kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока «Определение имени прилагательного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана технологическая карта на тему «Определение имени прилагательного».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Определение имени прилагательного»»

Образовательная система: « Школа 2100»

Тема урока: «Определение имени прилагательного».

Тип урока: Комбинированный (урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков).

Цель:

  • Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

  • Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

  • Обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным

  • Формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Методы и формы:

  • Практические: Работа с текстом.

  • Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

  • Словесные: объяснение, рассказ, беседа, обсуждение.

  • Работа c книгой: чтение, цитирование, работа по памятке.

Основные понятия, термины: имя прилагательное, имя существительное.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Узнать и запомнить значение новых словарных слов;

  • Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

  • Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • Понимать смысл заглавия текста; делить текст на части;

  • Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая c образцом.

  • Видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

  • Предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым совам содержание текста.

Личностные:

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Обращать внимание на на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи и т.д.).

Метапредметные:

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке c помощью учителя (Р.);

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы c материалом учебника (Р.);

  • Научиться находить связь между именем прилагательным и именем существительным (Р.);

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П.);

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К.);

  • Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания (К.);

  • Учиться работать в паре, группе (К.).

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, обычная доска.

Ресурсы: Учебник для 3-го класса, Бунеев, Пронина, Бунеева: Русский язык. 1-я часть. ФГОС.

Организация формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Отгадайте мою загадку:

Конь …, хвост

– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Как бы вы сформулировали тему урока?

– Откройте учебник. Прочитайте название раздела.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок?

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Актуализация знаний.






1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304.

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

– Почему легко было догадаться?

– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)

б) Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)


в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных.

У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.

Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.

Например:

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

– Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся?

Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

– Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

– Попробуйте догадаться, что означают эти загадочные буквы: СЧР (самостоятельная часть речи); ПП (признак предмета). О какой части речи они могут рассказать?


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

– А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от

формы существительного.)

Р/р. Прилагательными автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

– Прочитайте имена прилагательные в зелёной рамке. Что это за слова? (Синонимы.) Какой из них использует автор в стихотворении?

Почему? (Юный – это очень молодой. Юный лес – тот, который только-только покрылся зеленью.)

б) Упр. 308 – работа над термином «имя прилагательное».

– Прочитайте текст про себя.

– Какой смысл заключён в названии части речи – «прилагательное»?

2. Работа с определением (с. 77).

– Прочитайте 2-й абзац.

– Что вы узнали об имени прилагательном?

– Почему сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и числам»? (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)


– Какие примеры приводятся в этом абзаце? Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно четыре.

– Ответьте на вопрос после определения. (Не может быть признака без предмета.)



IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

– Сравните прилагательные в каждом столбике.

– Изменилось ли их значение?

– А что же изменилось? (Род, число.)

– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

– А по числам? Докажите.

– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные признаки прилагательного?

– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.

На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её, поставив знаки «+» или «–» в ячейках):




Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Динамическая пауза.

Дети выполняют комплекс физических упражнений.



V. Итог урока.


– Выполните задание № 1, тема 9 в рабочей тетради.

– Почему слово желток не является прилагательным, ведь у него есть признак – цвет? (Отвечает на вопрос что?, а не какой? какая? какое?)

– Какого рода все остальные прилагательные? Измените их по родам.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98–99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.




Деятельность учеников:

  • Группировать слова по частям речи.

  • Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

  • Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока «Определение имени прилагательного»

Автор: Хакуз Юлия Валерьевна

Дата: 02.04.2018

Номер свидетельства: 464733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока "Употребление имени прилагательного в речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-upotrieblieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "148425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419698065"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока "Определение имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. " "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-opriedielieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "127352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415294650"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока: Определение, выраженное прилагательным"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-opriedielieniie-vyrazhiennoie-prilaghatiel-nym"
    ["file_id"] => string(6) "324240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462380722"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект по русскому языку  по теме Определение имени прилагательного 3 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-opriedielieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "171117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423643890"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства