kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух.Охрана воздуха от загрязнений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Ф.И.О. педагога: Болдырева Татьяна Евгеньевна 2.Место работы: ГБОУ ООШ пос.Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области 3.Должность: Учитель начальных классов 4.Предмет: Окружающий мир 5.Класс: 3 6.Тема и номер урока в теме: Урок 10 «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа «Свойства воздуха»» 7. Базовый учебник: Учебник Плешаков, А. А.» Мир вокруг нас»: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012. Часть 1 ЭОР: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/522383/ Хостинг презентаций http://ppt4web.ru/ 8. Цель урока: Формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать. 9. Задачи: Образовательные: - создать условия для формирования понятия «свойства воздуха» - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; - создать условия для формирования у детей представления о том, что воздух необходим для жизни через исследование его свойств; -дать представления о применении воздуха в жизни человека. Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций; - развивать мышление, воображение, восприятие, речь. Воспитательные: -воспитывать интерес к окружающему миру; - воспитывать желание учиться и делать открытия; -воспитывать умение слушать других. В процессе обучения формирую следующие блоки УУД. Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); - извлечение необходимой информации из увиденного; - осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; - выдвижение предположений и их обоснование; - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы. Коммуникативные УУД: - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы; - осознание уровня и качества усвоенного. Ожидаемые предметные результаты Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, - знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения; - уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки; - экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха. 10. Тип урока: первичное предъявление новых знаний 11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная. 12. Необходимое техническое оборудование: Схема - опора « Состав воздуха», полиэтиленовый пакет, колба, стакан с водой, пустая банка, банка с кусочком лимона, две свечи, мультимедийная установка, проектор, презентация PowerPoint; надувные шарики, трубочки от сока. 13. Структура и ход урока: I. Мотивация учебной деятельности. II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии. III. Постановка проблемы. IV. Построение проекта выхода из затруднения. V. Реализация проекта. Практическая часть. VI. Первичное закрепление. VII. Рефлексия. VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 1.Мотивация к учебной деятельности - Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» - Как понимаете эти слова? - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий. Им дышат звери, птицы, люди, Без него мы огня не добудем, Без него нет жизни нигде - Даже тем, кто живёт в воде.... (Воздух) Какая тема нашего урока? Воздух, его свойства. Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе. - Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания детей) Вывод: Знаете вы много, но не всё. Поэтому сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ? - Как проверить, правы ли мы? А вы будете учёными-исследователями. Обратить внимание на орфографию. - Кто такой исследователь? - Проверим, правы ли мы? (Толковый словарь.) Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств. А ещё мы должны показать результат свой работы на конференции, поэтому мы составим кластер. 3.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы - Легко ли он сжимается? Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха? -Пакет можно сжать. Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался. Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов. Заполняем часть кластера Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха? Какого газа больше всего? Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов: Азота –78% Кислорода – 21 % Углекислого газа – 1 % Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех (бег на месте) Побежим скорее в класс Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся) 4.Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний - Наметим план наших действий. - Как же мы будем исследовать воздух? Разделимся на 3 лаборатории. (Каждой группе даётся задание на карточках) 5.Реализация проекта. Практическая часть. Цель: определить свойства воздуха. Работа в группах. 1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность. Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой Инструкция по проведению опыта. Есть ли что-нибудь в пробирке? Потопите пробирку в стакане с водой. Что вы увидели? Так что же находилось в пробирке? Почему мы ничего не видим? О каком свойстве воздуха это говорит? (Заполняют свою часть кластера) 2 лаборатория работает над вторым свойством воздуха – легче воды У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.) - Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) (Заполняют свою часть кластера) 3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость. Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг) 4 лаборатория работает над свойством - запах. - Как вы думаете, воздух имеет запах? Давайте проверим. Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух. Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому. Чем сейчас пахнет? Сделайте вывод (Без запаха.) (Заполняют свою часть кластера) • Следующий опыт проводит учитель. Зажигаю 2 свечи. Создаю проблемную ситуацию. -Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт? Ответы детей. Вывод (воздух поддерживает горение) (Заполняем часть кластера) 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Итак, теперь давайте подведем итог наших исследований . - Какое вещество было объектом нашего исследования? - Какими свойствами оно обладает? Свойства воздуха. - В начале урока вы сказали, что жизнь без воздуха невозможна. Давайте проведём ещё один опыт: Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. Какое было желание? - Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на с.48 «Воздух должен быть чистым!» - Подумайте, что ещё нового вы из нее узнали? РАБОТА В ПАРАХ - Даю каждой паре конверт. Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха: (-выхлопные газы автомобилей - животные - выбросы из труб заводов - рыбы - деревья - сжигание мусора - лесные пожары -птицы) Проверка задания по образцу. - Какой вывод сделаем? 7. Рефлексия учебной деятельности. - Какой момент урока вам больше всего запомнился? - Где нам могут пригодиться новые знания? - - Оцените свои знания на конец урока На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.) - За что себя можете похвалить 8. Домашнее задание I вариант: С50.Проверь себя II вариант: составь синквейн «Воздух» Воздух Прозрачный, невидимый Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство Воздух необходим всему живому. Газ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух.Охрана воздуха от загрязнений". »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«
Воздух. Охрана воздуха от загрязнений».


Ф.И.О. педагога:

Болдырева Татьяна Евгеньевна

Место работы:

ГБОУ ООШ пос.Пионерский муниципального района Шигонский Самарской области

Должность:

Учитель начальных классов

4.

Предмет:

Окружающий мир

5.

Класс:

3

6.

Тема и номер урока в теме:

Урок 10 «Воздух. Охрана воздуха от загрязнений. Практическая работа «Свойства воздуха»»

7.

Дата проведения

8.10.2013г.

8.

Базовый учебник: Учебник Плешаков, А. А.» Мир вокруг нас»: учебник для 3 класса нач. школы ФГОС: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012. Часть 1


ЭОР: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/articles/522383/

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/



9.

Цель урока:

Формирование у учащихся научного представления о воздухе и его свойствах; развитие умения исследовать.


10.

Задачи:

Образовательные:


- создать условия для формирования понятия «свойства воздуха»


- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;


- создать условия для формирования у детей представления о том, что воздух необходим для жизни через исследование его свойств;


-дать представления о применении воздуха в жизни человека.


Развивающие:


- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;


- развивать мышление, воображение, восприятие, речь.


Воспитательные:


-воспитывать интерес к окружающему миру;


- воспитывать желание учиться и делать открытия;


-воспитывать умение слушать других.


В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.


Личностные УУД:


-внутренняя позиция школьника;


- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


-самоанализ и самоконтроль результата;


-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Познавательные УУД:


- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);


- извлечение необходимой информации из увиденного;


- осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;


- выдвижение предположений и их обоснование;


- самостоятельное выдвижение способов решения проблемы.


Коммуникативные УУД:


- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;


- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД:


- использование последовательных действий, контроль выполненной работы;


- осознание уровня и качества усвоенного.



Ожидаемые предметные результаты


Учащиеся научатся:


- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,


- знать значение воздуха для живого, физические свойства воздуха, необходимость охраны воздуха от загрязнения;


- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя его существенные признаки;


- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.


11.

Тип урока:

первичное предъявление новых знаний

12.

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая, парная.


13.

Необходимое техническое оборудование:


Схема - опора « Состав воздуха», полиэтиленовый пакет, колба, стакан с водой, пустая банка, банка с кусочком лимона, две свечи,

мультимедийная установка, проектор, презентация PowerPoint; надувные шарики, трубочки от сока.


14.

Структура и ход урока:


  1. Мотивация учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.

  1. Постановка проблемы.

  2. Построение проекта выхода из затруднения.

V. Реализация проекта. Практическая часть.

VI. Первичное закрепление.

VII. Рефлексия.

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


























СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности


- Девиз урока: «Знаешь – говори,

не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.






Открытие новых знаний.

Будем стараться узнать новое.

Личностные:

осознают себя в роли обучающихся, формируют мотивы достижения поставленной цели.

Коммуникативные.



2. Актуализация

знаний и

фиксирование

затруднения в

пробном действии.



Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде -

Даже тем, кто живёт в воде....

(Воздух)

Какая тема нашего урока?

Воздух, его свойства.


Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.

- Что вы знаете о воздухе?

(Свободные высказывания детей)



Вывод: Знаете вы много, но не всё. Поэтому

сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория ?

- Как проверить, правы ли мы?


А вы будете учёными-исследователями.

Обратить внимание на орфографию.

- Кто такой исследователь?


- Проверим, правы ли мы? (Толковый словарь.)







Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.


А ещё мы должны показать результат свой работы на конференции, поэтому мы составим кластер.




Декодирование информации(загадка)








Основной вывод-без воздуха нельзя жить





Поиск информации

(работа со словарем)

Место, в котором проводятся научные опыты.

Найдем определение в толковом словаре.

Исследователи.

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

Ищут определения в словаре.



Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные



3.Выявление места и

Причины

затруднения.

Постановка

проблемы.


- Итак, что такое воздух?

Мы его не видим, но он есть везде

Давайте проведём первый эксперимент:

Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять.

- Легко ли он сжимается?

Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха?

-Пакет можно сжать.

Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять, а когда выпустили воздух, то пакет сжался.


Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов.


Заполняем часть кластера


Воздух – смесь газов

Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха?

Какого газа больше всего?

Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов:

Азота –78%

Кислорода – 21 %

Углекислого газа – 1 %


Перед тем, как начнём исследования, проведём физминутку


Поиск информации («Да-Нетки»)


Ответы детей

(Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)












Органы чувств. вкус запах.


Познавательные

Коммуникативные

ФИЗМИНУТКА


Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех (бег на месте)

Побежим скорее в класс

Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся)





4.Построение

проекта

выхода из

затруднения.

Открытие новых

знаний.


- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воздух?

Разделимся на 3 лаборатории.

(Каждой группе даётся задание на карточках)




1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за

веществом и его

свойствами.

2. Сделаем выводы.



Коммуникативные

Регулятивные

5.Реализация

проекта.

Практическая

часть.

Цель: определить свойства воздуха.



Работа в группах.


1 лаборатория работает над первым свойством воздуха- бесцветность, прозрачность.

Оборудование-пустая пробирка, стакан с водой

Инструкция по проведению опыта.

Есть ли что-нибудь в пробирке?

Потопите пробирку в стакане с водой.

Что вы увидели?

Так что же находилось в пробирке?

Почему мы ничего не видим?


О каком свойстве воздуха это говорит?

(Заполняют свою часть кластера)





2 лаборатория работает над вторым свойством воздухалегче воды

У вас на столе стоит чашка с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

(Заполняют свою часть кластера)



3 лаборатория работает над третьим свойством воздуха – сжимаемость и упругость.

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем и упруг)







4 лаборатория работает над свойством - запах.

- Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим.

Пусть один исследователь закроет глаза и понюхает воздух.

Второй откроет банку, где лежит кусочек лимона и даст понюхать первому.

Чем сейчас пахнет?

Сделайте вывод

(Без запаха.)

(Заполняют свою часть кластера)



  • Следующий опыт проводит учитель.

Зажигаю 2 свечи.

Создаю проблемную ситуацию.

-Если одну свечу оставить гореть, а другую накрыть стаканом, что произойдёт?

Ответы детей.

Вывод (воздух поддерживает горение)

(Заполняем часть кластера)



Поиск информации-наблюдение, сравнение, описание.


Ребята разбиваются на 3 рабочие группы.

Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Пробирка кажется пустой, но если её потопить в стакане, то будут выделятся пузырьки воздуха

Вывод: воздух бесцветный и прозрачный



Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Пузырьки воздуха всплывают на поверхность воды

Вывод: воздух легче воды




Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Надули шарик воздухом. При сжимании шарик меняет форму, когда его не сжимаешь, он принимает первоначальную форму

Вывод: воздух сжимаем и упруг.


Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.

Рассуждения.

Воздух в пустой банке ничем не пахнет, воздух в банке с лимоном имеет запах лимона

Вывод: воздух не имеет запаха.


Дети наблюдают за опытом, рассуждают, делают вывод.

Рассуждения.

Свеча, которая находится под стаканом, потухла, а вторая (без стакана) горит. Почему?

В стакан не поступает воздух.

Вывод: воздух поддерживает горение




Познавательные: извлечение необходимой информации

из увиденного; осознание

и самостоятельное построение речевого высказывания.


Коммуникативные:

владение монологической

и диалогической формами речи при высказывании своих мнений.



6.Первичное

закрепление

с проговариванием

во внешней речи.



- Итак, теперь давайте подведем итог наших

исследований .

- Какое вещество было объектом нашего

исследования?

- Какими свойствами оно обладает?




Свойства воздуха.






Заполняют таблицу в рабочей тетради.

Перекодировка

информации (составление сводной таблицы)

Коммуникативные

Регулятивные


- В начале урока вы сказали, что жизнь без

воздуха невозможна.

Давайте проведём ещё один опыт:

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?


- Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на

с.48 «Воздух должен быть чистым!»


- Подумайте, что ещё нового вы

из нее узнали?








РАБОТА В ПАРАХ

- Даю каждой паре конверт.

Вы должны выбрать, что может явиться источником загрязнения воздуха:

(-выхлопные газы автомобилей

- животные

- выбросы из труб заводов

- рыбы

- деревья

- сжигание мусора

- лесные пожары

-птицы)

Проверка задания по образцу.



- Какой вывод сделаем?







Ответы детей.








Ответы детей.


Вывод.

Воздух – самое необходимое

всему живому на Земле,

поэтому

его нужно охранять от

загрязнений
































Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами

речи при высказывании своих мнений.


7. Рефлексия

Учебной

деятельности.







8. Домашнее задание

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- - Оцените свои знания на конец урока

На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На интерактивной доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

- За что себя можете похвалить

I вариант: С50.Проверь себя

II вариант: составь синквейн «Воздух»

Воздух

Прозрачный, невидимый

Поддерживает горение, сжимается, занимает пространство

Воздух необходим всему живому.

Газ


Регулятивные

Личностные





Заместитель руководителя ОО ________________________ /Приданова Е.А./



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Болдырева Татьяна Евгеньевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства