Конспект урока окружающего мира на тему "Водоемы нашего края"
Конспект урока окружающего мира на тему "Водоемы нашего края"
Разработка урока содержит краеведческий материал, который может быть использован учителями района. К уроку был собран большой наглядный материал, представленный в виде презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему "Водоемы нашего края"»
Урок окружающего мира
(4 класс).
Воронова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 МР Учалинский район.
Тема: Водоемы нашего края.
Цели:
Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края. Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.
Прививать учащимся бережное отношение к природе. Воспитание любви к родной земле. Осознание значимости себя в окружающем мире.
Оборудование: карта района, карта Башкортостана, слайды озер и рек
Ход урока.
Организационный момент.
1) Сообщение темы урока:
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб тему урока узнать
Кроссворд нам надо разгадать.
Какое слово у нас получилось в выделенной строке? (ВОДОЕМЫ)
Запишем тему урока. (Слайд «Водоемы Учалинского района)
Проверка домашнего задания. (Устные ответы учеников на вопросы).
1).3амените предложение одним словом:
Горы, созданные руками человека из отходов - пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (Терриконы).
Углубление с пологими, заросшими растениями склонами. (Балка)
Возвышенность высотой от 200 до 500 метров. (Холм).
форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров. (Гора).
Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (Овраг).
Работа над новым материалом.
Разгадайте, ребятки, такую загадку:
Я и тучка, и туман, я - река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу, (вода) а вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода
Одинакова ли вода на вкус? ( нет, вода бывает пресная и соленая)
Как вы думаете, какая вода в водоемах нашей местности?
-Где вода соленая? (В морях и океанах)
Какие водоемы вы знаете? (океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей.)
Давайте разделим названные водоемы на две группы, по их происхождению. Водоемы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). Запишем в тетрадь такую схема.
ВОДОЕМЫ
Естественные Искусственные
Река
Канал
Озеро
Водохранилище
Море
Пруд
Океан
Ручей
А сейчас поработаем с картой Башкортостана и Учалинского района
Как называется район, в котором вы живете? А республика?
Какие водоемы расположены на территории Учалинского района? (перечислить)
Наш Учалинский район расположен в восточной части республики Башкортостан. Немного на земле уголков, которые могут сравниться по красоте и природным богатствам нашего края. Здесь тесно сочетаются большое количество рек озер, гор, хребтов, болот, равнин, лесов.
В нашем районе насчитывается 29 озер и 5 водохранилищ , т.е. искусственных водоемов.
Здесь берут свое начало реки Урал, Юрюзань, Ай , Белая текущие в Каспийское море. Реки Уй, Миасс впадают в Карское море .
Как называют место, где река берет свое начало? (исток)
А место впадения реки в другую большую реку или море? (устье)
Что еще имеет река ? (притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берег.
- А теперь внимание на карту Учалинского района.
Удивительные по красоте памятники природы - озера Калкан, Ургун, Ворожеич, Аушкуль. В водоемах водятся сом, сазан, хариус, окунь, язь, щука, налим, лещ, и т.д.
Мы с вами посетили библиотеку кто-то нашел информацию в интернете и приготовили сообщение о озерах и реках нашей местности.
Но прежде давайте посмотрим на озеро. Узнаете? Да это озеро Ургун. (Презентация).
Эта жемчужина Учалинского района - озеро самое крупное в районе.
Сообщение учащегося. Об озере Ургун
Учитель - А сейчас какое озеро вы видите? Калкан, (слайд) Одно из красивейших озер. Множество легенд сложено об этом озере. Кто может рассказать
Сообщение учащегося об озере Калкан.
Учитель: Сейчас мы видим поистине живописное озеро Ворожеич или Карагайкуль, оно не большое, но глубокое, с прозрачной водой. А ближе к берегу растут кувшинки.
Сообщение учащегося.
Учитель: Сейчас вы видите озеро Аушкуль с горой Ауш в переводе наклонная или «святая».
Сообщение учащегося.
Учитель: Около села Учалы находится озеро Большие Учалы.
В нашем районе протекает и берут свое начало более 50 рек. (Показ слайдов)
А нам с вами пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже, солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Продолжение изучения новой темы.
О какой роли водоема была наша физкультминутка. Что мы делали? (Мы отдыхали )
значит водоем это место отдыха людей.
А еще что вы знаете о значении воды?
(Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.
Водоемы - это дом для растений и животных.
Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики).
Да, значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на странице 155, абзац 5 и на странице 156.
(Самостоятельно читают по учебнику)
Как взрослые и дети должны охранять водоемы ? (нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
б.Домашнее задание (стр.154-158)
- Самостоятельно прочитать рассказ «Боль реки» и подумать- можно ли боль реки связать с болью наших озер.
Нарисовать водоем вашей мечты.
Придумать кроссворд с названиями наших рек.
7.3акрепление.
Давайте вместе с вами из всего вышесказанного, услышанного, прочитанного попробуем составить
«Правила поведения у водоемов»
Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.
-Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды, удобрения и ядохимикаты).
И самое главное никогда не ныряйте в незнакомом месте!
При купании будьте осторожны На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки и другие предметы с острыми, режущими краями.