Цели урока: закрепить умение анализировать и решать задачи (простые и составные), умение составлять задачи по схеме и преобразовывать их; проконтролировать усвоение учащимися нумерации чисел в пределах 100.
Задачи:
1. Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение составлять и решать задачи (простые и составные).
2. Развивать умение логически мыслить и рассуждать, внимание, память.
3. Прививать любовь к математике, устному народному творчеству (пословицам); воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.
Оборудование: тесты, карточки с заданиями для индивидуальной работы, карточки с числами, задачами и пословицами; плакат с пословицами, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Заливистый школьный звонок
Позвал нас опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
II. Сообщение темы урока.
Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
Работаем с тестом. (У детей листы с тестом. Дифференцированная работа по нумерации чисел).
- Найдите сумму выбранных чисел.
- Назовите сумму по тесту №1, №2, №3.
- Выберете карточку с правильным ответом и переверните ее. Что получилось?
(3 человека выходят к доске и выбирают карточки с правильными ответами, переворачивают их ).
Повторение – мать учения.
- Как вы это понимаете? (Когда повторяешь, лучше знаешь).
(На доске запись: Решение задач и примеров).
Будем сегодня задачи решать,
Складывать и вычитать.
III. Устный счет.
На что похожа тема? Пословица – народная мудрость. Она делает нашу речь красивее, учит жить и поступать правильно. Сегодня мы вспомним некоторые пословицы и узнаем новые.
Продолжаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
- Назовите круглое число. (60).
- Назовите число, в котором десятков меньше, чем единиц на 2. (46).
- В котором число единиц и десятков совпадает. (88).
- Какое число стоит между числами 51 и 53? (52).
- Найдите число, в котором 2 десятка и 5 единиц. (25).
Расскажите все о числе 25. (Число 25 двузначное, в нем 2 дес. 5 ед., ему предшествует число 24, за ним следует число 26, для записи потребовались цифры 2 и 5).
Молодцы!
IV. Работа по теме урока.
- Решение примеров с комментированием.
Задание интересное приготовила для вас,
Чтобы дружно работал весь второй класс.
- Выпишите из данных те выражения, значение которых равно 25.
(Примеры записаны на доске).
27 – 2 60 – 35
36 – 10 14 + 9
20 + 5 85 – 50
12 + 13 17 + 8
- А какой праздник отмечался 25 ноября? (День Матери).
Мать, мама, мамочка, матушка. Какие прекрасные и добрые слова. Мама приласкает, мама поможет, мама подскажет. Народ сочинил много пословиц о маме. Прочитаем некоторые из них.
- При солнце тепло, при матери – добро.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- Материнская ласка конца не знает.
(На экране плакат с пословицами).
- Работа по учебнику.
Итак, друзья, внимание!
Вот новое задание.
Учебник научит вас
Точному счету
Скорей за работу!
Скорей за работу!.
Решаете примеры по вариантам: 1строка – I вариант, 2 строка – II вариант. Два человека работают по карточкам у доски. (С. 59 №2).
- Что надо помнить при решении примеров со скобками? (Действие в скобках выполняется первым).
Проверим правильность решения примеров. Есть у вас какие замечания?
Молодцы!
Потрудились вы на славу,
Отдых заслужили, право!
- Физминутка. (Проводит ученик под музыку).
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Раз присядем, быстро встанем,
Улыбнемся, тихо сядем.
- Работа над задачами.
Делу время, потехе час. Какие пословицы о труде вы знаете?
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Без трудов нет плодов.
- Труд кормит, а лень портит.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Мы с вами тоже не будем откладывать дела, продолжим работу.
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание и труд.
У вас на столе лежат листы с задачами. Прочитайте их внимательно.
(Работа в парах).
Задача №1.
Мама принесла 12 груш. Несколько отдала детям. Сколько груш осталось?
Задача №2.
Ребятам надо было решить 20 примеров. Саша решил 8 примеров, а Петя 9 примеров. Сколько примеров решили мальчики7
Задача №3.
Наступила зима. Похолодало. Выпал снег.
- Согласны ли вы с тем , что все записи являются задачами? Почему?
- Назовите задачу с недостающими данными. Докажите.
- Прочитайте задачу с лишними данными. Какое число лишнее?
- Преобразуйте задачу, убрав лишние данные.
- Какая получилась задача: простая или составная?
- Каким действием будете ее решать?
- Назовите слова для записи условия. Запишите задачу в тетрадь и решите ее.
- Каков ответ задачи?
- Составьте задачу, обратную данной. Запишите решение на листках.
- Какую задачу составили?
Молодцы! Вы много работали, писали. Проведем зрительную гимнастику.
- Физминутка для глаз.
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
- Составление задач по схеме.
Посмотрите на доску и составьте задачу по схеме.
__________8___________
_________________________на 5 >_________
?
(Заслушиваются тексты задач).
- Какая это задача: простая или составная? Почему?
- Как можем ответить на вопрос задачи?
- Измените вопрос задачи так, чтобы она стала составной.
- Как изменится схема задачи?
- Составим план решения задачи.
Запишите задачу в тетрадь и решите ее либо по действиям, либо выражением. (Два человека работают на индивидуальных досках).
Проверим решение задачи. Молодцы!
V. Рефлексия.
Подведем итоги нашей работы.
- Какой пословицей вам бы хотелось закончить урок? Почему?
(Дети выбирают и называют пословицы).
- Не говори – не умею, а говори – научусь.
- Век живи – век учись.
- Без букв и грамматики не учатся и математике.
- Не знать – не страшно, страшно – не узнать.
- Повторение – мать учения.
А мне бы хотелось закончить урок пословицей:
Хорошо того учить, кто хочет все знать.
(Оценивание и выставление отметок по ходу урока).
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание записано на листках с пословицами. Возьмите их домой. (Задание по выбору).