kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Определение имени прилагательного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана технологическая карта на тему «Определение имени прилагательного».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Определение имени прилагательного»»

Образовательная система: « Школа 2100»

Тема урока: «Определение имени прилагательного».

Тип урока: Комбинированный (урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков).

Цель:

  • Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

  • Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

  • Обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным

  • Формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Методы и формы:

  • Практические: Работа с текстом.

  • Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

  • Словесные: объяснение, рассказ, беседа, обсуждение.

  • Работа c книгой: чтение, цитирование, работа по памятке.

Основные понятия, термины: имя прилагательное, имя существительное.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Узнать и запомнить значение новых словарных слов;

  • Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

  • Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • Понимать смысл заглавия текста; делить текст на части;

  • Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая c образцом.

  • Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

  • Предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым совам содержание текста.

Личностные:

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Обращать внимание на на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи и т.д.).

Метапредметные:

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке c помощью учителя (Р.);

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы c материалом учебника (Р.);

  • Научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным (Р.);

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П.);

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К.);

  • Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания (К.);

  • Учиться работать в паре, группе (К.).

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, обычная доска.

Ресурсы: Учебник для 3-го класса, Бунеев, Пронина, Бунеева: Русский язык. 1-я часть. ФГОС.

Организация формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Отгадайте мою загадку:

Конь …, хвост

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Как бы вы сформулировали тему урока?

– Откройте учебник. Прочитайте название раздела.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Актуализация знаний.






1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304.

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

– Почему легко было догадаться?

– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)

б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)


в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных.

У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.

Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.

Например:

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

– Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся?

Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

– Попробуйте догадаться, что означают эти загадочные буквы: СЧР (самостоятельная часть речи); ПП (признак предмета). О какой части речи они могут рассказать?


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

– А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от

формы существительного.)

Р/р. Прилагательными автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

– Прочитайте имена прилагательные в зелёной рамке. Что это за слова? (Синонимы.) Какой из них использует автор в стихотворении?

Почему? (Юный – это очень молодой. Юный лес – тот, который только-только покрылся зеленью.)

б) Упр. 308 – работа над термином «имя прилагательное».

– Прочитайте текст про себя.

– Какой смысл заключён в названии части речи – «прилагательное»?

2. Работа с определением (с. 77).

– Прочитайте 2-й абзац.

– Что вы узнали об имени прилагательном?

– Почему сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и числам»? (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)


– Какие примеры приводятся в этом абзаце? Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно четыре.

– Ответьте на вопрос после определения. (Не может быть признака без предмета.)



IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

– А по числам? Докажите.

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.

На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–» в ячейках):




Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Динамическая пауза.

Дети выполняют комплекс физических упражнений.



V. Итог урока.


– Выполните задание № 1, тема 9 в рабочей тетради.

– Почему слово желток не является прилагательным, ведь у него есть признак – цвет? (Отвечает на вопрос что?, а не какой? какая? какое?)

– Какого рода все остальные прилагательные? Измените их по родам.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98–99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.




Деятельность учеников:

  • Группировать слова по частям речи.

  • Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

  • Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Определение имени прилагательного»

Автор: Хакуз Юлия Валерьевна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока "Употребление имени прилагательного в речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-upotrieblieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "148425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419698065"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока "Определение имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. " "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-opriedielieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "127352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415294650"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока: Определение, выраженное прилагательным"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-opriedielieniie-vyrazhiennoie-prilaghatiel-nym"
    ["file_id"] => string(6) "324240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462380722"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект по русскому языку  по теме Определение имени прилагательного 3 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-opriedielieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423643890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства