3. Мотивация | Определение значимости изучаемого материала, способов побуждения обучающихся к приобретению новых знаний, путей воздействия на ученика с целью активизации его познавательной деятельности в процессе обучения | Цель: Создание положительного эмоционального настроя для активизации познавательной деятельности обучающихся. А чем мы будем заниматься на уроке, вы узнаете если выполните задание на карточке.(каждому ряду раздаются карточки, учащиеся по цепочке решают выражения) Вывод: итак сегодня на уроке мы с вами будем РЕШАТЬ, СМЕКАТЬ, ОТГАДЫВАТЬ Этот этап совмещён с устным счётом Сегодняшний урок мы начнём с устного счета. Они нам поможет сделать математическую разминку. Игра «Колобок» Найди неизвестное делимое 3).Дядя Фёдор написал папе с мамой в Крым 15 писем. А в Простоквашино- в 8 раз больше. Сколько писем написал дядя Фёдор а Простоквашино? (120 писем) 4) Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал 1 золотую рыбку. Сколько лет ему надо ещё рыбачить, чтобы поймать 3 золотые рыбки? (99лет) 5). Баба Яга летит на своей метле со скоростью 25 км/ч. сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 100 км.? (4 часа) 6. Дети ещё не смогут найти ответ к задаче №6, т.к. не знакомы с делением на 3-значное число. Учитель спрашивает, хотели бы дети узнать ответ и сообщает, что в конце урока они смогут это сделать. Учитель (или сами дети с помощью учителя) определяют цели и задачи . Учитель: -Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо преодолеть несколько препятствий: 1. Разделите выражения на группы. По какому принципу вы раздели данные выражения? Устно решите задачу, используя Маленький Мук в своих волшебных башмаках пробежал 590 км со скоростью 118 км/ч. Сколько времени ему понадобилось на весь путь? - Как мы будем решать задачу ? С какой проблемой столкнулись? Как мы будем решать эту проблему? Во время используются средства обратной связи – индивидуальные дощечки (экраны) для записи ответов. Данный этап можно совместить с проверкой домашнего задания. Деятельность учителя: задаёт вопросы, даёт задания, рассказывает, показывает слайды, озвучивает проблему. Деятельность обучающихся: слушают , отвечают на вопросы, выполняют задания, аргументируют свои ответы., строят предположения. |
4. Получение информации | Предъявление базисной информации по предмету (основные понятия, термины и теории, факты, необходимые для доказательств собственных идей); | Цель: Повторение основных понятий, необходимых для изучения нового материала, актуализация знаний учащихся. Дети повторяют название компонентов при делении, связь компонентов с результатом действия. Вспоминают алгоритм деления многозначных чисел на 2-значное. Один человек работает у доски, остальные в тетрадях (51504 : 48). Дети называют этапы алгоритма, которые поочерёдно высвечиваются на экране: Образуем первое неполное делимое; Определяем число цифр в частном; Разделим неполное делимое на делитель и найдём цифру частного; Умножим цифру частного на делитель; Вычтем из неполного делимого произведение частного и делителя; Проверим: меньше остаток делителя или нет; Образуем следующее неполное делимое и продолжим деление так же до конца. Осуществим проверку. Дети, которые решают быстро получают дополнительное задание : 92207 : 23 , 32832: 54 . После повторения алгоритм с доски убирается. Работа проверяется, оценивается. Деятельность учителя: задаёт вопросы,, даёт задание -вспомнить ранее изученное, демонстрирует слайд с алгоритмом, даёт задание- решить примеры, оценивает. Деятельность обучающихся: слушают. вспоминают ,работают в тетради, на доске, объясняют. |
5. Переработка и обсуждение информации | Организация коллективной дискуссии, работы в малых группах; индивидуальная работа учащихся с учебными текстами и другими источниками информации; акцент на представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока; | Цель: Составление учащимися алгоритма деления многозначного числа на 3-значное и использование его на практике. 1.Для работы над мини-проектом «Алгоритм деления на 3-значное число» обучающиеся делятся на 5 групп по 5 человек. Дети получают индивидуальные карточки с математическими выражениями: 534 : 89 , 364 : 52 , 414 : 46 , 335 : 67 , 216 : 18. В одну группу попадают дети, у которых получился одинаковый ответ. В группах распределяются обязанности. Дети составляют алгоритм и записывают его на листок, подтверждают примерами. После этого каждая группа озвучивает свой результат. Ответы сравниваются, анализируются, выбирают более удачный вариант. Оценивается работа в группах. 2.Далее идёт сравнение алгоритма деления на 2-значное число и на 3-значное. Дети делают вывод, что алгоритмы похожи. Проверить функциональность алгоритма учитель предлагает на практике. Дети с доской решают примеры из учебника: 705 : 235 , 2496 : 312 , 5250 :125 , 6575: 263, осуществляют проверку умножением. Кто уверен в своих силах, может решать вперёд. Учитель подводит детей к выводу, что первое неполное делимое , в отличие от деления на 2-значное число, может быть 3-значным или 4- значным . 3.Равбота над задачей №6 из устного счёта: Маленький Мук в своих волшебных башмаках пробежал 590 км со скоростью 118 км/ч. Сколько времени ему понадобилось на весь путь? - Сможем ли мы теперь решить эту задачу? Как? Повторяется соотношение величин : скорость, время, расстояние. Дети решают задачу самостоятельно с последующей проверкой. Кто решил быстро , получает задание :составить и решить задачу, обратную данной. 4.Работа над задачей: Расстояние между сёлами 4700 метров. Велосипедист едет из одного села в другое со скоростью 235 метров в минуту, а пешеход идёт со скоростью 50 метров в минуту. Сколько времени потребуется каждому, чтобы преодолеть этот путь? На сколько быстрее доберётся велосипедист ? Дети составляют план решения задачи. Задача решается с комментированием.. После проверки дети вспоминают 5.Закрепление изученного. Самостоятельная работа. Работа в парах. Дети самостоятельно решают примеры по вариантам: 768 : 384 856 : 214 1836 : 153 9492 : 452 2528 :316 4879 : 697 Затем обучающиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку , сообщают о результатах. Деятельность учителя: делит детей на группы , даёт задание, выслушивает ответы, помогает сделать выводы, консультирует, задаёт вопросы, организует работу в парах, поясняет, проверяет, оценивает, проводит беседу, физ. минутку. Деятельность обучающихся: обсуждают, делают выводы, аргументируют, выдвигают гипотезу, составляют алгоритм, комментируют, работают в тетради, по учебнику, работают коллективно, в группах, парами, решают задачи, выполняют задания, анализируют, мотивируют ответы. |
6. Подведение итогов | Выделение из освоенного материала главного, акцентирование внимания на основном, а также на ошибках; проведение оценивания и выставление отметок по итогам работы на занятии. Итоговое обсуждение, в отличие от рефлексии, ориентируется на содержательную часть занятия. Следует помнить, что при работе в группах должно быть общее задание для всех групп, объединяющее работу и позволяющее подвести общие итоги. Особое внимание на продукт деятельности учащихся в группах. Может быть дано домашнее задание. | Цель: Проанализировать изученный материал, выделить главное; аргументировать оценки, разобрать домашнее задание. 1.- Сегодня ваша плодотворная работа помогла получить вам новые важные знания. Давайте вспомним наш урок и выясним, чему же вы научились. В помощь ребятам на экране появляется алгоритм деления на 3-значное число. Дети отвечают на вопрос учителя. 2. - Вы все сегодня хорошо поработали. Я хочу объявить вам отметки. 3. Дифференцированное домашнее задание: Вариант I 1.Выполни вычисления. Если затрудняешься, используй алгоритм. 3204 : 534 1764 : 196 7803 : 867 7776 : 972 2.Реши задачу: Один принтер печатает 45 страниц в минуту, а другой – 75 страниц в минуту. а). Сколько минут нужно первому принтеру, чтобы напечатать 1800 страниц? б). Сколько времени нужно для этого второму принтеру? в). За сколько минут будут напечатаны 18000 страниц при одновременной работе принтеров ? г). Сколько страниц напечатают два принтера за час? Вариант II Выполни вычисления, используя алгоритм. Реши задачу, ответь на вопросы: а, б, в. Вариант III Выполни вычисления, используя алгоритм и сделай проверку умножением. Реши задачу, ответь на вопросы: а, б, в. Детям раздаются памятки с алгоритмом. |
7. Рефлексия | Возвращение к ожидаемым результатам, обсуждением форм работы и возникших трудностей, выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. | Цель: Проанализировать работу, проделанную на уроке; выяснить, что получилось, что нет и почему; оценить результаты своей деятельности - Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока ? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Кто хочет поделиться своими впечатлениями? - Какие были трудности на уроке ? - Что больше всего понравилось? - Какой вид работы вы хотели бы продолжить на следующем уроке ? - Что вы считаете самым важным в ходе нашего урока? - Кому нужна дополнительная помощь по данной теме? - Как вы думаете, пригодятся ли эти знания на следующих уроках, на других предметах, в повседневной жизни? - Кому понравился наш урок ? Почему, объясните. - Молодцы! Большое спасибо за урок! На индивидуальных дощечках дети могут нарисовать смайлик, который покажет их отношение к уроку : весёлый, задумчивый, грустный. Деятельность учителя: обобщает, подводит итоги, оценивает обучающихся,, даёт домашнее задание, анализирует, прогнозирует. Деятельность обучающихся: делают выводы, обобщают, выделяют главное, высказывают своё мнение, анализируют ошибки. |