kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Зима - покой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с зимними явлениями, изменениями в живой и неживой природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Зима - покой природы"»

Окружающий мир

Тема: Времена года. Зима: покой природы.

Цели и задачи:

1) познакомить детей с зимними явлениями, учить отличать признаки зимы, обратить внимание на особенности живой и неживой природы зимой;

2) развивать речь, мышление, наблюдательность, творческие способности детей;

3) воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.

Оборудование:

календарь природы, презентация, аудиозапись «Звуки леса», видеозапись фрагмента фильма о жизни лисы зимой, веточки хвойных и лиственных деревьев.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы




- Дети! Отгадайте загадку и определите тему урока.

Все поля, дороги

Снегом заметает.

Спит медведь в берлоге

Когда это бывает?

- Назовите зимние месяцы.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

- Прочитаем вместе тему урока:

«Зима – покой природы».

– Какие признаки зимы вы можете назвать? (Зимой природа надевает снежный наряд, льдом скованы реки и озёра.)

– Изменилась жизнь растений и животных. Как же связать все эти изменения? Каково главное изменение зимы?

– Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года.

План.

Дети предлагают, учитель обобщает. На доске появляется примерный план.

1. Признаки зимы.

2. Какая погода зимой?

3. Жизнь растений и животных зимой.


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.






Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.


Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.








Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ΙΙ. Совместное открытие знаний












































1.Наблюдения за неживой природой в зимнее время.

-Какие признаки помогают нам определить, что сейчас зима?

(Осадки выпадают в виде снега.)

(Деревья стоят без листьев.)

(День короче ночи.)

(Водоемы покрыты льдом.)

- Расскажите, какая сегодня погода? (характеристика погоды данного дня)

- Какой была погода на прошедшей неделе, мы узнаем из наблюдений, которые вела … (Календарь погоды)

- Почему зимой осадки выпадают в виде снега? (Температура воздуха ниже 0.)

-А что такое снег? Как образуется снег, мы узнаем из следующего сообщения.

Воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо. Чем выше от земли, тем холоднее. Водяной пар остывает, превращается в капельки воды, а затем в крохотные льдинки. Попав в тучу, ледяные пылинки обрастают новыми иголочками становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок.

- Все видели, как красивы снежинки, и может быть, кто-то из вас заметил, что снежинки не похожи друг на друга. Лишь одно у них общее – 6 лучиков.

На стр. 85 найдите рисунки снежинок. Вот такими их изобразил художник.

- Какая из снежинок похожа на настоящую?

- Какая из снежинок самая красивая?

Нарисуйте свою снежинку.

(Самостоятельная работа детей – рисование снежинки.

В это время учитель читает стихотворение)

Снежинка.

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка.

Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего ж она красива!

Я любуюсь и пройти не смею –

Я не знаю, что мне делать с нею:

Вот сейчас она, сию минуту

Упадет под сапоги кому-то.

Я тянусь к ней доброю ладонью:

- У меня тебя никто не тронет!

На ладони – долго ль до беды!

Крошечная капелька воды!

Я хотел спасти тебя, снежинка,

А несу в руке твою слезинку. (А. Пришелец.)

- Что произошло со снежинкой? Почему она растаяла?

2. Физкультминутка.

3. Наблюдения за жизнью растений и животных.

а) Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».

- Внимательно послушайте звуки леса и подумайте, можем ли мы услышать их в зимнем лесу.

-Услышим ли мы эти звуки зимой? (варианты ответов детей)

Да, в природе зимой все кажется тихим и безжизненным. Но так ли это на самом деле? На этот вопрос мы ответим, прочитав текст на стр. 84.

- Прочитайте название рассказа.

Читаем по 1 предложению «цепочкой».

- Так какие же звуки можно услышать в зимнем лесу? (скрип деревьев, хруст снега, писк мышей …)

Жизнь зимой продолжается, но все усилия живых организмов направлены на то, чтобы выжить суровой зимой. Растения и животные серьезно подготовились к ней.

б) Растения зимой.

(Картинки с изображением зимней природы.)

- Рассмотрите картинки. Какими вы увидели деревья зимой?

- Почему деревья без листьев? (Так они защищаются от холода)

Что еще защищает деревья от зимних морозов, мы узнаем из данного сообщения.

«Может ли мороз убить дерево? Конечно, может. Если дерево промерзло все насквозь, оно умрет. Пропали бы все деревья, если б каждое дерево не хитрило. К зиме деревья сбрасывают с себя листья, погружаются в глубокий сон. Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Как ни лютуй мороз – не убить ему нашего леса!»

- Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба». Снег защищает растения от холода.

в) Наблюдения

- Недавно в парке я нашла ветку, вероятно, ее сломал ветер. Сегодня я принесла веточки с той сломанной ветки и положила на каждую парту. Найдите на веточке почку, раскройте ее.

- Какая она внутри? (Она зеленая)

Это будущие листочки. Это доказывает, что зимой деревья живут, но они находятся в глубоком сне.

- Все ли деревья сбрасывают листья? (Нет, ели и сосны стоят зеленые.)

- Рассмотрите листья ели. Что они представляют? (Это иголки.)

- Как по-другому называют их? (хвоинки) А деревья – хвойные.

Сквозь такие литья-иголки испаряется мало тепла и влаги, поэтому хвойные деревья не погибают в зимние холода и не сбрасывают листья.

Из-за этого своего качества ель и сосна стали символом Нового года. В нашей стране елка, как праздничное дерево появилась во времена Петра 1. Перенеся празднование Нового года с 1 сентября на 1 января, Петр приказал использовать для украшения жилищ ветки и целые деревья ели, сосны. Огромное количество елей и сосен выбрасывается на улицы после праздника. Их очень жаль. Как же правильно поступить, и праздник сделать нарядным, и дерево сохранить? (Мнения детей)

г) Жизнь животных зимой.

-При прослушивании кассеты мы слышали голоса многих птиц. Почему их не слышно теперь? (Они улетели на юг, им не хватает корма.)

- Все ли птицы с приходом зимы улетают в теплые страны?

Какие остаются зимовать, угадайте.

Я по дереву стучу,

Червяков добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой! (дятел)


Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает. (воробей)


Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

- Какие еще птицы проводят зиму в нашей местности? Как зимуют они?

- И все же птицы зимой нередко голодает. Особенно трудно им во время снегопада, метели, сильного мороза. Из 10 синиц выживает только 2. Мы должны помочь птицам. Как? (мнения детей)

Теперь представим себя на лесной полянке. Здесь мы увидели эту красавицу-ель. Давайте украсим ее к Новому году угощением для зверей.

д) Игра «Нарядим елку».

По описанию догадайтесь, о каком животном идет речь. Если угадаете, то для этого зверька на елку повесите угощение.

К зиме я утепляю гнездо, делаю съестные припасы – орехи, грибы. Зимой я серая, летом рыжая.

Я запасов на зиму не делаю и дом не строю. Я мастер запутывать следы, чтобы хищникам не найти. А еще я превращаюсь из серого в белого.

Всю зиму я сплю в берлоге, а питаюсь жиром, который нагуливаю в конце лета и осенью.

- Что же за угощение приготовим для медведя?

А вот как проводит зиму лиса, а также ее соседи, вы узнаете, просмотрев видеофрагмент «Лиса».

4.Физкультминутка.


ΙΙΙ. Применение нового знания


1.Работа в учебнике. Выполним задание по рядам (в группах)

Откройте на стр. 85 учебник.

1 ряд – помоги птицам и зверям найти свой дом.

2 ряд – найди на рисунке, где какие звери и птицы спрятались.

3 ряд – посоветуйтесь, о чем просит синичка.

Проверка с помощью сигнальных светофоров. Выслушивание мнений детей.

- Какая же жизнь у птиц и зверей зимой?

Прочитайте вывод на стр. 87

2. Зимние пейзажи в искусстве

- На уроке мы говорили о том, что у зимы мало звуков, у зимы мало и красок. Однако, это время года вдохновляло на творчество художников, поэтов, композиторов.

(Чтение отрывков из стихотворений, пословиц, рассматривание репродукций картин с зимним пейзажем)









ΙV. Итог урока

– Что вы узнали нового на уроке?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Какой вывод сделали?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Зима - покой природы"

Автор: Сурова Галина Михайловна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему: Птицы и звери весной. "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ptitsy-i-zvieri-viesnoi-1"
    ["file_id"] => string(6) "172066"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423756400"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока -закрепления по окружающему миру на тему "Дикие и домашние животные"."
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-zakrieplieniia-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "290869"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455030303"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока окружающего мира "Птичья столовая" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-ia-stolovaia"
    ["file_id"] => string(6) "192162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427431497"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186868"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428629"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "В лесу и на воде" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-liesu-i-na-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "188578"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426695928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства