1. Организационный момент (1 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки | Проверка готовности рабочего места. - Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! Доброе утро! Улыбчивым лицам. Прошу за работу тихонько садиться. Меня зовут Жанна Николаевна. Я проведу урок окружающего мира. Наш девиз: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» | Приветствие гостей. | Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала. | -Ребята, наша планета находится в большой опасности. Мы часто слышим «неблагоприятная экологическая обстановка». -Как вы думаете, почему? Правильно, в современном мире происходит загрязнение окружающей среды. Учёные - экологи думают о том, как сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней. Как называется наука о взаимосвязи живых организмов с окружающей средой? - Кто такие экологи? | Фронтальная беседа Ответы детей. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3 мин) | Безопасность человека от загрязнений окружающей среды имеет своё название. Как она называется? (Экологическая безопасность) Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока. Серьезные проблемы сегодня мы будем решать: Наблюдать, анализировать, рассуждать. На такой вопрос нам предстоит найти ответ: «Экологическая безопасность – это важно или нет?”. - Как вы думаете, ребята, экологическая безопасность – это актуальная проблема? - Верно. Ведь даже президент РФ объявил 2017 год – Годом Экологии. - Сегодня нам предстоит ответить на три очень важных вопроса для всех людей. Как защититься человеку от……. Как защититься от загрязнённого воздуха? Как защититься от загрязнённой воды? Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания? Я предлагаю вам сегодня побыть в роли юных экологов. | Формулировка темы урока детьми. Организация постановки цели урока детьми. | Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). |
4. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин) | Просмотр видеофильма «Экологическая безопасность» из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова. Выполнение практических заданий по теме «Цепь загрязнения». - Что является источником загрязнения окружающей среды? (фабрики, заводы, мусор). - Куда попадают вредные вещества? (в воздух, воду, почву) - Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Эта цепь называется цепью загрязнения. -Можно ли при этом оставаться здоровым? - Как же обезопасить себя? Нужно знать и соблюдать правила экологической безопасности. | Участвуют в работе по изучению нового материала. Установление причинно-следственных связей | Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Физ. минутка. (2 мин) | А теперь мы проведём подвижную игру «Экологический светофор». Попрошу всех выполнять действия по команде. - Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой. - Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой. - Если ты сажаешь цветы, деревья, то подними руку. - Если ты не ломаешь веток, то прыгни. - Если тебе нравятся цветы, то улыбнись. - Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то махни рукой. - Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки. Вот такими дружными мы должны быть, что бы сберечь природу. | Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
6.Первичная проверка понимания. (3 мин) Цель: - организовать закрепление знаний об охране природы; игра «Друг природы» | - Как вы думаете, город Волгодонск является экологически чистым? - Какие предприятия могут наносить вред окружающей среде? - Ребята, что мы можем сделать для спасения природы? Учитель называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши. Посадка деревьев. Вырубка лесов. Охота на редких животных. Сбор одуванчиков. Полив цветников. Открытие заповедников. Строительство очистных сооружений на заводах. Разведение костров в лесу. Выброс дыма заводами. Выброс газов автомобилями. Уход за комнатными растениями. | Обмен мнениями. | Личностные УУД: - формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способности к самооценке своих действий. |
7.Закрепление изученного материала. (10 мин) Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок | - Вы будете составлять правила экологической безопасности, работая в группах. Вспомним правила работы в группе. Дети читают по 1 правилу. 1.Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. 5. Не бери всю инициативу на себя. Первая группа (отдел по охране воздуха) отвечает на первый вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязнённого воздуха?» Вторая группа (отдел по охране воды) отвечает на второй вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязнённой воды?» Третья группа (отдел по защите продуктов питания) отвечает на третий вопрос и составляет правила «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания?» Четвертая группа (экологическая служба) познакомит нас с устройством бытового фильтра для очистки воды. -Пожалуйста, сейчас распределите, кто в вашей группе будет командир, кто будет писать, и кто представлять составленные правила. На это даю вам полминутки. Время пошло. Стоп. Распределили? Молодцы. Командиры подойдите ко мне, вы будете исполнять роль руководителя экологической группы. (Надеть шапочки) А теперь послушайте инструкцию по работе: У вас на столах учебники. Каждый берёт учебник, открывает по закладке. Находите текст, соответствующий вашему вопросу. Читаете. Далее обсуждаете и составляете правила экологической безопасности. На работу вам 5 минут. Затем 1 ученик от каждой группы представляет правила экологической безопасности по своей теме. Вам понятно, что делать? Приступайте, время пошло. (Учитель контролирует работу групп и время) Время. Стоп! Итак, пожалуйста, первая группа. Ребята, у вас есть вопросы в первой группе. Вторая группа. Третья группа. Ребята, вы все отлично справились с работой. Поднимите руки, кому понятны все эти правила. - Их сложно соблюдать? - А для чего же надо соблюдать человеку правила экологической безопасности? Молодцы, правильно, чтобы не навредить своему здоровью, чтобы быть здоровыми и сохранить нашу планету от экологической катастрофы. Практическая работа. Знакомство с бытовым фильтром. | Работа в группах. Самостоятельная работа. Совместная деятельность по созданию информационного продукта. Объяснение фактов, ситуаций, явлений с опорой на опыт. | Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона). Организация фиксирования нового знания. Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Самостоятельная работу по плану. Самоконтроль. Самостоятельный поиск информации. Работа с учебником. Организация, планирование творческой деятельности. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. Личностные УУД: -формирование желания осваивать новые виды деятельности |
9. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | -Вы побывали в роли экологов и поработали в экологической лаборатории, изучили правила экологической безопасности и будете их соблюдать. Оценка деятельности учащихся. - Ребята, поднимите руку, кому было интересно сегодня работать? - Если вы узнали что-то новое, вам было легко и интересно, прикрепите на дерево Знаний яблоко. - Если вы хорошо поработали, но не все получилось - сердечко. - Ну а если вам было трудно - листик. Завтра все обязательно получится. - Берегите нашу планету. Жизнь на Земле зависит от нас. Исполнение экологического этюда «Не отнимайте солнца у детей». | | Регулятивные УУД: Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |