- Что вы уже слышали и знаете об этой удивительной науке - история? - Каждый человек хочет знать, как жили его предки. Знание истории помогает людям жить. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды, но горести и несчастья сменялись радостными событиями. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. - Ребята, давайте же выясним, что такое история. (Слайд 1) История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2, 5 тыс. лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. (Слайд 2) - Подведем итог, сформулируйте свое определение истории. Знакомство с учебником. - Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги. - Какая тема вас заинтересовала больше всего? - Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте название первого раздела. - Прочитайте, чему будем учиться, изучая этот раздел. - Посмотрите на картинки, что в них общего? (Слайд 3) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Попробуйте предположить, какие задачи у нас сегодня будут на уроке. Работа по учебнику. - Откройте учебник на стр. 4. - Прочитайте тему урока, правильно ли вы её определили? -Прочитайте задачи урока, правильно ли вы их определили? - Ребята, как вы думаете, как мы узнали о первобытных людях? - Вспомните, как называют этих учёных. - Чем первобытный человек отличался от современного человека? - Как вы думаете, удобно ли изучать всю историю человечества целиком? - Что сделали учёные, чтобы легче было изучать историю? - Правильно, чтобы последовательно изучать историю человечества, учёные разделили её на несколько больших эпох. Каких? (Слайд 4) - Как вы думаете, с какой эпохи мы начнём изучение истории? - Опишите первобытного человека. (Слайд 5) - Ребята, а вы знаете, как жили, чем занимались первобытные люди? (Слайд 6-8) - Скажите, а вы знаете, как выглядело и называлось жилище первобытного человека? (Слайд 9) - Ребята, а у первобытных людей было искусство. Если да, то, каким оно было? (Слайд 10) - На Курской земле люди живут уже с древних времен. Самые первые следы относится к XV - XX тысячелетию до нашей эры и обнаружены в черте г. Курска. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, основным занятием была охота на мамонтов. Лесостепь способствовала развитию охоты и рыболовства, поселения людей были расположены вдоль рек. При раскопках были найдены каменные топоры, молотки, ножи, наконечники стрел, глиняные черепки. - Как изменялась жизнь первобытных людей? - Что изобрели первобытные люди? (Слайд 11, 12) Физкультминутка. | Мнения детей. - История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Ученики рассматриваю содержание, называют разделы. Учащиеся перечисляют понравившиеся темы. - Страницы всемирной истории. Ученики читают содержание раздела. Высказывания детей. Формулируют тему урока. Определяют задачи урока. Ученики читают тему урока в учебнике на стр. 4. Ученики читают первый абзац на стр. 4. - Учёные проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. - Археологами. - Внешним видом. - Нет. - Учёные разделили историю на эпохи. - Первобытная история, история Древнего мира, История Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. - Первобытная история. Дети описывают первобытного человека по картинке. - Первобытные люди охотились, занимались собирательством, рыболовством, земледелием, скотоводством. - Жилищем первобытного человека были пещеры, шалаши, хижины. - Первобытные люди рисовали наскальные рисунки. - Первобытные люди изобрели топор, молоток, шило, иглу. |
- Самостоятельно узнайте новую информацию из текста на стр. 4 – 6 учебника, сформулируйте 2 – 3 вопроса к тексту. Игра «Ты – мне, я – тебе» - Сейчас вопросы, которые вы сформулировали, задайте тому, кому вы хотите. Вы выбираете одноклассника, называете его имя, задаете вопрос, а он должен ответить на поставленный вопрос. - Почему первобытные люди жили группами? - Для чего они изготавливали орудия труда? - Почему первобытные художники рисовали животных? - Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? - Почему огонь стал величайшим помощником для человека? | Ученики задают свои вопросы по тексту, выбирают того, кто ответит на данный вопрос. - Первобытные люди жили группами, потому что в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. - Они изготавливали орудия труда, для того, чтобы разделывать, разрезать шкуру животных. - Первобытные художники рисовали животных, так как от удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей. - Топор, молоток, игла, шило. |
Выполнение заданий в рабочей тетради. - Давайте выполним задание № 1 на стр. 3. - Ребята, а вы знаете, что такое археология? (Слайд 13) - Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Работа в парах. - Ребята, я предлагаю вам выполнить задание № 2 на стр. 3 рабочей тетради в парах. - Рассмотрите рисунки на стр. 5 учебника. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного. - Используя рисунок на стр. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке. | - Слово «археология». Высказывания детей. Ученики выполняют задание в парах. - По сравнению с современным человеком у древнего человека ноги короче. Также как и современный человек, древний ходил прямо. В отличие от современного человека, древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу. По сравнению с древним человеком у современного человека меньше уши. Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше. Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшилась, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше развит орган обоняния. В отличие от древнего человека у современного лоб стал выше, поскольку увеличился объём мозга. Учащиеся составляют рассказ, используя рисунок. |
- Давайте вспомним, что такое история? - На какие эпохи учёные делят историю человечества? - Что изучает «археология»? - Как изучали жизнь первобытных людей? - Что вы знаете о жизни древних людей на территории нашего края? | - История – наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. - Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. - Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. - Учёные проводили раскопки, извлекали из земли вещи древних людей, их кости. - На Курской земле люди живут уже с древних времен. Самые первые следы относится к XV - XX тысячелетию до нашей эры и обнаружены в черте г. Курска. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, основным занятием была охота на мамонтов. Лесостепь способствовала развитию охоты и рыболовства, поселения людей были расположены вдоль рек. При раскопках были найдены каменные топоры, молотки, ножи, наконечники стрел, глиняные черепки. |