Тема: «Вычитание двузначного числа из круглого»
Тип урока: ОНЗ
Цель: формировать умение вычитать двухзначное число из круглого.
Задачи:
развивать умение записывать и решать примеры столбиком, самостоятельно решать составные задачи;
воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: учебник Математика «Учусь учиться». 2 класс. Часть 1 / Учебник комплекта «Учебник + рабочие тетради». - Изд. 5-е, перераб. / Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2013; презентация PowerPoint.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
- Сегодня на уроке мы продолжим с вами трудиться. Я желаю вам сегодня получить новые знания и научиться применять их.
2. Актуализация знания и фиксация затруднений
- Решите примеры, записав их в столбик.
70 — 4
80 — 5
40 — 6
60 — 3
- Примеры какого типа вы решили? (Вычитание однозначного числа из круглого)
- Давайте вспомним алгоритм вычитания однозначного числа из круглого:
1. занимаем десяток из разряда десятков;
2. вычитаем единицы;
3. прибавляем оставшиеся десятки.
- Решим следующий пример:
50 — 14
- Проверяем. Как вы думаете почему у одних детей ответ 36, а у других 46?
3. Выявление места и причин затруднения
– Какое действие выполняли в этом примере? (Вычитание)
– Из какого числа вычитали? (Из круглого)
– Вы умеете вычитать из круглого числа? (Умеем)
– Что же было новым для вас в этом примере? (Из круглого числа надо было вычесть двузначное число)
- А знаем ли мы способом вычитания из круглого числа двузначное число? (Нет)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Научиться вычитать двузначное числа из круглого)
– А как же будет звучать тема урока? (Вычитание двузначного числа из круглого)
- Чтобы узнать способ вычитания двузначного числа из круглого, я предлагаю вам работать по следующему плану:
1. решим пример с помощью графической модели;
2. составим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого;
3. решим примеры, используя алгоритм.
5. Реализация построенного проекта
- Решим пример при помощи графической модели:
50 — 14
Δ Δ Δ Δ Δ - Δ••••
– Как вычитают двузначные числа? (Десятки из десятков, единицы из единиц)
– Почему при решении этого примера мы не можем воспользоваться этим правилом? (Нет единиц в уменьшаемом)
– Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы вычесть однозначное число из круглого? (Нужно занять один десяток и представить его в виде единиц)
– Используя это правило, решим наш пример.
В уменьшаемом 0 единиц, занимаем 1 десяток из разряда десятков. Дробим его на 10 единиц. Затем вычитаем десятки из десятков, единицы из единиц.
Δ Δ Δ Δ Δ•••••••••• - Δ•••• = Δ Δ Δ ••••••
– Читаем ответ (36)
- Какое новое действие нам пришлось выполнить? (Вычесть десятки из десятков)
- Давайте составим алгоритм вычитания двузначного числа из круглого.
1. занимаем десяток из разряда десятков;
2. вычитаем единицы;
3. вычитаем десятки из оставшихся десятков.
(На доске появляется эталон)
- А теперь давай ещё раз решим пример 50 -14.
- Какой ответ вы получили?
- И так, мы составили алгоритм двузначного числа из круглого. А теперь потренируемся в решении примеров.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Откроем учебник на странице 18 и решим примеры в №1 и в №2.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Молодцы, а теперь поработаем самостоятельно.
– Выполните № 4 на странице 18. Прочитайте задание. Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём. Примеры запишите в столбик.
– Проверяем.
– У кого нет ошибок?
– У кого возникли трудности при решении?
- Исправьте ошибки.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Молодцы! А где же мы будем применять наши знания? (При решении задач)
- Решим задачу, используя новый способ вычитания. Страница 19, № 7.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Давайте вспомним цель нашего урока. (Научиться вычитать двузначное число из круглого)
– У кого возникли затруднения? Что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
– А кому всё удалось?
– Оцените свою работу.