Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Начало истории человечества"»
Тема: НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Организационная структура урока
Организационный момент
Прозвенел звонок – начинается урок.
Чтоб урок прошел прекрасно,
Хорошо, отлично, классно
Говорю вам пожелание:
Пожелание удачи, пожелание добра.
Пожелание терпенья и, конечно же уменья.
Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра … улыбнитесь.
Проверка домашнего задания
*(3 ученика работают по тестам)
*Блиц-опрос по разделу «Родной край – часть большой страны»
Как называется большая страна, в которой мы живём?
Назовите столицу нашей прекрасной Родины.
Как называется регион, в котором мы живём?
Назовите главный административный город Липецкой области.
Как называется населенный пункт, в котором мы живем?
Какие известные люди жили в нашем городе? Что вы о них знаете? (Николай Задонский писатель)
7. Какие достопримечательности находятся в нашем регионе? (Рождество-Богородицкий монастырь (мужской) ,Успенская церковь, краеведческий музей – дом Ульриха, памятник Тихону Задонскому, памятник пенициллину; памятник микроскопу; памятник Матери Марии Фроловой; )
- Как вы думаете, а почему это важно знать? (Это наша Родина, а о месте, где мы родились и живём нужно знать всё)
- Ответы на эти вопросы, действительно, должен знать каждый уважающий себя и свою малую родину человек.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть родина своя.
А там где мы родились, где радостно живем
Края свои родные – мы Родиной зовем!
Вступительная беседа.
Вы сегодня принесли вторую часть учебника «Окружающий мир». О чем пойдет речь в этой части? Вы сможете ответить на этот вопрос, отгадав загадку:
- Что же такое история? Давайте обратимся к словарям разных авторов.
Работа в группах.
(Дети читают толкование слова ИСТОРИЯ).
Подведем итог, сформулируем определение слова ИСТОРИЯ.
(История — наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили).
- У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.История- это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
- Вспомним исторические термины, изученные ранее, и решим кроссворд
Слайд 3
1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. (Музей.)
2. Учреждение, где хранятся документы. (Архив.)
3.Деловая бумага. (Документ.)
Книжка с перечнем всех дней в году. (Календарь.)
Предмет, выставленный в музее. (Экспонат.) Ключевое слово: ГЕРОДОТ.
г
1
2
3
4
5
т
4. Изучение нового материала
Слайд 4 - Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.)
- Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.
Слайд 5
-Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (О наших предках, о первобытных людях)
Слайд 6 - А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?
Слайд 7-Археология - наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.
Работа по учебнику.Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2, с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного. (По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче, современный человек ходил прямо, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу, современного человека меньше уши, сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше, челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса, кроме развитой челюсти, еще развит орган обоняния, у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объем
Слайд 8-9-10
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие - от болезней и голода.
Физкультминутка
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо. И ещё, через левое плечо.
Фронтальный опрос
- Прочитайте текст в учебнике (с. 4-6).
Слайд 11- Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
Предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебник
Слайд 12 - Почему первобытные люди жили группами?
- Как вы думаете, могла ли семья выжить в одиночку? (В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни)
Слайд 13 - Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде? Для чего строили жилища первобытные люди? (Они жили там, где всегда тепло); ( Дома им были необходимы для того, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников).
Слайд 14-15 -16 - 17 - Для чего изготавливали орудия труда?(Разделывать, разрезать шкуры животных)
- Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев.
- Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? ( Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.)
Слайд 18-19 - Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку)
- Чем занимались женщины? ( Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
Занятия первобытного человека.
- Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля, которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.
Слайд 20 - 21 - Как древний человек использовал огонь?
- Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.
Слайд 22 - Почему первобытные люди рисовали животных? ( От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей).
- Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах.
- Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили (Первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми.)
Сдайд 23 Закрепление изученного
Тест
1. Первобытные люди жили:
А) Группой
Б) В одиночку
2. Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?
А) Теплый климат
Б) Тело покрыто шерстью
3.Для чего строили жилища первобытные люди?
А) Чтобы продать соседнему племени.
Б) Дома их защищали от палящего солнца, непогоды, хищников.
4. Чем занимались мужчины?
А) Ходили на охоту, рыбалку.
Б) Занимались домашним хозяйством.
Слайд 24Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.(Каждому ребёнку раздается письмо ( в виде знаков) от древнего человека.) "Желаем успехов вам на уроках истории"
Рефлексия
- Кого называли «отцом истории»?
- Что нового вы узнали из истории человечества?
- Для чего вам нужна эта информация?
- Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
- Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание.
Учебник, ч. 2, с. 4-7 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».