«Сложение и вычитание в пределах 100»
Цели: учить выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток; совершенствовать умение решать текстовые задачи.
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование: картинки: колобок, ветка берёзы с кормушкой, медведь с указкой, заяц, ёжик, 3 синички + 4 птички, схемы задач, 6 грибов и 6 цветов.
Ход урока
1. Организация класса.
Цель: психологический настрой на учебную деятельность, пробуждение интереса к уроку математики, формирование учебной мотивации на основе эмоциональной, создание атмосферы доверия и доброжелательности. Мобилизация детей, обеспечивающая успешное выполнение учебной задачи.
Учитель: Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все готовы! Ну, начнём.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем, смекалку и знания наши возьмём.
Дорогой в пути никуда не свернём. И чтобы лес нам скорее достичь,
Должны с колобком по дорожке пройти. (картинка колобка на доске)
2. Устный счет.
Цель: актуализация полученных знаний. Активизация познавательной деятельности. Развитие внимания, слуховой памяти, развитие логики, познавательных способностей.
А)На первой дорожке логический ряд. 5 чисел в ряду по порядку стоят,
Но есть среди них «чужое» число найти постарайся скорее его.
97 87 67 32 47 («лишнее» 32, т.к. в остальных есть 7 единиц)
54 58 51 52 45 («лишнее» 45, т.к в остальных 5 десятков)
32 47 69 7 25 («лишнее» 7 – однозначное)
40 60 23 90 70 («лишнее» 23, т.к. остальные «круглые»)
б) А здесь на елочке, на этом суку кормушку повесим у птиц на виду.
Чтоб сытые были лютой зимой, и пользой ответили лесу весной.
(картинка ветки березы с кормушкой)
Вот стайка синичек к ели летит. Преграда возникла у них на пути, на эти примеры ты посмотри,
Исправить ошибки им помоги.
39 + 0 = 39 96 – 50 = 91 78 – 4 = 38
41 – 41 = 1 83 + 6 = 89 42 + 5 = 92
64 – 1 = 62 45 + 20 = 75 76 – 30 = 73
(дети исправляют ошибки, объясняя свой выбор)
Сообщение темы урока
Ну, вот и попали мы в сказочный лес, лес этот полон прекрасных чудес.
Здесь звери не только умеют играть, они тоже умными все хотят стать.
Сегодня повторим примеров решение на вычитание и на сложение.
А так же вспомним решенье задач. Дружно работаем, без неудач.
(картинка медведя)
Поможет нам в этом медведь косолапый, указку держа своей лапой мохнатой.
Давайте зверятам поможем мы дружно, сравним выражения – это не трудно.
68 69 7дм8см 87 см
42 24 5дм3см 3дм9см
56 51 9дм 8дм
(дети, вызванные учителем, на доске ставят нужный знак)
г) (картинка зайки)
Зайке поможем окошки закрыть, чтоб дождик косого не смог замочить.
В эти окошки без промедления вставьте числовые выражения.
(у детей на партах листочки с окошечками, в которые они записывают выражения. Один ученик работает за доской.)
Проверим работу скорей друг у друга. Ведь в паре работать совсем нам не трудно.
(взаимопроверка в парах, сравниваем с работой на доске, цветными карандашами рисуем кружок на полях: красный – без ошибок, синий – есть ошибка)
д) Пока мы дружно, ребята, считали, птички все зёрна в кормушке склевали. В кормушке сидело всего 3 синички, но к ним прилетели еще 4 птички. Так сколько же птиц в кормушке у нас? Решите задачку здесь и сейчас.
Решая задачу, внимательным будь и схему составить ты не забудь.
(дети повторяют условие, вопрос. Из предложенных схем выбирают подходящую, доказывают, устно решают задачу)
ФИЗМИНУТКА
Цель: охрана здоровья, мышечная релаксация.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят, как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
1. Работа над темой урока.
Цель: развитие познавательного интереса, целостного и осмысленного восприятия, устойчивости и распределения внимания, актуализация полученных знаний, отработка каллиграфических навыков, формирование регулирующего компонента умственной деятельности – итогового самоконтроля, операционного сравнения и обобщения, формирование прогностической самооценки.
а) в тетрадях
Теперь мы покажем зверятам опять как нужно красиво цифры писать.
Какое число сегодня – скажите и про него что-нибудь расскажите.
(дети дают характеристику числа: однозначное-двузначное, сколько цифр понадобится для за-писи, соседи числа, четное-нечетное, количество десятков, единиц в числе. Записывают число, минутка чистописания этого числа)
б) Дифференцированная работа по уровню сложности.
Сейчас мы с вами, ребята, будем считать, красиво примеры в тетради писать.
(Перед уроком у детей на партах разложены яблоки, грибы, цветы)
Яблоки окрыли учебник с.133 № 5
(1 ученик у доски: 30 + 10 20 + 50 60 – 30 70 – 40
30 + 14 23 + 50 65 – 30 77 – 4-
34 + 10 20 + 53 61 – 30 73 – 40)
Грибы собирает группа детей (на доске примеры с окошечками, закрытыми грибами
83 + _ = 93 81 - _ = 41
_ + 42 = 72 _ - 7 = 71
64 + _ = 69 63 - _ = 13)
С цветами в букетах вернутся домой ребята, работавшие с доской.
Эти примеры нужно списать, цветов как можно больше набрать.
(ответы закрыты цветами)
68 = 40 + 1 47 – 5 – 30
94 – 60 + 3 56 – 4 – 40
81 – 50 + 7 79 – 8 – 50
(проверка)
Пришло время проверить, кто много набрал яблок, грибов и цветов, и не устал.
(на доске при проверке открыть грибы и цветы)
в) Самостоятельная работа.
Здесь ещё ёжик под ёлкой сидит в колючих иголках и громко пыхтит.
И у него есть заданье для вас с.133 № 6.
(В зоопарке живет 20 попугайчиков в одной клетке. А в другой на 18 больше. Сколько попугайчиков во второй клетке? Сколько попугайчиков в этих двух клетках?
Хором прочитали задачу, объяснили каждое число, что известно, что нужно найти, сам-но выполнили, 1 у доски, проверили)
ФИЗМИНУТКА
Пришло время отдохнуть. Положим головы на парты, закроем глазки.
Молодцы. Представим, мы в волшебной сказке, где кроме нас нет ни души.
(релаксация под любую спокойную музыку)
г) Самостоятельная работа
А теперь пора нам в путь. Чтобы вернуться домой, на прощанье, решите примеры, а их значения
Расположите в порядке увеличения.
60 – 30 30 л
90 – 50 40 о
70 – 60 10 м
30 + 40 70 ы
20 + 30 50 д
40 – 20 20 о
10 + 50 60 ц
(молодцы)
2. Итог урока
Цель: совершенствовать умение делать выводы, обобщать, удерживать учеб-ные задачи до конца урока. Положительное подведение итогов способствует формированию познавательной мотивации, осознанию эмоционального состояния, созданию ситуации успеха.)
Вы все молодцы – хорошо потрудились. Считать и решать вы все научились.
Что больше понравилось в нашем лесу? Прошу рассказать вас скорее, я жду.
(ответы детей)
В тетради своей ты поставь-ка кружок, активным ли был на уроке, дружок?
(дети на полях оценивают свою работу на уроке, рисуют красный или синий кружки). Желаю успехов в дальнейшем труде. Смекалистым быть всегда и везде.