Цель урока: рассмотреть случаи сложения 6+5, 7+5, 8+5, 9+5.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1. Образовательные:
- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);
- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
- повторить состав чисел 5, 10
2. Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;
- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
- воспитывать целеустремлённость.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
- использование имеющихся знаний;
- исследование учебной задачи;
- установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- применение знаково-символической схемы.
Регулятивные:
- оценивать уровень успешности
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других; - оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные:
- самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
Методы и приемы работы: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, репродуктивный метод, частично-поисковый метод.
Формы организации учебной деятельности: совместная учебная деятельность, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, работа в парах.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент. (2 минуты)
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книга, ручка и тетрадка?
А сейчас, ребята, поудобней садитесь, не шумите, не вертитесь и внимательно считайте, а спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно! Путешествие зовёт первоклашек на урок!
На чём можно отправиться в путешествие?
Сегодня мы отправляемся на корабле воздушном, космическом, послушном, мы, обгоняя ветер, несёмся на..(ракете). Слайд № 1. Презентация.
(На доске открываются карточки со словами: ракета, космос, космонавт.)
Приложение №1
- А куда мы с вами полетим? (космос) Слайд № 2.
- Кем вы будете сегодня на уроке? (космонавтами)
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятель-ности. (5 минут)
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
2.1. Математический диктант:
- Какое число при счёте следует за числом 11;
- Если из числа вычесть то же число, сколько получится;
- На сколько 10 больше 6;
- Какое число увеличили на 1, если получили 20;
- Какое число стоит между числами 5 и 7;
- Самое маленькое однозначное число.
(Ученики записывают ответы. Двое учеников работают на закрытых досках.
Проверяется знание нумерации чисел. Ученики оценивают работу с помощью шкалы.)
Проверяем: 12, 0, 4, 19, 6, 1. Слайд № 3.
- Какая здесь закономерность?
-12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил полёт вокруг земного шара. Слайд № 4.
2.2. Наш класс юных космонавтов состоит из 4 экипажей, в каждом из них свой командир.
- Чтобы подняться на ракету, нужно выполнить задание, которое у вас на парте.
- Задание для групп №1. Приложение №1.
Игра “Найди пару” Слайд № 5.
Каждой группе выдаётся конверт с числами. Учащиеся соединяют числа так, чтобы в сумме получилось число 10.
9
4
6
5
7
1
5
3
8
2
(Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава числа 10.)
- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (состав числа 10)
Вот теперь можно лететь! Космонавты! Во время полёта будьте очень внимательны!
3. Постановка учебной задачи (проблемы). (5 минут)
Цель: Обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”), проговаривание темы и цели урока.
- Кто знает значение слова иллюминатор?
(Читают и объясняют значение слова иллюминатор.)
Игра “Открой иллюминатор”. Слайд № 6.
- Открыть иллюминаторы, нам поможет задание под №2. Приложение №2.
- Заполнить пустые клеточки.
11
9
8
4
6
12
9
4
7
(Работа в группах. Ученики заполняют таблицу. Демонстрируют знания состава числа 11 и 12.)
(Проверяем на презентации по щелчку.)
- Задание №3. Приложение № 3.
Составить с числами примеры на нахождение суммы.
- 9+2 =11
- 9+3 =12
- 8+3 =11
- 8+4 =12
- 7+4 =11
- 7+5 =12
- 6+5 =11
(Ученики составляют выражения, находят значение выражений. Сравнивают и отвечают на вопросы.)
Слайд №7 (проверка по щелчку)
Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:
- Как изменяется первое слагаемое? Как изменяется второе слагаемое? Что происходит с суммой?
- Какие примеры мы с вами уже выучили?
- Какие примеры мы не научились решать? (Дети выделяют выражение 6+5, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
- Какие полученные знания нам пригодятся?
(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 5 и 10.)
Слайд № 8.
4. “Открытие” детьми нового знания. (8 минут)
Цель: Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению числа 5 к
6, 7, 8, 9.
Слайд №9.
- Посмотрим в наши иллюминаторы. Сколько в космосе загадок и неоткрытых тайн. Попробуем разгадать некоторые из этих тайн.
1. Практическая работа. Учитель на наборном полотне демонстрирует приём.
На доске 9 синих кружков и 5 красных.
- Сколько синих кружков?
- Сколько нам надо прибавить красных?
- Как мы будем прибавлять 5 к 9?
- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?
- Значит, на какие части разложим число? Почему?
- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?
Запишем в тетради этот пример.
(На доске карточка с этим примером)
Слайд №10.
- Вспомним последовательность решения таких примеров:
1) Дополняем до 10.
2) Прибавляем оставшуюся часть.
- Рассуждая так же, объясним, как будем к 8 прибавлять 5.
5. Первичное закрепление. (5 минут)
Цель: Проговаривание нового знания. На этапе первичного закрепления работаем с наборным полотном, дети решают примеры.
Работа по учебнику стр. 68.
- Рассуждая так же, вычислим 7+5, 6+5.
Примеры сразу записываем в тетрадь, обводим в рамочку. Запомнить!
(На основе составленного плана действий, дети решают и записывают примеры в тетрадь.)
6. Физкультминутка. (3 минуты)
Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
В невесомости плывём мы под самым потолком! (вдох, выдох)
Корабль качается – раз! (наклон вправо)
Корабль качается – два! (наклон влево)
Корабль качается - три! (наклон вперёд)
В космическом танце замри! (выпрямились)
По ступенькам поднялись. (ходьба на месте)
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
7. Самостоятельная работа. (4 минуты)
Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
1. Работа в парах. Приложение № 4
Соединить примеры первого столбика с примерами второго столбика и записать значение.
- 8 + 5
- 6 + 4 + 1
- 6 + 5
- 8 + 2 + 3
- 9 + 5
- 7 + 3 + 2
- 7 + 5
- 9 + 1 + 4
(Ученики самостоятельно выполняют задания, сравнивают с эталоном (образцом), исправляют ошибки, если они есть. Оценивают свою работу с помощью шкалы.)
Слайд № 11 (проверка по щелчку)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (9 минут)
Цель: Обобщение и систематизация знаний о способах прибавления числа 5 к 6,7, 8, 9.
1. Работа с учебником.
Выполняем №1 первую строчку.
- Сколько всего прибавили к 8? Сделайте вывод? Как прибавляли?
(Дети находят значение выражений. Правильно формулируют способ решения.
К 8 сначала прибавили 2, получили 10, а потом ещё 6. Результат 16.
- К 8 прибавили 8. Значит к 8 + 8 =16)
2. При наличии времени, предложить решение задачи №3 на стр.68.
Разбираем первый способ решения задачи. Слайд № 12.
3. Наше путешествие подходит к концу.
Чтобы приземлиться, экипажам нужно выполнить последнее задание.
Игра “ Летим домой” Слайд № 13.
- Сосчитать примеры на геометрических фигурах. Соединить выражение со значением.
(Если дети выполняют правильно, то у них должна получиться модель ракеты.) Приложение №5.
9. Итог урока. Рефлексия деятельности. (4 минуты)
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Из полёта возвратились, мы на землю приземлились.
- Какие задачи мы ставили перед уроком?
- Удалось нам решить поставленные задачи?
- Почему мы примеры обвели в красную рамочку?
Давайте оценим свою работу на уроке:
- если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёную звёздочку с неба;
- если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – жёлтую;
- ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красную.
Приложение №6. (Оформление доски.)
Литература.
- Математика: Поурочные разработки: технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителя общеобр. учрежд./ И.О.Будённая, Л.С.Илюшин, Т.Г.Галактионова, Н.И.Роговцева. – М.; Просвещение, 2012. – 280 с.
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 1 класс.- М.: ВАКО, 2012. – 464с. – (В помощь школьному учителю.)