Урок Окружающего мира, 2 класс
Тема: Круговорот воды в природе
Цель: расширить знания учащихся о круговороте воды в природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Найдите определения явлениям природы.
II. Формирование новых знаний.
– Новую тему мы начнём с опыта, и вы должны мне ответить, что получается.
– Возьмём баночку с водой и начинаем нагревать. Вода закипела; возьмём тарелку со снегом и подержим её над паром.
– Что происходит со дном тарелки? (Оно запотело и покрылось капельками воды.)
– Что происходит с каплями? (Они увеличились и оторвались, упали опять в банку.)
– Что произошло с водой? (Она из жидкого состояния превратилась в газообразное, а затем опять в жидкое.)
– У нас получился круговорот воды.
– Как круговорот происходит в природе?
– Что происходит с водой на полях, в лесах, болотах, речках и озёрах? (Она в виде пара поднимается вверх.)
– Что происходит с паром в небе? (Высоко над землей пар охлаждается, и из него образуются облака и тучи.)
– Как вода опять попадает на землю? (Из туч дождевые капли падают на землю.)
– Где выпадает вода, которая образовалась на небе в виде облака?
Ответ:
– Не всегда дождь выпадает из тучи в том месте, где она образовалась. Водяные пары, облака и тучи обычно путешествуют. По дороге ветер теряет больше половины туч, которые прольются над океанами, но заметная часть воды достанется и суше: где-то пройдёт сильный или небольшой дождь, а где-то выпадет снег.
– Так круговорот воды поит зелёную сушу.
– Какая вода испаряется с поверхности Мирового океана (Она испаряется в виде пресного пара.)
– Куда девается соль? (Соль остаётся в океане.)
– Расскажите, как это происходит, используя рисунок в учебнике (на с. 130). Как из солёной воды можно получить пресную?
Ответ:
– Нагреваем солёную воду, она кипит, горячий пар пресный, соль осталась в сосуде с кипящей водой, пар охладился, превратился в капельки воды, и у нас набралась пресная вода.
– Вода, попадая на землю, встречает на пути растение. Что происходит с водой? (Вода растворяет различные вещества, которыми полна земная суша. Если рядом – корень растения, он втягивает её в себя, пропустит по сосудам до листьев.)
– Что происходит дальше с водой? (Вода испарится с листьев, затем оказывается в воздухе и вновь каплями дождя выпадает на землю.)
– Вода попадает в плоды, мы их съедаем. Путь воды закончился? (Нет, вода пройдёт через весь наш организм и вместе с вредными веществами выйдет наружу.)
Физкультминутка
Игра «Зеркала»
Из учащихся класса выбирается один водящий. Он представляет себе, что пришёл в магазин, где много зеркал. Водящий встаёт в центре класса, а учащиеся – «зеркала» – стоят рядом со своими столами так, чтобы его хорошо видеть. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение и т. д.
Водящему разрешается показывать разные движения. В роли водящего на разных уроках должны побывать все желающие дети.
– Что происходит на земле в результате круговорота воды? (Создаются реки, озёра, различные водоёмы, появляются новые ландшафты.)
– Когда начался круговорот воды в природе? (Он идёт постоянно и начался с появлением планеты.)
– Что делает вода, попав в расщелинку скалы или камня?
Ответ:
– Она растворит те вещества, которые легко этому поддаются, и ослабит внутреннюю прочность камня. Зимой вода замёрзнет и расширится, так как при замерзании вода расширяется. Камень вновь пострадает. Год за годом вода будет разрушать камень, пока он не развалится.
– Вода может изменить рельеф Земли. Кто ещё ей помогает в этом? (Ветер.)
– Рассмотрите рисунок круговорота воды. Как можно его назвать? (Круговорот отравленной воды.)
– Как происходит отравление воды?
Ответ:
– После испарения воды в атмосфере водяной пар превращается в мелкие капельки воды. Из них образуются облака. Облака, подгоняемые ветром, «проплывают» над промышленными предприятиями и соединяются с газами, которые выбрасывает предприятие в атмосферу.
