Остановка “Марс”. (Слайд 7).
_ Следующая планета похожа на таинственный красный глаз…это Марс.
Она получила свое название в честь древнеримского бога войны.
- Марс укутан легкой прозрачной атмосферой. Облаков нет. Цвет – песчано-красный. Планета холодная (до -100 градусов), постоянно дуют холодные ветры.
Решить примеры на деление:
1368:342 4
8568:28 306
15640:46 340
Проверка.
Остановка “Юпитер”. (Слайд 8)
- следующая остановка на планете Юпитер. Это планета гигант.Юпитер - самая большая планета Солнечной системы... Это газовая планета, твердой поверхности у него нет.
- Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Юпитера. Эта планета так велика, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет.
- Планета состоит почти из одних облаков. Сама планета небольшая, большая “одежка”. У этой планеты были известны 4 спутника, но как оказалось это лишь ¼ всех обнаруженных спутников.
_ Сколько спутников у Юпитера?
(4*4+16)
- Решив выражение, мы узнаем во сколько раз данная планета больше нашей.
180:3+(40187-2856) – 37380 =11
- Планета в 11 раз больше Земли
- Мы все немного устали. И кораблю необходима дозаправка. Давайте немного отдохнем.
Физ. минутка
5. Остановка “Сатурн”. (Слайд 9)
- Сатурн - огромный облачный шар, окруженный кольцом. Но кольцо не твердое, оно состоит из мелких осколков, которые мчатся вокруг планеты.
- Если мы найдем закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце планеты.
1966 1981 1996( +15)
- Через каждые 15 лет кольцо исчезает. И Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тонкой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер.
6. Остановка “Уран”.(Слайд 10).
- Уран очень похож на Юпитер. - Уран удален от Солнца, поэтому на планете всегда холодно. Это тоже планета- гигант, она в 60 раз больше Земли. Уран назван в честь греческого бога неба
Чтобы продолжить полет нам необходимо решить задачу:
Два лунохода отправились навстречу друг другу и через 3 часа встретились. Первый шел со скоростью 4км/ч, второй - 3км/ч. Какое расстояние было между ними сначала?
3*3=9 км - прошел первый луноход
3*4=12 км- прошел второй луноход
9+12=21 км
7. Остановка “Нептун”. (Слайд 11).
- Это газовая планета, она не имеет твердой поверхности . Эта планета мало изучена, так как она находится очень далеко. Она носит имя римского бога морей – Нептуна
- Совершает оборот вокруг солнца за 164 года. Сутки длятся 16 часов. Имеет 1 спутник.
-Чтобы продолжить полет нам необходимо - найти закономерность, продолжить ряд.
- Плутон совершает оборот вокруг солнца за 248 лет. Сутки длиннее наших в 6 раз. Имеет 1 спутник.
- Плутон – самая маленькая и самая лёгкая планета Солнечной системы. По размеру Плутон меньше Луны. Это самая холодная планета. У Плутона есть один спутник. Она носит имя древнегреческого бога Плутона- властелина сумрачного подземного царства, куда не проникают солнечные лучи.
Задачи на смекалку: (устно)
У плутонян по 3 руки. 10 плутонян встали в шеренгу и взялись за руки. Сколько рук осталось свободными? (10 рук)
Летели в стае 13 куриц и 20 петухов. Сколько всего птиц летело по небу? ( 0, куры и петухи не летеют)
На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если Луне он весит 3 кг? ( 3*6+18 кг)
Термометр на планете Меркурий показывает 300 градусов тепла. Сколькопокажут два таких термометра? ( столько же, 300 градусов)
9. Остановка “Земля”. (Слайд 13)
Земля – единственная известная нам планета, на которой есть жизнь. Наша планета выглядит из космоса как голубой шар потому, что большая её часть покрыта водой.
И мы смело можем сказать: « Мы – дома. Полет окончен ».
Домашнее задание… (карточки- задания)
III. Итог урока.Солнце (Слайд 14).
Рефлексия:
- Центр нашей вселенной- Солнце. Оно большое и теплое. У каждого из вас на столе лежат смайлики . нарисуйте каждый своему солнышку улыбку. Если вам все понравилось рисуйте улыбку. Если что – то не понравилось . рисуйте серьезную улыбку. Но а если вам не очень понравилось наше путешествие – рисуйте грустную улыбку.
- А теперь поднимите вверх свои солнышки , я хочу видеть ваше настроение.
- Какие лучезарные у всех улыбки! Мне приятно, что вам понравилось наше сегодняшнее путешествие.
- Космос огромен и в нем много всего неизведанного. И каждый день мы будем открывать для себя новые знания во Вселенной Знаний!
1 вариант *
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
Для выхода на орбиту искусственного спутника Земли скорость космического корабля должна быть около 8 км в секунду. Какое расстояние пройдет космический корабль за 1 час?
Корабль “Союз-9” был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?
Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго – на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего – на 819 кг больше, чем второго. Найдите массу третьего искусственного спутника Земли.
Космический корабль “Союз-33” стартовал 25 февраля 1979 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю.
Космический корабль “Союз-35”находился в полете с 10 апреля 1980 г. По 11 октября 1980 г. Включительно. Сколько дней продолжался полет?
2 вариант
.
1. -В отряде космонавтов было 94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде ?
2.- На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг?
3.- Первый искусственный спутник Земли весил 83кг, второй- 508кг. На сколько второй спутник тяжелее первого?
4.- Температура Солнца очень высокая. Снаружи 3000 градусов, а внутри- в 5 раз больше. Какова температура Солнца внутри?
5 - Ракета за 12 с пролетает 72 км. Сколько км она пролетит за 1 секунду?
ОТВЕТЫ:
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли? ( 108 :60=1 час 48 минут)
Для выхода на орбиту искусственного спутника Земли скорость космического корабля должна быть около 8 км в секунду. Какое расстояние пройдет космический корабль за 1 час? (8*60=480 км/час)
Корабль “Союз-9” был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?( 18*24=432 часа
Масса первого искусственного спутника Земли 84 кг, масса второго – на 424 кг больше, чем первого, а масса третьего – на 819 кг больше, чем второго. Найдите массу третьего искусственного спутника Земли. 424+84=508 кг – масса второго спутника 508 +819=909 кг- масса третьего спутника
Космический корабль “Союз-33” стартовал 25 февраля 1979 г. Полет продолжался 175 дней. Назовите дату возвращения космического корабля на Землю. (19 августа 1979 г.)
Космический корабль “Союз-35”находился в полете с 10 апреля 1980 г. по 11 октября 1980 г. включительно. Сколько дней продолжался полет? (185 дней.)
. 1.- Наибольшая и наименьшая высоты полета летчика-космонавта Ю.Гагарина составляли 302км и 174км .Чему равна средняя высота полета? Что нужно сделать? ((302+174):2=238(км))
2. -В отряде космонавтов было 94 мужчины, а женщин на 66 меньше. Сколько всего людей в отряде? (94+(94-66)=122(чел.))
3.- На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг? ( 18 кг) 4.- Первый искусственный спутник Земли весил 83кг, второй- 508кг. На сколько второй спутник тяжелее первого? ( 508-83=425(кг))
5.- Температура Солнца очень высокая. Снаружи 3000 градусов, а внутри- в 5 раз больше. Какова температура Солнца внутри? (15 000 градусов.)
6.- Ракета за 12 с пролетает 72 км. Сколько км она пролетит за 1 секунду? (6 км)