1.Наблюдения за неживой природой в зимнее время. -Какие признаки помогают нам определить, что сейчас зима? (Осадки выпадают в виде снега.) (Деревья стоят без листьев.) (День короче ночи.) (Водоемы покрыты льдом.) - Расскажите, какая сегодня погода? (характеристика погоды данного дня) - Какой была погода на прошедшей неделе, мы узнаем из наблюдений, которые вела … (Календарь погоды) - Почему зимой осадки выпадают в виде снега? (Температура воздуха ниже 0.) -А что такое снег? Как образуется снег, мы узнаем из следующего сообщения. Воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо. Чем выше от земли, тем холоднее. Водяной пар остывает, превращается в капельки воды, а затем в крохотные льдинки. Попав в тучу, ледяные пылинки обрастают новыми иголочками становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. - Все видели, как красивы снежинки, и может быть, кто-то из вас заметил, что снежинки не похожи друг на друга. Лишь одно у них общее – 6 лучиков. На стр. 85 найдите рисунки снежинок. Вот такими их изобразил художник. - Какая из снежинок похожа на настоящую? - Какая из снежинок самая красивая? Нарисуйте свою снежинку. (Самостоятельная работа детей – рисование снежинки. В это время учитель читает стихотворение) Снежинка. Робкой, потревоженной пушинкой Падает над городом снежинка. Ниже, ниже – кругом, прямо, криво, Ах, и до чего ж она красива! Я любуюсь и пройти не смею – Я не знаю, что мне делать с нею: Вот сейчас она, сию минуту Упадет под сапоги кому-то. Я тянусь к ней доброю ладонью: - У меня тебя никто не тронет! На ладони – долго ль до беды! Крошечная капелька воды! Я хотел спасти тебя, снежинка, А несу в руке твою слезинку. (А. Пришелец.) - Что произошло со снежинкой? Почему она растаяла? 2. Физкультминутка. 3. Наблюдения за жизнью растений и животных. а) Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса». - Внимательно послушайте звуки леса и подумайте, можем ли мы услышать их в зимнем лесу. -Услышим ли мы эти звуки зимой? (варианты ответов детей) Да, в природе зимой все кажется тихим и безжизненным. Но так ли это на самом деле? На этот вопрос мы ответим, прочитав текст на стр. 84. - Прочитайте название рассказа. Читаем по 1 предложению «цепочкой». - Так какие же звуки можно услышать в зимнем лесу? (скрип деревьев, хруст снега, писк мышей …) Жизнь зимой продолжается, но все усилия живых организмов направлены на то, чтобы выжить суровой зимой. Растения и животные серьезно подготовились к ней. б) Растения зимой. (Картинки с изображением зимней природы.) - Рассмотрите картинки. Какими вы увидели деревья зимой? - Почему деревья без листьев? (Так они защищаются от холода) Что еще защищает деревья от зимних морозов, мы узнаем из данного сообщения. «Может ли мороз убить дерево? Конечно, может. Если дерево промерзло все насквозь, оно умрет. Пропали бы все деревья, если б каждое дерево не хитрило. К зиме деревья сбрасывают с себя листья, погружаются в глубокий сон. Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Как ни лютуй мороз – не убить ему нашего леса!» - Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба». Снег защищает растения от холода. в) Наблюдения - Недавно в парке я нашла ветку, вероятно, ее сломал ветер. Сегодня я принесла веточки с той сломанной ветки и положила на каждую парту. Найдите на веточке почку, раскройте ее. - Какая она внутри? (Она зеленая) Это будущие листочки. Это доказывает, что зимой деревья живут, но они находятся в глубоком сне. - Все ли деревья сбрасывают листья? (Нет, ели и сосны стоят зеленые.) - Рассмотрите листья ели. Что они представляют? (Это иголки.) - Как по-другому называют их? (хвоинки) А деревья – хвойные. Сквозь такие литья-иголки испаряется мало тепла и влаги, поэтому хвойные деревья не погибают в зимние холода и не сбрасывают листья. Из-за этого своего качества ель и сосна стали символом Нового года. В нашей стране елка, как праздничное дерево появилась во времена Петра 1. Перенеся празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, Петр приказал использовать для украшения жилищ ветки и целые деревья ели, сосны. Огромное количество елей и сосен выбрасывается на улицы после праздника. Их очень жаль. Как же правильно поступить, и праздник сделать нарядным, и дерево сохранить? (Мнения детей) г) Жизнь животных зимой. -При прослушивании кассеты мы слышали голоса многих птиц. Почему их не слышно теперь? (Они улетели на юг, им не хватает корма.) - Все ли птицы с приходом зимы улетают в теплые страны? Какие остаются зимовать, угадайте. Я по дереву стучу, Червяков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! (дятел) Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает. (воробей) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) - Какие еще птицы проводят зиму в нашей местности? Как зимуют они? - И все же птицы зимой нередко голодает. Особенно трудно им во время снегопада, метели, сильного мороза. Из 10 синиц выживает только 2. Мы должны помочь птицам. Как? (мнения детей) Теперь представим себя на лесной полянке. Здесь мы увидели эту красавицу-ель. Давайте украсим ее к Новому году угощением для зверей. д) Игра «Нарядим елку». По описанию догадайтесь, о каком животном идет речь. Если угадаете, то для этого зверька на елку повесите угощение. К зиме я утепляю гнездо, делаю съестные припасы – орехи, грибы. Зимой я серая, летом рыжая. Я запасов на зиму не делаю и дом не строю. Я мастер запутывать следы, чтобы хищникам не найти. А еще я превращаюсь из серого в белого. Всю зиму я сплю в берлоге, а питаюсь жиром, который нагуливаю в конце лета и осенью. - Что же за угощение приготовим для медведя? А вот как проводит зиму лиса, а также ее соседи, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент «Лиса». 4.Физкультминутка. |