– Что происходит дальше с облаками? (Уносимые ветром отравленные облака переносят загрязнённую воду дальше и дальше, которая выпадает на землю в виде «кислотных дождей».)
– Полезен такой дождь растениям? (Нет, он не питает, а губит растения.)
– Куда сбрасывают отравленные отходы предприятия? (В воду.)
– Что происходит с водоёмами? (Течением рек яды или другие химические отходы разносятся за тысячи километров. Гибнет рыба, растительность водоёмов, происходит заболачивание.)
– Человек удобряет землю, как это влияет на воду? (Часть удобрений растворяется, и корни растений втягивают её в себя, а часть вместе с дождевой водой попадает в близлежащие реки, загрязняя их.)
– Никакие границы, никакая пограничная стража не защитят страну от отравленной воды рек и облаков.
– Почему 100 лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорить об угрозе водного голода? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было её на Земле миллионы лет назад, столько есть и сейчас. Правда, с ростом населения, строительством новых городов, заводов мы берём воды всё больше, но тем не менее она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают.
Ответ:
– Только мы берём чистую воду, а отдаём грязную. В реки и озёра сбрасываются промышленные и канализационные отходы, несутся смытые с полей ядохимикаты, которые используют для борьбы с вредителями.
– В наиболее освоенных, высоко развитых промышленных районах земного шара трудно найти озеро или реку с чистой водой. Только в одно озеро Эри река Детройт приносит каждый день 80000 кг отбросов и сточных вод. Положение в районах, для которых Великие озёра являются источником пресной воды, на грани катастрофы.
– Борьба с загрязнением вод должна стать делом всех стран мира. В одиночку с этой проблемой не справиться. Что делается в нашей стране для очистки воды? (На многих промышленных предприятиях стоят очистительные сооружения для очистки промышленных газов и для очистки промышленных отходов.)
– Какой вклад вы можете внести для борьбы с загрязнением вод?
– Некоторые учёные предлагают построить в каждой стране особый водопровод, для того чтобы отводить сточные воды в море или океан. Но ведь моря и океаны следует оберегать от загрязнения.
Известный норвежский учёный, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший в 1947 году на плоту из бальзовых бревен значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи по плаванию были «глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана». А вот после своего путешествия на папирусной лодке от берегов Африки к Центральной Америке он не смог повторить эти слова.
«Загрязнение океана продуктами деятельности человека, – заявил учёный, – заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах в его центральной части».
Мореплаватели были изумлены и подавлены количеством всевозможного хлама, плавающего в сотнях миль от земли. Почти каждый день около их лодки можно было видеть пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и другие предметы «технической цивилизации». Но что их особенно огорчило, так это слой каких-то частиц, размером примерно с горошину, покрывающий значительные участки поверхности океана. Запах их напоминает запах гниющей рыбы и сточных вод. Частицы покрывали воду таким густым слоем, что в неё неприятно было окунуть зубную щетку!
«Современный человек, – заявил Хейердал, – видимо, не понимает, что всё вокруг нас – это продукты земли и моря, и что он должен оберегать эти источники. Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим».
III. Закрепление изученного.
– В круговорот воды всё больше включается вода, отравленная стоками промышленных предприятий и бытовыми отходами. Потребление такой воды приводит к болезням растений, животных, людей и даже к их гибели. Это серьёзная экологическая проблема.
Работа в тетради.
Задание. Покажите стрелками и расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
– Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды? (Облака, ветер, дождь, ледники.)
Задание. Рассмотрите рисунок. Что неправильно нарисовано? (Свалка мусора находится рядом с колодцем.)
– Покажите стрелками, как вредные вещества со свалки могут оказаться в доме.
IV. Итог урока.
– Как происходит круговорот воды в природе? (Вода под действием солнечных лучей испаряется, превращается в пар, затем при охлаждении опять превращается в капельки воды и падает на землю.)
– Что бы произошло на Земле, если бы не было круговорота воды? (Не было бы озёр, водоёмов, не образовывались бы новые ландшафты.)