- Что вы уже знаете о воде? (Ответы детей.) - Представим ситуацию, что вода исчезла с планеты Земля. Что же будет? (Ответы детей.) Работа с учебником с. 52№ 1 Опираясь на иллюстрации в учебнике расскажите: кому и зачем нужна вода? (Ответы детей.)
Вот что сказал о воде А. де Сент-Экзюпери: «Нельзя сказать, что вода необходима для жизни, вода - сама жизнь… вода – самое большое богатство на свете…» Человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды — не более 7 дней. У вас на партах 2 два стаканчика. -Что находится в стакане № 1? (вода) -А в стакане № 2? (вода) -Воду из какого стаканчика вы бы выпили, испытывая жажду? Почему? (Визуальное восприятие). Воду в стакане № 1 взяли из кулера. А воду в стакане № 2 взяли из аквариума. Давайте рассмотрим и сравним воду из разных стаканчиков под микроскопом. В образце № 2 мы видим живые микроорганизмы. -Какой вывод сделаем из этого наблюдения? Вода не только нужна для жизни живых существ, вода является домом для множества мельчайших растений и животных. - Любую воду можно пить? (Нет, кипяченую или специально очищенную. Микроорганизмы могут быть возбудителями опасных болезней и нанести вред здоровью человека). Физминутка Очень всем нужна вода… Делай раз и делай два. Звери из ручья попили, Влево вправо поклонились, вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дождик вдруг полил с утра, За работу нам пора. Работа с глобусом. -Какую часть нашей планеты занимает вода? (Ответы детей). Из-за этого Землю иногда называют «голубая планета». Однако одной из проблем человечества сегодня является дефицит питьевой воды. Почему? (Ответы детей). -Посмотрите на иллюстрацию. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему? Правильно, человек пьет пресную воду. А большую часть планеты занимают моря и океаны. В них вода какая? (соленая) А где находятся запасы пресной воды? (Реки, озера, ледники). Дети могут сказать о загрязнении воды. Ребята, прислушайтесь. Фильм «Жители планеты Земля, остановитесь! Скоро вам нечего будет пить! В ваших морях и реках исчезнет рыба, погибнут птицы. Вы загрязняете воду бытовым мусором, ядохимикатами. Нефтяные и масляные пятна уничтожают морских обитателей. Мы задыхаемся! Спасите!» -Кто это может быть? Кто обратился к нам за помощью? -О какой проблеме услышали? -О каких видах загрязнения водоемов вы узнали? (бытовые отходами, ядохимикаты, нефтяные и масляные пятна) -Почему происходит загрязнение водоемов? -Что надо делать, чтобы избежать загрязнения водоемов? -А если уже произошло загрязнение можно ли очистить воду? Сейчас мы окажемся в роли экологов и проведем учебное исследование. Работаем в группах. Распределите обязанности в группе (организатор, лаборант, эксперт, критик, оратор). (Приложение-) Повторите правила работы в группе. (Памятка на столе.) Каждая группа будет инсценировать различные виды загрязнения водоемов. -Какова гипотеза нашего исследования? Гипотеза: загрязненную воду можно очистить недорого с помощью подручных средств. -Назовите предмет нашего исследования? (вода). Объект исследования каждая группа должна определить самостоятельно. 1 группа. Объект исследования: вода, загрязненная бытовыми отходами. Ваша вода будет загрязнена различными примесями (бытовыми отходами). Стакан с водой – это озеро. Возьмите опилки, песок. Представьте, что это бытовые отходы, мусор. Произошло «загрязнение водоема». У вас в лотках салфетки, воронка, чистый стакан. Рассмотрите оборудование. Самостоятельно составьте план своего исследования. С помощью эксперимента подтвердите или опровергнете гипотезу. 2 группа. Объект исследования: вода, загрязненная нефтью. Разыграем ситуацию разлива нефти в водах Баренцевом море. Возьмите блюдце. Налейте в него воду. Представим, что это море. В пробирке с пробкой находится нефть. Помните, что нефть – это химическое вещество. Его нельзя нюхать, пробовать на вкус. Работать надо осторожно. Капнете каплю нефти в воду. Посмотрите: какую большую площадь на поверхности воды заняла всего одна капля. У вас в лотках пластмассовая ложка, бумажная салфетка, шарики пенопласта. С помощью эксперимента подтвердите или опровергнете гипотезу. 3 группа. Объект исследования: вода, загрязненная «ядохимикатами». Ваша вода будет загрязнена ядовитыми веществами. Стакан с водой – это озеро. Представьте, что кофейные гранулы - это ядовитые химические вещества. Растворите «ядохимикаты» в воде. У вас в лотках пластмассовая ложка, бумажные салфетки, воронка, чистый стакан. С помощью эксперимента подтвердите или опровергнете гипотезу. Вывод: Группа 1. Воду можно очистить с помощью фильтра. Гипотеза подтвердилась. Группа 2. Шарики пенопласта притягивают к себе нефть и собирают ее с поверхности воды. Гипотеза подтвердилась. - Этот процесс называется абсорбирование: одно вещество притягивает к себе другое. Группа 3. (должны испытать затруднение) -Что произошло с водой в вашем «озере» при растворении «ядовитых веществ»? (Вода поменяла цвет) -Вы пропустили воду через фильтр. Вода очистилась? Цвет снова прозрачный? (нет) - Куда исчезли кофейные гранулы? (Не исчезли, они растворились в воде). Частицы кофе смешались с частицами воды, получился раствор. Частицы вещества малы, и мы можем их увидеть только под микроскопом. -Посмотрим под микроскопом процесс диффузии: растворение кофейной гранулы в капле воды. Точно так же происходит и с ядовитыми веществами. Они никуда не исчезают, они растворяются в воде, их часто бывает не видно. Поэтому очистить с помощью подручных средств не получится. В данном случае гипотеза не подтвердилась. - Как можно решить данную проблему? Подтверждаем предположение выводом в учебнике с. 53 Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле – Вода! Экономь её и береги – Мы ведь на планете не одни! |